Ставка – на гостеприимство

На развитие туристской отрасли влияет огромное количество факторов: состояние автодорог, авиа- и железнодорожных перевозок, безопасность туристов, участие в российских и зарубежных выставках и многое другое. Основная задача государства – заниматься продвижением туристского продукта, а задача бизнеса – достойно обслуживать гостей. Сегодня в Татарстане достигнут хороший баланс между созданием государством условий, позволяющих туристическому сектору эффективно развиваться, и деятельностью предпринимателей. Результаты налицо. Об этом наш разговор с генеральным директором агентства индивидуального туризма «Персона Грата», президентом Ассоциации туристских агентств РТ Рамилем МИФТАХОВЫМ.

 

– Рамиль Зуфарович, 2018 год запомнится многим россиянам, и казанцам в том числе, чемпионатом мира по футболу, ярким, масштабным, зрелищным. Мировые чемпионаты по любому виду спорта имеют большую аудиторию болельщиков, но футбол выделяется по масштабности и всенародной любви. С ним могут поспорить только Олимпийские игры. В Казани прошли несколько матчей чемпионата. Как Вы оцениваете этот праздник спорта в столице Татарстана, насколько оправдались ожидания гостей и жителей города?

– Казань уже несколько лет назад была готова проводить у себя подобные события. И доказательство тому – прошедшие в прошлом году матчи Кубка конфедераций, когда столицу Татарстана посетили мексиканцы, чилийцы, португальцы, которые с восхищением делились в социальных сетях своими впечатлениями. Этому очень поспособствовали развитая инфраструктура города, большое количество спортивных объектов и огромный гостиничный потенциал.

Если говорить об играх чемпионата мира в Казани, то они прошли на очень высоком уровне. Богатый опыт, приобретенный во время проведения Всемирной летней Универсиады-2013, чемпионата мира по водным видам спорта и других крупных международных событий, доказал, что мы умеем достойно встречать любое количество гостей. Были небольшие нюансы с размещением в хостелах, но в отелях, имеющих категорию 3, 4 и 5 звезд, не наблюдалось никаких проблем. Если говорить про общепит, то в начале футбольного мундиаля в отдельных ресторанах, кафе отсутствовало меню на английском языке, но оно появилось оперативно после наших замечаний. Иностранцам было комфортно, даже в дни пиковой нагрузки, то есть когда проходили сами матчи, потому что от горожан исходила такая же позитивная энергетика и азартный настрой, которыми отличались и иностранные, и российские болельщики. К сожалению, в других регионах, там, где не особо привыкли к крупным международным событиям, не все горожане были положительно настроены. Когда в интернете проводился анализ гостеприимства во время чемпионата, Казань вошла в тройку городов-лидеров.

– В прошлом году более трех миллионов туристов посетили Казань. Многие из них попутно побывали в Болгаре, Свияжске и Елабуге. Это замечательно, но что еще можно усовершенствовать в отрасли, на Ваш взгляд?

– Главный критерий при анализе развития туризма – это показатель количества туристов. И если более трех миллионов посетили Казань, то это значит, что те задачи, которые ставило и ставит Правительство РТ перед городом и республикой, реализуются и достигают высокого уровня.

Спортивные объекты построены в достаточном количестве, они функционируют и служат на благо местных жителей. Если говорить о дорогах, то сейчас они в гораздо лучшем состоянии, чем это было лет пятнадцать назад. Что касается аэропорта, там прошла серьезная модернизация, правда, принять одномоментно огромный наплыв туристов, который наблюдался в дни матчей чемпионата, совсем непросто. Нас спасло то, что болельщики приезжали не в один день, иначе очередь на паспортный контроль могла бы начинаться со взлетно-посадочной полосы. Поэтому здесь есть нюансы. Что касается обслуживающего персонала, то сейчас уже гораздо больше специалистов в сфере обслуживания, которые владеют английским языком, по крайней мере, на том уровне, чтобы суметь понять иностранца.

Хочу отметить новшество, которое было принято властями страны специально для проведения чемпионата мира по футболу, а именно паспорт болельщика. Это уникальный проект, доказавший свою востребованность. Практика показывает, как тесно взаимосвязаны отмена виз и рост количества туристов. Если между Россией и какой-либо страной подписывается соглашение об отмене виз, то мы сразу наблюдаем рост количества гостей из этой страны. Вот недавно подписано соглашение России с Арабскими Эмиратами. Из Казани, кстати, есть прямой рейс в Дубай. А туристы из Арабских Эмиратов далеко не бедные. Приезжая сюда, они могут тратить по несколько тысяч долларов, так как питаются только в дорогих ресторанах, живут в отелях категории 5 звезд. Они любят посещать рынок и ювелирные магазины, с удовольствием дегустируют алкогольную продукцию и в целом очень любопытны и любознательны.

Совершенствоваться в плане обслуживания гостей можно и нужно всегда. Это касается и обслуживающего персонала, который должен владеть английским языком, и новых «фишек» в продвижении туристических маршрутов.

– Кстати, о туристических маршрутах. Понятно, что они давно разработаны и популярны. Но не исчерпан ли потенциал в этом смысле? Что еще можно предложить туристам?

– Всегда востребованный маршрут – «Три дня в Казани». Он очень насыщенный и интересный. Но людям нужны новые ощущения. Речь идет о событийном туризме, когда республику посещают во время крупных событий – фестивалей, форумов, соревнований. Например, отмечу международные состязания по авиагонкам в августе в Казани, когда лучшие пилоты легкомоторных самолетов соревнуются в скорости и мастерстве прохождения специальных низковысотных трасс. Во время мероприятия у отелей загрузка порядка 90%.

Также туристов интересуют интерактивные программы при проведении экскурсий. Одно дело, когда маршрут вам «прокладывает» классический гид, и совсем другое дело, когда историю «рассказывает» Казанский кот через свою призму видения или прекрасная Сююмбике. По выходным дням на территории Казанского кремля по инициативе нашей ассоциации проходят яркие театрализованные представления. Также по нашей инициативе и при поддержке властей республики и Государственного комитета РТ по туризму в ресторанно-развлекательном центре «Туган авылым» в аутентичной атмосфере деревянных построек проводится зрелищное национальное фольклорное шоу. Мы уверены в том, что оно станет визитной карточкой Татарстана, самостоятельным брендом. Яркие национальные новеллы в исполнении танцоров и певцов знакомят гостей с древними татарскими преданиями. Так что «фишки» придумывать можно и нужно. И мы и дальше будем этим заниматься.

– А каковы главные задачи Ассоциации туристских агентств? И как организация взаимодействует с Государственным комитетом РТ по туризму?

– Ассоциация включает в себя туроператоров, занимающихся преимущественно внутренним туризмом. Мы выступаем экспертами, профессиональными участниками рынка, в том числе для органов власти, в плане приема туристов в Татарстане. Один из наших актуальных проектов, к примеру, издание методической работы по проведению экскурсий для школьников. В целом мы принимаем активное участие в деятельности, направленной на развитие внутреннего туризма. В составе нашей организации порядка 45 компаний. Государственный комитет РТ по туризму непосредственно связан с разработкой госдокументов, регламентирующих актов. Мы же, с точки зрения туроператоров, анализируем законодательные инициативы, предлагаем, рекомендуем, к примеру, какие-то пункты упростить. Ведь наша главная задача – совершенствовать турпродукт.

– Что касается сувенирной продукции, не секрет, что немалая ее часть выполнена в Китае. Но ведь туристам гораздо приятнее приобрести продукцию местного производства…

– С этой ситуацией ничего поделать нельзя. Китайские товары были, есть и будут на рынке в силу своей низкой себестоимости. Но надо отдать должное местным производителям, они тоже не стоят на месте. Отдельно отмечу сувенирную продукцию с символикой Visit Tatarstan, которая изготавливается именно в нашей республике и очень нравится как местным жителям, так и гостям города. Создан бренд-бук, отражающий историческую и современную составляющие идеологии бренда. Он представляет собой отдельные «слои» – паттерны (узоры), которые ассоциируются с различными эпохами Татарстана, начиная с булгарской цивилизации и заканчивая современностью. Большой популярностью пользуются чехлы для чемоданов, свитшоты, футболки, бейсболки, рюкзаки, принтованные зонты, чехлы, сумки. Элементы фирменного стиля Visit Tatarstan используют аккредитованные властями республики музеи, рестораны, гостиницы, транспортные и сувенирные компании.

– На Ваш взгляд, достаточно ли активно государство в развитии туризма в Татарстане?

– Безусловно. За последние годы сделано очень много для развития туризма. Я неоднократно принимал участие в мероприятиях Ростуризма и Министерства культуры РФ, и там Татарстан постоянно ставят в пример, это в первую очередь заслуга Президента РТ Рустама Минниханова. Его лозунг – «Алга!». И это касается абсолютно всех сфер развития и продвижения Республики Татарстан и, конечно же, туризма. Сейчас самое главное – продолжать идти дальше, только вперед, ставить новые цели и задачи. И тогда Татарстан всегда будет удерживать пальму первенства среди популярных туристских направлений.

– Спасибо Вам, Рамиль Зуфарович, за содержательную беседу!

Беседовала Эльмира ТАХАУТДИНОВА

На главную
Яндекс.Метрика