Театру надо служить  

«Д’Артаньян и три мушкетера», «С любимыми не расставайтесь», «ТАСС уполномочен заявить», «Предчувствие любви», «Ночные забавы»… Известные фильмы, любимые многими. Во всех этих картинах снималась замечательная актриса Ирина АЛФЕРОВА. Она дает зрителям то, что высоко ценится публикой, – естественность и искренность. Неслучайно в репертуаре Ирины Алферовой практически нет отрицательных ролей. А в жизни она делает то, чего требуют душа и сердце, редко дает интервью, не любит светские тусовки, предпочитая гораздо больше времени проводить с близкими. Поэтому творческая встреча со зрителями в Казани стала долгожданным сюрпризом для ее поклонников. На страницах журнала «Республика. XXI век» – размышления Ирины Ивановны о кино, о жизни, о себе.

 – Я считаю, что мне очень повезло, поскольку судьба сводила меня в кино и в театре с потрясающими партнерами, великолепными актерами, которые не просто работали, а жили, дышали профессией. К сожалению, многих из них сегодня уже нет в живых. Я часто вспоминаю момент экзаменов в ГИТИСе – страшно волновалась, потому что конкурс был огромный. Представьте, на курс принимают всего двадцать человек, а количество желающих переваливало за сотню. И, конечно, все, кто в итоге увидел свою фамилию в списках студентов, были на седьмом небе от счастья. Так вот, один из наших преподавателей в самом начале учебного года сказал такую фразу: «Ребята, вы очень хорошо знаете, как много было желающих оказаться на вашем месте. Выбрали вас, поэтому вы должны ценить и оправдать этот выбор. Если вдруг окажется, что кто-то из вас не настолько способен, талантлив и трудолюбив, как того требует актерская профессия, то, поверьте, на ваше место быстро найдут замену. Ряды сомкнутся, помните об этом».

Казалось бы, верные слова. И на тот момент я искренне верила в их правоту. Но прошли годы, десятилетия, и стало понятно, что выражение «незаменимых людей нет» неправильное, причем речь идет о разных отраслях, просто в актерской профессии это особенно ярко видно. Я работала, помимо Саши Абдулова, с Олегом Янковским, Евгением Евстигнеевым, хорошо знала Андрея Миронова, Евгения Леонова. Разве нашлась им замена? Разве их ряды сомкнулись? Нет, и никогда не сомкнутся. Мы понесли невосполнимые потери. Обидно, ведь эти потрясающие актеры не в возрасте ушли, могли бы еще столько сыграть и столько сделать на благо кино и театра, но перестройка и смутные времена в стране их подкосили.

Я ни в коем случае не говорю, что нынешнее поколение актеров хуже, есть очень симпатичные и талантливые ребята, но не появился никто уровня Абдулова или Янковского. Если бы вы видели Сашу Абдулова в театре, вы бы поняли, о чем я говорю. Он просто горел в любом образе, о его бурном темпераменте ходили легенды. Когда он выходил на сцену, все пространство было только его, на него смотрели с восхищением, он, как батарейка, заряжал и партнеров, и зрителей удивительной энергетикой. Саша обожал жизнь, творчество, сцену, театр. Он создавал особую атмосферу в театре, когда все были охвачены энергетикой, желанием что-то делать, реализовывать новые проекты. Вместе с ним мы придумывали смешные капустники, дружно отмечали праздники.

Олег Янковский был другом Саши Абдулова, гений в профессии, хотя другого темперамента, чем Саша. Если Абдулов стремился реализовать себя во всех образах, не отказывался ни от каких ролей, мог быть параллельно задействованным в нескольких постановках, то есть ему хотелось постоянно показывать зрителям умение быть абсолютно разным, то Янковский был довольно избирательным в предложениях от режиссеров. Но оба они актеры от Бога, и оба воплощали в себе идеальных мужчин своего времени.

А как можно забыть Евгения Евстигнеева? Мы снимались с ним в двух картинах: «Ночные забавы» и «Человек с аккордеоном». Я была восхищена тем, как он даже в крохотной роли мог вытянуть весь фильм. Режиссеры хорошо знали умение Евстигнеева делать яркой и запоминающейся любую роль, поэтому его постоянно приглашали сниматься в эпизодах то в одном, то в другом фильме, и, к счастью, без крупных ролей он тоже не остался. Вспоминая, анализируя, сравнивая наше поколение и поколение сегодняшнее, думаешь: неужели все могло настолько измениться, что оказалось утерянным что-то самое главное, неподвластное материальным потребностям? Ведь на самом деле не стало рождаться меньше талантов, нет, сегодня много способных актеров и актрис, но у них совсем другое отношение к профессии, другой взгляд, другая шкала ценностей. Театру надо служить, а многие просто работают.

Да и в кино… Здесь тоже надо выкладываться в полную силу, чтобы фильм запомнился и остался надолго в памяти зрителей. Моей первой картиной стал многосерийный военно-исторический фильм «Хождение по мукам» режиссера Василия Ордынского. Фильм снимался долго и непросто, но режиссер был потрясающий человек, профессионал с большой буквы. Он прошел Великую Отечественную войну и военные сцены ставил особенно точно, детально, характерно. Образ Даши Булавиной, предложенной мне, я приняла с удовольствием, потому что эта героиня похожа на меня по характеру. Ордынский, по-моему, блестяще справился с картиной, зритель полюбил фильм надолго. Я благодарна режиссеру, потому что он помог мне поверить в себя, преодолеть неуверенность, скованность. И, скажу откровенно, когда я узнала о новой версии фильма, снятой недавно, это вызвало у меня скорее негативные чувства. Хорошо, если бы мы увидели оригинальный, другой взгляд с высоты современности, какую-то глубину образов, но я лично не прочувствовала в ремейке что-то особенное. Неудачно подобраны актеры, как-то все поверхностно снято. Ремейки любых фильмов почти всегда получаются хуже, и зачем режиссеры берутся их снимать, непонятно.

Если сравнивать кино и театр, то мне всегда казалось, что театр – это что-то прекрасное, возвышенное в противовес кино. Я никогда не стремилась играть в кинофильмах, считая, что для актрисы важнее реализоваться в театральных постановках. Не забуду, когда впервые попала в Ленком и ощутила там удивительную атмосферу, созданную Марком Захаровым, когда хотелось творить, постоянно создавать что-то новое, интересное, яркое. Хотя… есть некоторая неудовлетворенность. Я могла бы создать больше образов в театре и сыграть больше ролей в кино.

А еще у меня до сих пор осталась обида на режиссера фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» Юнгвальд-Хилькевича, который тихо ненавидел меня на съемочной площадке и не помогал ничем. Я играла Констанцию, и весь образ героини был выстроен исключительно по моим собственным представлениям о ней, хотя мне так необходима была поддержка режиссера, его советы.

Но я прекрасно знаю, что в жизни ничего не случается просто так, любой опыт необходим и он учит многому, дает многое понять.

Я благодарна судьбе за все: и за творчество, и за встречу с людьми, которые стали мне по-настоящему близки, и за печали, надежды, победы. Все случилось так, как случилось, и надо дальше жить с той мудростью, опытом, любовью, которые уже есть. Судьба у всех складывается по-своему, однако в ней всегда есть место прекрасному, и надо уметь ценить то, что есть.

Записала Сания Курамшина

На главную
Яндекс.Метрика