Нэсур Юрушбаев о творчестве, татарах и дружбе народов

Можно только удивляться количеству реализованных Нэсуром ЮРУШБАЕВЫМ международных проектов на благо татарского народа. Режиссер, сценарист, писатель, поэт, журналист снимает документальное кино, пишет книги, разыскивает захоронения татарских бойцов, погибших на чужбине, занимается поисками архивных документов и возвращением их в Казань…

– Нэсур Андарович, Вы долгие годы прожили в Германии, далеко от исторической родины. Но именно в этой стране Вы стали воплощать в жизнь уникальные проекты, раскрывающие белые пятна в истории татарского народа…

– Да, и сколько бы ни было сделано, не собираюсь останавливаться на достигнутом. Я ведь по образованию журналист, окончил факультет журналистики КГУ (КФУ) и уже в студенчестве стремился постоянно узнавать что-то новое о своей родине, о своей нации, своих корнях, проводить аналогии между прошлым и будущим. Тем более что тогда время было такое – перестройка, менялось мировоззрение, все чувствовали, что назревают перемены в стране, этих перемен одновременно и боялись, и ждали. А когда после учебы я уехал в Германию вслед за девушкой, которую полюбил, то стал непосредственным свидетелем и участником революционных событий уже в ГДР. Я имею в виду падение Берлинской стены. И вот с тех пор судьба постоянно давала мне неожиданные шансы, чтобы связать невидимыми нитями мою историческую родину (а родился я в Пермском крае, на Урале) и Германию. Это касается, например, документальных фильмов, которые я снимал, в том числе и про военнопленных татар в Германии в годы Второй мировой войны.

А идеи для фильмов подсказывает сама жизнь. Вот, например, интересна история создания картины «Голос моего отца». Так получилось, что я обнаружил в одном из архивных управлений Германии книгу 1930 года «Татарские тексты». Ее автор – немецкий ученый Gotthold Weil расшифровал аудиозаписи военнопленных татар с пластинок, собранных немецкими лингвистами в годы Первой мировой войны. Меня заинтересовал первоисточник, поэтому я занялся поисками и, наконец, нашел  в одной из старейших библиотек Берлина 43 пластинки с голосами, песнями военнопленных татар и башкир. Оцифровав и записав аудиоархив, передал его Татарстану, а сам решил снять документальный фильм и в процессе съемок даже познакомился с дочерью одного из пленных – Венерой Ибрагимовной – и привез ей запись ее отца Ибрагима Халимова. Даже в своем довольно преклонном возрасте она была очень растрогана и признательна. Думаю, уже только ради этого стоило снять фильм. А еще мне удалось обнаружить первую печатную книгу татар, которую я передал Всемирному конгрессу татар, позже в Академии наук РТ ее перевели с латыни на русский и татарский языки.

– Говорят, что благодаря Вашей инициативе зародилась дружба между двумя Лейпцигами – немецким и уральским?

– Да, не секрет, что в Челябинской области более 20 населенных пунктов, названных в честь городов Европейского континента, эту территорию даже называют «маленькой Европой». Здесь есть Париж, Берлин, Лейпциг, Кассель, Фершампенуаз, Арси, Бреды, Варшавка. Все европейские названия даны в память разных войн, в том числе Отечественной войны 1812 года. Поселок Лейпциг – свидетель самого масштабного на тот момент сражения в мире против наполеоновских войск, в котором с обеих сторон участвовало 400 000 тысяч человек. И это, пожалуй, единственный случай, когда русские и немцы сражались вместе против третьей стороны. В составе русской армии находились татары, башкиры и другие народы Российской империи. В память об этом событии в Германии в Лейпциге стоит внушительный памятник под названием «Битва народов». У меня возникла идея поставить подобный памятник в поселке Лейпциг Челябинской области, но назвать его «Дружба народов». И я счастлив, что удалось это сделать, конечно, благодаря поддержке людей, как местных жителей, так и немцев, которые загорелись идеей. Нашлись и средства, и стройматериалы, и транспорт. Главное – была вера в результат, поэтому все и получилось. А какие эмоции были у жителей поселка! Сегодня памятник «Дружба народов» – одна из главных туристических достопримечательностей поселка.

– Нэсур Андарович, можно много говорить о Ваших проектах. Но любая идея требует финансирования. Именно поэтому многие энтузиасты даже и не пытаются что-то начинать, даже если горят желанием…

– Вы совершенно правы. Средства нужны, и немалые, но каждый раз я настолько загораюсь поставленной задачей, что они находятся. Это и мои личные накопления, и спонсорская поддержка либо выигранные гранты. Я верю в то, что высшие силы помогают, когда планируешь что-то сделать на благо общества, много раз в этом убеждался. Главное – не отступать, когда начинают возникать трудности (а они возникают, конечно), иначе в какой-то момент испугаешься, и ничего не получится.

– Понятно, что в каждый проект Вы вкладываете частицу души и все они Вам очень дороги. И все-таки, чем особенно Вы гордитесь?

– Когда-то у каждой деревни были ворота, которые охраняли жителей от злых чужаков, от диких животных, от всех бед. Считалось, что на воротах сидят ангелы и оберегают благополучие. Но ворот нет уже давно, и многие деревни в новейшей истории заброшены – поля не засеяны, мужчины спиваются, дети не рождаются. И мне пришла такая идея – реализовать проект «Открытые ворота России». На Урале в одной из деревень я нашел крепкие старые ворота и решил с их помощью возродить символ процветающих деревень. Сначала обратился к хазрату местной мечети, получил от него благословение, а потом мы всем миром, то есть всей деревней, отремонтировали и поставили эти ворота, рядом обустроили территорию, установили скамейки, посадили деревья. И сегодня это любимое место отдыха сельчан. Туда приходят молодожены и просят счастья у Всевышнего. А проект зашагал по стране, уже в нескольких деревнях поставили подобные ворота. Это и ответ на западные санкции – вы к нам со злом, а мы с открытой душой.

Еще мне очень дорог мой первый игровой фильм «Отчий дом», представленный в 2018 году на Казанском кинофестивале мусльманского кино. В картине поднята актуальная тема одиночества стариков и существования домов престарелых. Зрители тепло его приняли. Фильм стал лауреатом Международного фестиваля «Мы вместе – 2018» в Аланье (Турция), победив в номинации «Лучшая актерская работа». «Отчий дом» переведен на немецкий язык и будет показан в Германии.

– Какие планы у Вас на ближайшее будущее?

– Мечтаю поставить большой памятник коню в Казани. Видимо, это желание идет из детства, которое прошло на берегу реки, среди Уральских гор. Вообще, планов много. В настоящий момент готовлюсь к съемкам художественного фильма о Мусе Джалиле и легионерах, выступаю в качестве автора сценария и режиссера-постановщика. Пока занят сценарием, с утра до ночи пишу. Изучил сотни документов, книг… Очень много информации, порой противоречивой… А мне ошибаться нельзя… Поэтому через день встречаюсь с историками, учеными. Но все секреты пока раскрывать не буду. Поживем – увидим.

– Спасибо Вам, Нэсур Андарович, за интересную беседу! И удачи Вам!

Беседовала Гульнара ХАСАНШИНА

На главную
Яндекс.Метрика