Праздник каждый день

Казань сегодня называют третьей, спортивной столицей России. А вот Айдар ФАЙЗРАХМАНОВ, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая и художественный руководитель Государственного ансамбля фольклорной музыки РТ, убежден: Татарстан – еще и культурный центр России.

 Айдар Фатхрахманович, Вы неоднократно говорили о том, что «сцена – место священное… Артист – сложная и благородная профессия, ей надо учиться всю жизнь».

– Мое мнение по поводу профессии артиста никогда не изменится. Я убежден, что никакие требования времени не оправдают людей, которые отравляют сознание зрителей и слушателей, рассказывая и показывая со сцены недопустимые с точки зрения морали вещи. Думаю, что возникновение разных концертных организаций – совсем не плохо. Тот факт, что в Казани проводится огромное количество достойных фестивалей, креативных проектов, концертов исполнителей любых жанров, организаторами которых выступают разные структуры, а не только филармония, замечательно. Ведь как раз благодаря общей слаженной творческой деятельности наш город и можно считать культурной столицей России.

Но филармония – особый мир, сложившийся за богатейшую 80-летнюю историю. У нас есть музей, где документальные источники рассказывают о непростом и одновременно великом периоде 1940-х годов, когда музыкальная культура народа становилась все более открытой. Когда сотни тысяч молодых людей из деревень уезжали на крупные стройки, а в городах появлялась неподражаемая культура сельского фольклора. И вот тогда перед государством и встала задача упорядочить хаотичную разнообразную концертную жизнь, создать условия для консолидации исполнительских сил. Поэтому и организовали во всех крупных городах государственные филармонии.

И сегодня, когда прошло уже 80 лет с момента создания Татарской государственной филармонии, она по-прежнему является государственной организацией и ее политика в полной мере зависит от политики Министерства культуры республики. Мы были и остаемся социально ориентированными. Просветительская и воспитательная функции были, есть и будут для нас приоритетными. В филармонию приходят люди разных поколений – дети, молодежь, люди среднего возраста, потому что каждый может найти в репертуаре что-то свое. Джаз, симфоническая музыка, народные мелодии, эстрада – присутствуют практически все жанры музыкального искусства. А для детей, подростков – развивающие и воспитывающие творческие программы.

Но что-то же все-таки изменилось в деятельности филармонии в новейшей истории?

– Изменения касаются материально-технической оснащенности. Сегодня мы имеем прекрасное здание, достойный концертный зал с великолепной

акустикой, удобные гримерки, комфортные условия для зрителей, начиная с гардероба и заканчивая буфетом. Огромное спасибо за это первому Президенту РТ Минтимеру Шаймиеву и нынешнему Президенту РТ Рустаму Минниханову. Их участие и неравнодушие позволили получить такой концертный зал, которым восхищаются даже звезды мирового масштаба.

И еще один факт. Современная Татарская государственная филармония им. Г. Тукая активно интегрировалась в международное пространство. Я имею в виду бурную гастрольную деятельность наших коллективов. К примеру, Государственный ансамбль фольклорной музыки, которым я руковожу, побывал с концертами в сорока странах Европы, Азии и Африки. Несколько раз выступали в Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, Китае, представляя культуру России. Хочу подчеркнуть: в филармонии на каждом этапе ее развития трудились блестящие мастера сцены, имена которых навсегда останутся в истории культуры республики. Ни в коем случае нельзя сравнивать и говорить, мол, сейчас лучше, а когда-то было хуже. В вопросах профессионализма исполнителей организация никогда не опускала планку. Артисты филармонии поднимали дух бойцов на фронтах Великой Отечественной войны, приезжали с концертами к строителям КАМАЗа, передовикам села. А какие имена! Знаменитые дирижеры Натан Рахлин и Фуат Мансуров, солисты-вокалисты Альфия Авзалова, Рашид Вагапов, Усман Альмеев, Ильгам Шакиров, Ренат Ибрагимов, Флюра Сулейманова, Ганс Сайфуллин, Эмиль Залялетдинов, мастер художественного слова Айрат Арсланов. Перечислять можно долго, ведь каждый, кто трудился и трудится сегодня, – настоящий патриот и филармонии, и республики.

Айдар Фатхрахманович, Татарская государственная филармония им. Г. Тукая получила Благодарственное письмо от Президента РФ Владимира Путина. Это признание дорогого стоит и, думаю, стимулирует на новые успехи…

– Конечно. Самое главное в том и заключается, что мы не стоим на месте. Вся команда во главе с директором Кадимом Нуруллиным работает на результат. За несколько лет удалось сделать широко востребованными на всероссийском уровне такие фестивали, как «Филармониада», «Джазовая Казань», Международный фестиваль классической музыки имени Рустема Яхина, «Народные мелодии». В этих проектах участвовали Юрий Башмет, Денис Мацуев, Игорь Бутман, Иосиф Кобзон, Илья Резник, Василий Лановой и многие-многие знаменитости. Сейчас в Татарской филармонии трудятся четыре прославленных коллектива: Государственный оркестр народных инструментов РТ (художественный руководитель – народный артист России, лауреат Государственной премии имени Г. Тукая Анатолий Шутиков), Государственный ансамбль фольклорной музыки РТ под моим руководством, Филармонический джаз-оркестр РТ (художественный руководитель – Сергей Васильев), Филармонический музыкально-литературный лекторий (художественный руководитель – заслуженный артист Татарстана Владимир Васильев). Все они горят творчеством, заряжая публику энергией и положительными эмоциями.

Мы не забываем дарить праздник сельским жителям. К примеру, Государственный ансамбль фольклорной музыки в прошлом году побывал в десяти районах Татарстана, в этом году «отработали» несколько районов, уделяя особое внимание детям. Вызываю ребятишек на сцену, общаюсь с ними, даю возможность поиграть на народных инструментах. Я сам вырос в деревне и помню, каким огромным событием всегда были приезды артистов из Казани. В детскую душу необходимо вкладывать любовь к профессиональной музыке, убежден в этом. Филармония воспитывает и лечит души от всего аморального, что мы видим по телевидению или в Интернете.

У Вас есть мечта?

– Очень бы хотелось реализовать и сделать на постоянной основе проект-фестиваль «Золотая Орда» с участием тюркских народов. Возродить горловое пение у татар, которое практически исчезло, а из истории известно, насколько оно было востребовано у нашего народа. Я постоянно изучаю фольклорные источники, поэтому хорошо это знаю. А вообще, филармония – живой организм, постоянно развивающийся. Поэтому я уверен, что впереди новые этапы, победы, проекты, которые обязательно найдут признание у публики.

Спасибо Вам, Айдар Фатхрахманович, за содержательную беседу! Дальнейших творческих успехов!

Айгуль ГАЛИЕВА

 

 

 

На главную
Яндекс.Метрика