Ак эби: светлая бабушка

Нина Касакина

«Нам очень важно, и в большой России, и здесь, в Татарстане, жить в мире и согласии, в полном взаимопонимании. Мы можем быть носителями разных религиозных ценностей, культур, говорить на разных языках, но мы одна страна. Слава Богу, Татарстан является в этом плане добрым и хорошим примером». Это мудрое высказывание принадлежит митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану. Но, чтобы не допустить в будущем духовного вакуума, необходимо из поколения в поколение передавать традиции и обычаи своих предков.

 Много ли мы знаем о народе кряшен? К сожалению, нет. Некоторые до сих пор спорят, являются ли кряшены потомками насильно крещенных во времена Ивана Грозного, после падения Казанского ханства, либо речь идет о потомках тюркского народа, добровольно принявшего христианство еще во времена Волжской Булгарии. А ведь на заре советской власти, в 1920-е годы, таких дискуссий не было. Кряшены учились в своих школах, участвовали в богослужениях, отмечали православные и всенародные праздники. Однако позже, несколько десятилетий подряд этому народу пришлось прилагать немало усилий для того, чтобы сохранить свою самобытность. Поэтому огромного уважения заслуживают люди, вопреки испытаниям сохранившие веру предков и приобщающие к ней молодежь. В их числе Нина Яковлевна Касакина, одна из самых уважаемых жительниц Бурдинского сельского поселения Тукаевского муниципального района.

На территории Тукаевского района несколько кряшенских сел. Два из них – Бурды и Евлево – входят в состав Бурдинского сельского поселения. Гордость поселения – кряшенский народный фольклорный ансамбль «Борды», который существует не один десяток лет. Кстати, село Бурды после революционных событий 1917 года считалось центром кряшенского возрождения.

Нина Яковлевна, долгожительница селы Бурды, пользуется непререкаемым авторитетом у своих земляков. Всю жизнь она не забывает свои корни, род и обычаи своего народа. Ничего удивительного, ведь с раннего детства она впитала в себя духовную атмосферу кряшен. Ее мама пела в церковном хоре. А мамина сестра Анисия собирала раритетные религиозные книги середины и конца XIX века. Эти книги (как оригиналы, так и копии) бережно хранятся в доме Нины Касакиной. Среди них «Поминанье с приложением статьи о православном поминовении живых и усопших, «Библия для верующих и неверующих», «Главные церковные праздники Господни и Богородичны» и многие другие важнейшие издания.

– Нина Яковлевна долгие годы проработала учительницей, – рассказывает Роза Абдульманова, глава сельского поселения. – Она и сейчас приобщает молодежь к традициям предков. Мы называем ее Ак эби (светлая бабушка), ведь Нина Яковлевна – хранитель культуры нашего народа. Всегда обращаемся к ней, когда нужно узнать историю того или иного праздника, проконсультироваться по вопросам строительства храма, советуемся по всем проблемам. Мы говорим спасибо Нине Яковлевне и ее сыновьям, благодаря которым в селе Евлево построена часовня. Молельный дом состоит из двух комнат: одна предназначена для богослужения, а вторая – для трапез. После богослужений в трапезной собираются односельчане, которые приносят угощения, тепло общаются за чашкой чая, совместно обсуждают актуальные вопросы села, помогают нуждающимся. Нина Яковлевна умеет сплачивать вокруг себя людей, заинтересованных в судьбе кряшен. Без сомнения, благодаря Нине Касакиной и ее неравнодушным землякам возрождается и сохраняется культура и вера кряшен. И можно только порадоваться за Бурдинское сельское поселение, ведь там, где знают историю своего народа, гораздо лучше ориентируются в настоящем и будущем.

На главную
Яндекс.Метрика