АРМЕН ГРИГОРЯН:«Важно, что ты видишь вокруг…»

Группа "Крематорий", Армен ГРИГОРЯН в центре

В интервью с бессменным лидером рок-группы «Крематорий», композитором и музыкантом Арменом Григоряном мы поговорили о готовящемся новом альбоме, возможных записях с зарубежными рок-музыкантами, юбилейных релизах и многом другом.

– Армен Сергеевич, в скором времени будет чем удивить почитателей Вашего таланта?

– Вы как раз застали меня за работой над новыми песнями. Об альбоме пока речи нет, но синглы практически готовы. Сейчас экспериментируем с саунд-продюсерами. Главная задача – попытаться добиться оригинального звучания, чтобы будущие песни продвинули нас еще на один шаг вперед!

– С открытием границ появилась возможность записываться с зарубежными музыкантами…

– Я, честно говоря, не вижу в этом особого смысла. Разве что ради пиара. Уровень музыкантов нашей группы, да и обойма сильнейших сессионных музыкантов позволяет реализовывать любые идеи. Профессиональный исполнитель-абориген, которого можно помучить в студии, во много раз результативнее забугорной звезды, залетевшей между делом на огонек. Конечно, все зависит от конкретных целей и задач по каждой песне. К примеру, при использовании этники приглашение иностранцев, носителей конкретной музыкальной культуры крайне уместно.

– Есть ли у Вас в планах по случаю 35-летия группы выпустить антологию «Крематория», может быть, с редкими вещами, ауттейками и концертными версиями?

– Скоро ожидаются два релиза. Первый – ремастерованный этой осенью сборник наших лучших песен – HITS HOTEL. Второй – антология ранних песен под названием Antiquus. Выход этого антиквариата стал возможным благодаря моему другу Игорю Калибабчуку, случайно обнаружившему на даче бобину Basf с записями моего кухонного выступления в первой половине 80-х годов. Там есть забытые песни. Мы заново записали одну из них («Сладкая жизнь»), также сделали винтажные версии трех песен, которые пребывали до этого в ужасающем качестве, ну и ремастеровали мои первые опусы 1983–1984 годов, разбросанные по разным альбомам. В результате получился достаточно симпатичный сборник юношеского максимализма, или, как я его характеризую, «квартирного-акустического панка» из глубокого крематорского подполья. В сборник вошло 17 песен, которые звукорежиссер Андрей Калинин и его специальные железки из Америки превратили в довольно свежий продукт. Думаю, что этот исторический раритет будет интересен всем поклонникам «Крематория» и коллекционерам, к тому же он вполне уместен к публикации в этот юбилейный год.

– Знаю, что в последние годы Вы занимаетесь архитектурой и дизайном. Над чем работаете сейчас?

– Что касается архитектуры, то процесс практически завершен и результатом я доволен! Получился комплекс из одного большого трехэтажного дома и трех небольших таунхаусов.

– Продолжаете ли Вы слушать альбомы рок-ветеранов прошлого или Вас больше привлекает современная музыка?

– Рок-ветеранов прошлого слушаю, и с большим удовольствием, но что касается их новых релизов, то здесь все не так однозначно. Скажем, последнюю и очень качественную работу сэра Пола Маккартни второй раз слушать не стал. Эта субъективная оценка связана исключительно с нынешним периодом моей жизни. Сейчас меня больше интересует то, что несет в способах выражения звука нечто действительно новое. Я сожалею, что больше нет Linkin Park. Вот эти ребята действительно пытались расширить свой же жанровый диапазон и звучание, и это у них хорошо получалось!

– Вы коренной москвич. Какие у Вас любимые места в Москве?

– Современная Москва превратилась в абсолютно эклектичный город. Я бы вызвал на ковер главного архитектора, чтобы допросить его с пристрастием и выяснить, есть ли какая-то внятная идея развития города. Потому что складывается впечатление, что для городской власти главное – это продать участок под строительство, даже если на этом месте находится крепкий малоэтажный жилой дом. А что будет дальше – плевать они хотели! К тому же абсолютно непонятно устроено автомобильное движение с противоречащими друг другу знаками, нелогичной дорожной разметкой и прочими ловушками для штрафов. Недавно один из центральных каналов снял фильм-эссе о моей школе, и я обнаружил, что район Речного вокзала, мое родное Катманду, превратили, извините за выражение, в полную хрень. Зачем было строить столько высотных бетонных коробок, даже не продумав вопросы парковки? Зачем было вырубать деревья и уничтожать парк, который был «легкими» этого района Москвы, ума не приложу! Я утвердился во мнении, что руководство столицы живет по принципу маркизы де Помпадур – «после меня хоть потоп». Слава Богу, что еще остались неискореженные фрагменты центра! Мой самый любимый участок в Москве – сектор от площади Маяковского до Арбата. Пока еще можно спокойно посидеть у Патриарших, чтобы над головой не нависал очередной бетонный чемодан.

– От темы Москвы перейду к теме Казани…

– Я помню Казань совсем другой в 80-х годах. И должен сказать, что, на мой взгляд, город действительно преобразился, изменился в лучшую сторону. Как раз-таки его можно смело противопоставить Москве, потому что в Казани видно, что все делается по уму, с ясной идеей и смыслом. В последний раз мне очень понравилась вечерняя Казань, с удовольствием по ней прогулялся. И чище стал город гораздо. А у Вас какое впечатление от Казани?

– Мне город тоже очень нравится. Комфортно в нем жить и работать. Для меня немаловажно, что в столице Татарстана развита культурная жизнь. Приезжают крупные звезды: от Cтинга до «Скорпионз». И если раньше я хотел жить в Москве, то теперь такого желания уже нет.

– Я Вас понимаю.

– Армен Сергеевич, в Казани несколько лет функционирует «Школа рока».

– У нас такая практика уже существуют – в школах рока дают мастер-классы музыканты «Крематория». И им подобное общение и взаимодействие с молодыми талантами очень нравится. Я однажды побывал на одном из таких уроков и был приятно удивлен, насколько наши ребята подкованы в истории музыки, не говоря уже о технике исполнения. В последний приезд в Казань, к слову, такая встреча состоялась.

– Как Вы справляетесь с плохим настроением, если оно иногда появляется?

– Во-первых, очень помогают путешествия, гастроли, любящая жена и дети. Сейчас мы практикуем вахтенный метод жизни – играем только с сентября по декабрь (это осенний тур) и с марта по май (весенний). Остальное время – полная свобода и анархия! Зимой мы с женой уезжаем жить во Вьетнам, где снимаем коттедж, в котором в одной из комнат я оборудовал студию звукозаписи. Таким образом, появилась возможность писать песни с нашими музыкантами в онлайн-режиме, и это так называемый студийный период. Лето я провожу в Армении, наслаждаясь тамошней красотой! Вообще, я считаю, что созерцание цветущей природы очень благотворно влияет на творческий процесс. Важно, что ты видишь вокруг, и это, безусловно, влияет и на настроение!

–А телевизионные новости влияют Ваше отношение к миру? Или Вы стараетесь не углубляться?

– Стараюсь не углубляться. Но все равно есть ощущение, что негативная энергия, которая распространена сейчас по всему миру, не только в России, может рано или поздно привести к серьезной катастрофе. Не может пружина сжиматься вечно. Когда-то она должна рвануть. Надо изо всех сил в сложившейся ситуации искать то, что не разобщает людей, а объединяет! Музыка на это способна, я в этом убежден! И это делает мою жизнь осмысленной.

Беседовал Фарид ДИБАЕВ

Фото из архива Армена ГРИГОРЯНА

На главную
Яндекс.Метрика