Стимул важен для результата

В феврале отмечается День российской науки. Это хороший повод напомнить о том, что у государства, претендующего на лидерские позиции в области экономики, должно быть два безусловных приоритета – наука и образование. Но в обеих сферах в нашей стране не все так радужно, как хотелось бы. Впрочем, наука – слишком многогранное понятие (академическая, прикладная, вузовская), и в каждом направлении свои особенности. А как скадывается ситуация непосредственно в области изобретательства и рационализаторства, ускоряющего научно-технический прогресс? Об этом наш разговор с Риннатом НУРУЛЛИНЫМ, заслуженным изобретателем РТ, автором и соавтором 82 изобретений и двух полезных моделей, кандидатом технических наук.

 

– Риннат Галеевич, специалисты говорят, что в России много изобретателей, но мало изобретений, внедренных в производство.

– Темпы развития этой деятельности немного ускорились, однако в глобальном масштабе все равно мы отстаем лет на тридцать по сравнению с развивающимися странами (Китай, Япония, Индонезия, Корея).

В любой стране существуют три источника национального дохода. Это добыча полезных ископаемых (нефть, уголь, золото и т. д.), животный и растительный мир (развитое сельскохозяйственное производство, лесные богатства) и интеллектуальная собственность (ценные разработки и результаты творчества). Наша страна живет в основном за счет первых двух источников. Все, что касается интеллектуального потенциала, непонятным и незаслуженным образом игнорируется. Высокоразвитая Япония, к примеру, живет почти исключительно за счет третьего источника национального дохода страны – интеллектуального потенциала. Если бы мы делали упор на эту сферу, то могли бы добиться значительных успехов плюс сберечь сырьевые запасы для будущих поколений.

Отвечая на ваш вопрос, отмечу, что изобретателей у нас действительно много. Могу сказать про Татарстан, который по научно-исследовательским разработкам находится на лидирующих позициях в стране после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. В республике много талантливой молодежи, школьников, студентов, работников крупных предприятий, ученых-одиночек. Но во всех этих возрастных и социальных категориях повезло только работникам крупных предприятий в том смысле, что они имеют реальную возможность внедрить свои изобретения в производство и получить за это заслуженное вознаграждение. Нет законодательной базы в стране, которая позволяла бы создать что-то вроде фонда содействия внедрению разработок. Можно изобрести что-то супергениальное, но одиночку-ученого и одиночку-изобретателя, не связанного трудовым договором с каким-либо предприятием, никто слушать не будет. Это странная общероссийская тенденция.

Вспомните 1990-е годы, когда наука оказалась заброшенной, отраслевые институты закрывались на фоне утечки мозгов. Сейчас как раз мы пожинаем плоды того времени – выросло поколение людей, прохладно относящихся к науке и не интересующихся разработками ученых. Поэтому есть острейшая необходимость в том, чтобы воспитывать изобретательский дух в новых поколениях с раннего возраста. Только так мы исправим ситуацию, хоть это и не быстрый процесс.

– А законодательство гарантирует материальное стимулирование изобретателей?

– В Гражданском кодексе РФ есть IV часть, посвященная интеллектуальной собственности, там оговариваются выплаты автору. Но получить их можно только после внедрения в производство разработки или продажи лицензии на ее использование. А как и где внедрять? Даже для того, чтобы просто оформить заявку на получение патента, нужны немалые деньги. В Казани это в среднем 60 тысяч рублей, в Москве – примерно 150 тысяч рублей. Так и хочется привести аналогию: представьте, что вы таксист, подвозите пассажира по адресу, а в конце поездки вы платите ему, а не он вам. Хорошо, что Общество изобретателей и рационализаторов РТ (ОИР РТ) оказывает поддержку. Но даже если патент получен, внедрить в производство, повторюсь, практически нереально. Деньги на опытные испытания, на внедрение изобретателям приходится искать самим. Получается, что в выигрыше остается тот, кто ничего не делает.

Говорят, что Форд, который первым начал массовое производство автомобилей, собирал рацпредложения от рабочих и складывал их в три кармашка, причем каждому рабочему выдавал небольшую премию. Когда его спросили, почему он так делает, он сказал, что некоторые идеи бесполезны, другие представляют толк, а третьи будут внедряться в производство в ближайшем будущем, но премия выдается всем для стимула.

– Вы уже упомянули о том, что необходимо воспитывать юных изобретателей с детства. Что конкретно делается в Татарстане в этом направлении?

– В республике много талантливых детей, и очень важно развивать их способности. К счастью, активно работает ОИР РТ под руководством Ленара Гайнулловича Гайсина. Фактически эта организация – центр методической и практической поддержки, здесь помогают оформлять заявки, регистрировать изобретения, просчитывать экономический эффект новшества, превращать идею в патент. Но особый акцент в своей деятельности ОИР РТ делает на работу с детьми и молодежью. Эту работу в свое время начал прежний руководитель Общества Мухамет Юсупович Аюпов (сейчас он президент организации). Проводятся выставки, смотры, конкурсы, олимпиады по изобретательству, выпускаются книги для детей. Я сам, будучи членом Союза писателей, опубликовал порядка двадцати книг, где в игровой манере объясняю детям азы научного творчества. Радует, что школьники – победители наших олимпиад ездят на международные олимпиады, где завоевывают призовые места. Идет активное сотрудничество с Министерством образования и науки РТ, Министерством по делам молодежи РТ, Министерством промышленности и торговли РТ. Проводятся конкурсы среди лучших изобретателей – студентов, аспирантов молодых ученых, среди молодежи промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, вузов.

В детстве я выписывал журнал «Юный техник», участвовал в проводимых им конкурсах, поэтому на своем примере знаю, как важно вовремя поддержать детей в этом смысле.

– Насколько я слышала, в некоторых республиканских вузах пытаются наладить обучение бакалавров и магистров основам правовых норм по интеллектуальной собственности…

– Да, но, к сожалению, пока студенты лишь поверхностно изучают данный предмет. На выходе они нередко даже не могут грамотно оформить заявку на патент. Преподают ведь теоретики, которым самим желательно пройти обучение, тем более сделать это несложно – при Обществе изобретателей и рационализаторов РТ функционируют курсы патентоведения со 120-часовой программой. Выпущено уже порядка 300 патентоведов, которые помогают непосредственно изобретателям.

– А как Вы могли бы охарактеризовать в целом состояние российской науки на современном этапе?

Будучи старшим научным сотрудником Института механики и машиностроения РАН, могу сказать следующее. В советское время развитие науки выстраивалось планомерно и четко. Целенаправленно развивались академическая, прикладная и вузовская наука. А в постсоветское время искусственно были созданы условия, серьезно тормозящие развитие всех направлений науки. Тот урон, который был нанесен в 1990-е годы, ощущается до сих пор. Однако хочу закончить наш разговор на оптимистической ноте. Конкретно в Татарстане со стороны руководства республики развитию науки, особенно прикладной, уделяется большое внимание. Просто надо понимать, что процесс восстановления престижа науки и статуса ученого не быстрый, и то, что процесс этот начался, уже хорошо.

– Спасибо Вам, Риннат Галеевич, за интересную беседу.

Беседовала Сания КУРАМШИНА

На главную
Яндекс.Метрика