Антропология женской ненависти, или Все мужики сво…

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных виртуальным конфликтам в социальных сетях. О специфических группах мужененавистниц рассказывает доцент кафедры конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета Андрей ИВАНОВ.

– Андрей Валерьевич, во время прошлой нашей беседы Вы рассказывали о мужских группах в интернет-пространстве с ярко выраженной гендерной ненавистью к женщинам. Зеркальна ли ситуация? Женские группы с откровенной неприязнью к противоположному полу тоже существуют в интернете?

– Речь идет о мизандрии, что с древнегреческого обозначает мужененавистничество. Такие группы в виртуальном пространстве действительно существуют. Они проявляют себя в дискриминационных конструкциях, которые выражаются в оскорблениях мужчин по половой принадлежности. То есть в этих группах присутствует ярко выраженный сексизм. Если говорить о классических группах в сетевом пространстве, где «не любят мужчин», то это, например, группы с названием «Куны не нужны». В одном из таких сообществ в качестве девиза звучит фраза: «Есть только один верный способ общения с мужчинами – не обращать на них внимания». Такой троллинг, а иногда и более жесткий, вызывает набеги «кунов», которые вступают в словесные перепалки с женской половиной сообществ. Так что обычно в комментариях в этих группах кипят нешуточные страсти.

– А кто такие «куны»?

– Кун – в переводе с японского «парень». Сленговое выражение. Кун и -тян – распространенные гендерные суффиксы в Японии. Отсюда сообщества «Тяны Не Нужны», «Куны не нужны».

– Можно ли ставить знак равенства между феминизмом и мизандрией?

– Феминизм – достаточно сложное явление, по-разному идеологически окрашенное, и его нельзя сводить к гендерной ненависти относительно мужчин. Отдельные ультрарадикальные феминистские группы в социальных сетях склонны к мужененавистничеству – так называемый фемонацизм, но это не является массовым явлением в интернет-пространстве. В истории было несколько волн феминизма. Первая волна – XIX – начало ХХ века, когда шла борьба за политические права женщин, прежде всего за избирательные. Вторая волна началась с 1960-х годов – это время борьбы за равенство в социальной жизни, равенство в заработной плате с мужчинами, за ликвидацию гендерной дискриминации. Третья волна пришлась на 1990-е годы – время теоретического углубления и развития гендерного подхода, когда признается множественность и мужских и женских миров, то есть происходит отказ от понимания мужского и женского сообществ как однородного явления. Сейчас уже говорят о четвертой волне. Здесь в фокусе внимания – справедливость для женщин, а также противостояние сексуальным домогательствам и насилию в их отношении. Это пресловутый харассмент (сексуальные домогательства), где мужчины уже выступают в качестве обвиняемого лица. Всплывают эпизоды насилия двадцатилетней или тридцатилетней давности, где обычно публично известный мужчина осуществлял якобы сексуальное насилие. Процесс обвинения порой строится только на словах повзрослевшей жертвы. Проблема сексуальных домогательств на рабочем месте и на улице существует, но появляются издержки борьбы с этим явлением, когда не действует презумпция невиновности для обвиняемой стороны и мужчина ставится в заранее оправдательную позицию.

– Почему мужчины и женщины, некоторые из них, готовы так яростно сражаться друг с другом?

– У группы «Бахыт-Компот» в песне под названием «8 Марта» есть такие строчки:

Весь народ под вечер в магазины побежит,

Пацаны напьются и девчонки тоже,

Терки начнутся, кто кого на рупь дороже…

Это гендерная конкуренция, которая всегда была, есть и будет. Она просто по-разному может выражаться: или в цивилизованном поле, или, как в вышеприведенной песне, а то и более радикально. Где-то со второй половины XX века женщины на практике начали доказывать свою конкурентность в разных сферах производства и сервиса, а также на разных уровнях управления. Это, прежде всего, касалось результатов работы в сравнении с мужчинами. Однако сложился ряд стереотипов, которые постепенно преодолеваются в обществе. Например, уходит в прошлое предубеждение, что женщина не может быть руководителем, ее роль – только в подчинении. В реальности до сих пор некоторые мужчины порой используют различные барьеры и преграды, чтобы не допустить женщин на руководящие должности. В американской гендерологии даже существует понятие «стеклянный потолок», когда женщины видят возможность дальнейшего карьерного продвижения, но мужчина-руководитель препятствует такому росту.

– Мизандрией все-таки заражены не все женщины, так же, как и мизогинией (женоненавистничеством) мужчины. Кто она – мужененавистница в виртуальном пространстве?

– В ее жизни нет места мужчине, и вообще мир, с ее точки зрения, существует только для женщин. Она считает себя независимой и горда этим. Отношений с мужчинами избегает, так как они как минимум раздражают ее. Если возникают какие-либо отношения с мужчиной, то только для самоутверждения. Мужчины для такой женщины – неполноценные особи, ошибка природы. Обычно такие фразы и звучат в диалогах и комментариях в антимужских сообществах. Кстати, в мужских сообществах с ярко выраженной гендерной ненавистью к противоположному полу, по сути, такая же инверсивная, зеркальная аргументация.

– Почему девушка становится на такие радикальные позиции?

– Здесь мне видится несколько причин. Во-первых, неприязненное отношение к мужчинам из-за плохого примера отца. Возможно, он бросил семью, где росла маленькая дочка, или он изменял своей жене с другой женщиной, сильно пил и бил домочадцев. Это все может влиять на восприятие маленьких девочек. Во взрослой жизни она будет мстить миру мужчин. Во-вторых, если женщина обладает сильным характером, хочет добиться признания в жизни, делает карьеру, она может считать, что влияние мужчины делает ее слабее. В результате она дистанцируется от мужчин и часто подкрепляет свои жизненные позиции аргументацией радикального феминизма. Такие женщины достаточно умны, чтобы опускаться до ругательств в адрес мужчин. Для них характерно насмешливое или холодное отношение к противоположному полу в публичном пространстве, что порой является очень мощным троллинг-поводом для окружающих мужчин. В-третьих, возможна ситуация череды неудачных отношений, браков, что заставляет женщину сделать вывод, что все мужчины сво… Они грубы, ленивы и ненадежны, поэтому недостойны ее внимания. Другими словами, личный негативный опыт с мужчинами распространяется и обобщается на всех мужчин.

– Во всех трех случаях в основе ненависти – внутриличностный конфликт?

– Верно. Его, как правило, провоцируют множественные, повторяемые обиды, нанесенные мужчиной. Эти накапливаемые негативные чувства и эмоции, которые выплескиваются в окружающий мир, как кислота, разъедают душу, вызывая чувство усталости и апатию.

– Но ведь невозможно постоянно воевать. Как же быть?

– С негативным личным опытом можно и нужно работать, чем, кстати говоря, занимается, например, семейная конфликтология. Человеку все-таки свойственно жить в согласии со своим окружением, а не враждовать. Это заведомо глубинная ошибка мужчин и женщин: свой личный отрицательный опыт общения с противоположным полом распространять на всех. Это не продуктивно. И может лишь сделать человека несчастным.

Марина ГОРШКОВА

Фото из групп во «ВКонтакте» и из www.litsa.com

На главную
Яндекс.Метрика