На вопросы наших читателей отвечает Тимур БИКМУЛЛИН, заведующий нейрохирургическим отделением РКБ МЗ РТ, заслуженный врач Республики Татарстан, врач высшей категории, кандидат медицинских наук, председатель татарстанского представительства межрегиональной организации «Ассоциация хирургов-вертебрологов», член Общественной палаты Республики Татарстан.
– Многие боятся обращаться в российские клиники из-за отсутствия гарантии безопасности лечения. Что делается для улучшения качества оказания медицинской помощи?
– С полной ответственностью утверждаю, что уверенность в том, что в зарубежных клиниках медицинская помощь намного лучше, – заблуждение. Известно много отрицательных примеров, приведших к тяжелым последствиям и даже к летальным исходам (не стану конкретизировать в связи с профессиональной этикой, каждый желающий сможет прочитать об этом в интернете). Что касается безопасности медицинского обслуживания непосредственно в России, то есть такой факт: Росздравнадзор разработал рекомендации к формированию и функционированию системы внутреннего контроля и управления качества и безопасности в медицинских организациях. Использованы следующие методики: ориентация на пациента, процессный подход, непрерывное повышение качества и другие. Например, процессный подход позволяет сделать работу медучреждения более оперативной и эффективной за счет таких факторов: соединяются ранее разрозненные цепочки, убираются лишние, исключаются дублирующие действия, а если возникает необходимость, предоставлена возможность параллельно вести нужные процессы. Все это очень важно и помогает в работе, позволяя оказывать помощь большему количеству людей.
В этом документе также выделены 11 основных направлений для обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности: управление персоналом (медицинские кадры, компетентность и компетенции) идентификация личности пациента; эпидемиологическая безопасность (профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи);
лекарственная безопасность; контроль качества и безопасности обращения медицинских изделий; организация экстренной и неотложной помощи в стационаре, организация работы приемного отделения; преемственность медицинской помощи – передача клинической ответственности за пациента, организация перевода пациентов в рамках одной медицинской организации (МО) и трансфер в другие МО; хирургическая безопасность – профилактика рисков, связанных с оперативными вмешательствами; профилактика рисков, связанных с переливанием донорской крови и ее компонентов, препаратов из донорской крови; безопасность среды в медицинской организации (организация ухода за пациентами, профилактика пролежней, профилактика падений); организация оказания медицинской помощи на основании данных доказательной медицины. По каждому из основных направлений определены показатели (объединенные в группы), которые являются одновременно и целевыми ориентирами для повседневной работы медицинской организации, и критериями для их оценки. Все эти рекомендации выполняются.
– В обычных поликлиниках очень трудно попасть к нужному специалисту…
– На сегодняшний момент очередность может быть связана только с консультацией узкого специалиста (специальность которого эксклюзивна, например: алголог, подолог, флеболог, нейрохирург, кардиолог, сомнолог), которых очень мало в республике, для всех остальных специалистов выдаются талоны и можно подойти к определенному времени, а не сидеть в очереди. Если все-таки имеется проблема, то можно практически в режиме онлайн поставить вопрос перед руководством и сразу же решить его через электронный портал, установленный в каждом учреждении.
– Куда можно обратиться при спорных и конфликтных ситуациях с медработниками?
– Прежде всего к администрации (начальнику по медицинской части, заместителю главного врача). При отсутствии понимания – в электронное правительство разных уровней, или на горячую линию Министерства здравоохранения РТ, или в страховую компанию, или в крайнем случае в следственные органы.