Партнерство, сотрудничество: развиваемся вместе

За четверть века деятельности научно-производственная фирма «Пакер» из Башкортостана прошла путь становления от отверточной сборки до компании – лидера на отечественном рынке пакерно-якорного оборудования и скважинных компоновок. В числе потребителей ее продукции – нефтегазодобывающие и сервисные компании России, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и других стран. На протяжении многих лет НПФ «Пакер» является центром формирования и распространения в регионе и России практик в области системной работы с партнерами. Эта деятельность затрагивает как коммерческое партнерство, так и некоммерческое, основанное на добровольном объединении усилий бизнеса, власти и общества в достижении культурных, социальных и других целей.

В концентрированном виде попытка вывести культуру партнерства на системный уровень, определить ее цели и задачи осмыслена в специальном проекте-презентации культуры партнерства, формируемой НПФ «Пакер». Называется эта презентация «Развивая производственную кооперацию, межрегиональное сотрудничество, стратегический диалог бизнеса с властью – развиваем регион и экономику России, вместе делаем глобальный мир добрее и теплее».

Уже в самом названии, как видим, отражена и проблема, и инструментарий для ее решения, и главный результат на этом пути. А именно: заложить культурную и ментальную основу для технологического и экономического развития региона и страны. Изменяя среду – изменяем сознание, наполняя его уважением и любовью к человеку. Сильная Россия, подчеркивают в НПФ «Пакер», – это добрая улыбка на лице каждого ее гражданина.

А теперь заглянем в презентацию глазами ее вдохновителя Марата НАГУМАНОВА и его соратника по новаторским идеям, директора по развитию продаж и сервиса Гульнары ШАУКЛИС.

– Какую цель вы преследуете, вынося на всеобщее обсуждение этот проект?

Марат Нагуманов:

– Этой презентацией я не только проверяю готовность бизнеса и общества посмотреть на проблему культуры партнерства нашими глазами. Это и попытка найти поддержку нашим инициативам, расширить круг партнеров, задействовать новые модели сотрудничества.

Например, мы предлагаем развивать производственную кооперацию и создавать новые продукты на имеющихся в регионе мощностях. Есть, скажем, известные производители в регионе: здесь мощности – и там мощности, здесь персонал – и там персонал, здесь компетенции – и там компетенции. А почему не опереться друг на друга, не провести бизнес-сессии для генерации идей, не обменяться практиками, не оценить совместный потенциал и его возможности и не создать в конечном счете совместный технологичный маржинальный продукт? Причем без увеличения риска капитальных вложений, не наращивая инфраструктуру, не привлекая дополнительные ресурсы.

Гульнара Шауклис:

– Второй момент, где нужна такая интеграция, – это совместное продвижение компаний и продукции на рынке. Одному выходить в другие регионы или на экспорт очень тяжело и затратно, в том числе из-за отсутствия налаженных каналов сбыта, которые придется создавать. Вместе продвигаться легче, чем одному. Республика, скажем Башкортостан или Татарстан, должна стать основным интегратором подобной деятельности. Не только контролировать освоение инновационных продуктов и продуктов импортозамещения, измеряя показатели в деньгах и количестве технологий отдельно для крупного, среднего и малого бизнеса, но и способствовать их продвижению на экспорт.

Марат Нагуманов:

– Мы также предлагаем создать виртуальные микроцентры для опытно-конструкторских работ и испытаний нового продукта на базе нескольких предприятий республики и соседних регионов. Каждое предприятие имеет уникальное оборудование. Но вместе мы – центр: у одних можно бесплатно для участников испытывать одно, у других – второе, у третьих – третье. Общую картину виртуального микроцентра отражает единый сайт, модератор которого и координирует подобную кооперацию.

– Какие еще модели партнерства вы видите?

Марат Нагуманов:

– Еще одна потенциальная модель партнерства – бизнес-землячество. Оно встречается, но системы нет. В стране есть много выходцев из конкретного региона разного статуса, в том числе людей, достигших больших успехов в бизнесе, политике, на государственной службе. Почему бы руководству республики, главам городов не наладить с ними диалог о том, каким образом – советами, консультациями, контактами, связями, рекомендациями, долевым участием в совместных предприятиях – они могут помочь местному бизнесу? Стали успешными – помогите стать успешной и своей малой родине!

Гульнара Шауклис:

– Марат Мирсатович сам не случайно вошел в Ютазинский район, где могилы его предков, с межрегиональным проектом – опытно-экспериментальным машиностроительным заводом «ТАПАРТ» – совместным предприятием ПАО «Татнефть» (50 %) и НПФ «Пакер» (50 %).

Посещение НПФ «Пакер» главами муниципальных районов РТ, г. Октябрьский, 2017г.

– Вы неоднократно подчеркивали, что при поиске партнера в этих совместных проектах не нужно выстраивать границы…

Марат Нагуманов:

– Мешает искусственное деление на регионы. Каждый заботится о себе. А мы говорим – нужно построить такую систему бизнеса и взаимоотношений с властью, другими партнерами, чтобы выигрывали не один, а все регионы. Одна из наших моделей как раз связана с развитием межрегиональной кооперации, созданием совместных межрегиональных предприятий. Мы предлагаем определить города Башкортостана, которые обладают производственными мощностями и современными компетенциями и находятся на границе двух регионов. А дальше, по примеру территорий опережающего развития, сделать их городами экспортного развития. Пилотом может стать город Октябрьский, который находится на границе Башкортостана и Татарстана. А его бюджет, как пилотного города, сформировать из средств двух смежных регионов. Цель подобной модели – исключить конкуренцию за ресурсы между регионами и совместно выходить на глобальные рынки, используя компетенции друг друга и возможности маркетингового продвижения.

– Какой видите роль государства в межрегиональном развитии?

Марат Нагуманов:   

– Давно предлагаю, чтобы одним из показателей работы чиновников конкретного региона была оценка межрегиональных связей, эффективности работы смежных регионов. Для чего? А для того, чтобы более интенсивно развивать эти связи, делать бизнес-стыки, разрабатывать совместные производственные и социальные проекты. Стирая таким образом границы и дополняя компетенции друг друга, мы сможем системно развивать межрегиональное сотрудничество и выводить на экспорт новые инновационные продукты.

– Разработка инновационных продуктов и продуктов импортозамещения требует значительных капиталовложений. Где их взять и как рассчитываться за них впоследствии?

Марат Нагуманов:

– Мы предлагаем простую и прозрачную модель возврата государственного финансирования через налоги. Она действует так. Государство финансирует предприятие, причем безвозвратно, скажем в размере 100–300 миллионов рублей при условии равного соинвестирования со стороны предприятия. А возврат инвестиций осуществляется через налоги после продаж нового продукта за минусом налогов до инвестиций.

Словом, наработок по конкретным моделям партнерства бизнеса между собой и государством у нас выработано много. Они затрагивают такие проблемы, как снижение рисков при инвестициях в развитие мощностей, сотрудничество крупного бизнеса с малым и средним бизнесом, экспорт…

Стратегический диалог – шаг в будущее

– Несколько лет назад НПФ «Пакер» начала проводить стратегические бизнес-сессии с привлечением разных партнеров. А сегодня в данной презентации вы предлагаете пошаговую системную модель стратегического диалога. В чем ее суть?

Марат Нагуманов:   

– Когда разрабатывается стратегия развития региона, мы думаем, что разработке этой стратегии должны предшествовать несколько важных шагов. По порядку: стратегические отраслевые сессии бизнес-структур разного уровня, стратегические сессии госструктур по различным направлениям, такие же сессии общественных организаций. Кто-то (например, такого уровня, как Рубаник Юрий Тимофеевич, профессор Высшей школы бизнеса МГУ имени М. В. Ломоносова, наш партнер, учитель, вдохновитель инженерных подходов к построению системы) все эти результаты анализирует, сводит воедино и в виде понятных моделей выносит на объединяющую сессию с участием позитивно настроенных и успешных людей, представляющих все перечисленные группы. Главное, чтобы они могли конструктивно общаться между собой и вырабатывать общий подход к стратегии развития региона, страны.

– Вы работали, получили результаты, а что дальше? Если по этим результатам не будем дальше работать – деньги на ветер?

Открытая бизнес-сессия «Здоровая и добрая Россия» на площадке НПФ «Пакер», г. Октябрьский, 2018г.

Гульнара Шауклис: 

– Наш подход: так же, как на предприятии создаются структуры, работающие не в операционном менеджменте, а над стратегией развития предприятия, на муниципальном и государственном уровне должны существовать структуры, работающие над стратегическим развитием региона. Причем на постоянной и системной основе, в еженедельном, ежемесячном, ежеквартальном режиме стратегического диалога.

– Вы не только предлагаете организовать подобный стратегический диалог, но уже на практике сами отрабатываете его модели?

Марат Нагуманов:   

– Примером такого стратегического диалога стала открытая бизнес-сессия «Здоровая и добрая Россия», на которую мы собрали представителей муниципального здравоохранения, администрации города Октябрьский, детских учреждений, общественных организаций и пенсионного фонда. И, что не менее важно, наших партнеров – благотворительного фонда «Особенные дети», Уральского пружинного завода и Белорецкой ЦРКБ.

А поводом стало внедрение в Башкортостане программы «Бережливая поликлиника». Она как гром с неба прогремел на местное здравоохранение: вот теперь вы должны работать так и так. А там ведь врачи, не менеджеры. И понятие о бережливом производстве у них на уровне семейного бюджета.

Гульнара Шауклис:

– Марат Мирсатович на собственные средства нанял несколько команд-консультантов в области научной организации труда и бережливого производства, чтобы помочь муниципальному здравоохранению начать процесс по изменению и оптимизации процессов. Но вопрос поставил так: «Нам нужна не бережливая поликлиника, нам нужна ДОБРАЯ поликлиника и здоровые люди».

В этом направлении и работали консультанты с разными структурами местной поликлиники и другими участниками сессии. Мы, конечно, не ждем быстрого эффекта. Нам было нужно одно: «раскачать» сознание медиков, помочь им стартануть в новом проекте Минздрава, получить первый опыт, чтобы потом этот опыт помог им идти дальше.

– Но одних видите вы, кого-то еще видят другие. Кто-то обратился к вам, кто-то к другим. Есть идеи, есть предложения. Но кто будет сводить воедино тех, кто нуждается в поддержке своих благих дел, и тех, кто может в этом помочь?

Марат Нагуманов:   

– Мы хотим помогать, но не хотим быть во главе всех этих дел, потому что у нас есть свой бизнес и мы должны в первую очередь заниматься им. Такие же инициативы, готовность помогать есть и у других предприятий. И они помогают, чаще от случая к случаю, разобщенно. А если мы хотим по-настоящему решать эти вопросы, нужна система, модель подобного партнерства. Вот мы и говорим, почему бы не создать подобную модель на уровне муниципалитета, самой заинтересованной в реализации этих проектов структуры?

Гульнара Шауклис:

– Предлагаем в каждом муниципальном образовании создать специальный сайт, куда можно отправить любую добрую идею. Обязательно, чтобы главным координатором в организации и поддержке этих идей был глава МО, который бы смог делегировать полномочия по их проработке инициативным людям и группам, а также помогал формировать средства на их реализацию из всех возможных бюджетов и фондов. Что касается поддержки со стороны бизнеса, то мы, повторюсь, единодушны: бизнес занят бизнесом, но он может и всегда готов помочь, если будет знать, что деньги используются по назначению.

– И все же вам удалось сдвинуть с мертвой точки многие проблемы партнерства в разных сферах. Все ли получается на этом пути?

Марат Нагуманов:   

– В презентации своего видения культуры партнерства мы много внимания уделяем социальному партнерству. Есть ситуации, когда не только счастье жить, но и сама жизнь оказываются за гранью возможностей человека: неизлечимая болезнь, одинокая старость, инвалидность, ощущение приближения смерти… Проблема, которая не может не волновать каждого человека, – остается ли право на счастье и как продолжить жить, если кажется, что в жизни уже нет никакого смысла? Каждому, кто берется решать подобную проблему, тянуть этот груз одному не под силу. Вот сейчас привлекаем внимание к созданию в Башкортостане хосписа, чтобы помочь неизлечимо больным детям и взрослым прожить отпущенные богом последние дни с достоинством и без боли. Пока что эта тема абсолютно неподъемная, хотя рядом, в Татарстане, есть очень яркий пример казанского хосписа Владимира Вавилова, который был создан в память о его пятилетней дочери Анжеле, умершей от онкологического заболевания. Мы давно уже партнеры этого хосписа, будем помогать ему и дальше. И жить надеждой, что найдем партнеров по созданию подобного заведения в Башкортостане.

Гульнара Шауклис:

– Мне очень нравится слоган московского хосписа «Вера»: «Если не можешь спасти – это не значит, что не можешь помочь». Мы всегда действуем по такому принципу. У нас сегодня есть две проблемные организации, которым «Пакер» старается активно помогать. Это спецшкола для трудных подростков в поселке Серафимовка и Серафимовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей. В народе местные его просто называют «дуркой». Мы много сил и времени затратили на то, чтобы переименовать эти учреждения. Но пока все безуспешно.

А в чем конкретно смысл переименования?

Марат Нагуманов:

– Смысл такой: если эти заведения будут носить прежние названия, а детей будут называть дураками и трудными подростками, то мы на всю жизнь оставим это клеймо. Их все будут считать неполноценными или малолетними преступниками. Давайте новым названием, созвучным нашим целям, откроем новую светлую страницу в их жизни. А затем, продолжая помогать этим учреждениям, будем активно развивать этих детей, заниматься их лечением и воспитанием. Но главное – их социальной реабилитацией, чтобы отдавать обществу полноценных граждан. Поэтому и названия этих учреждений должно быть соответствующие, например Детский дом-интернат для ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ. Вот так мы ставим вопрос и понимаем, что сами не потянем этот груз забот и ответственности. Только в партнерстве с другими компаниями, общественностью, властью, всеми неравнодушными к этой проблеме людьми мы можем изменить ситуацию и добиться реального результата. Но достучаться пока ни до кого не можем. Сколько писем написано по вопросу переименования в разные инстанции, часть передавали через депутатов. А каков ответ? – «Не лезьте сюда. Это не ваше дело». А чье оно, если не наше? Чиновников, обложенных баррикадами инструкций и устаревших законов, или все же тех, кто в каждом человеке видит человека, а не бездушную цифру для отчета?

 Мы тут такое затеваем, не хотите ли вместе с нами?

Пора подвести итоги нашим рассуждениям о формировании в НПФ «Пакер» практик в области системной работы с партнерами.

О каких бы аспектах коммерческого и некоммерческого партнерства мы ни рассказывали, все они отражают базовую жизненную позицию собственника и руководителя «Пакера» Марата Нагуманова, его взгляд на роль бизнеса в современном общественном развитии. Это взгляд бизнесмена-промышленника и просто человека, который дает свои ответы на вечный вопрос, почему так мало света рядом и много тех, кому так нужен свет; который четко представляет зачем он пришел в этот мир, зачем «пашет», конвертируя рубли во все то, что делает человека счастливее, а окружающий мир добрее и теплее. Причем здесь и сейчас, ничего не оставляя на потом. Потому что дорога под названием «потом» ведет в страну под названием «никуда».

Делает сам и призывает к соучастию других – власть, бизнес, общественность. Не по отдельности, не от случая к случаю, а системно и вместе, рука об руку, душа в душу, демонстрируя множество самых разнообразных моделей этого партнерства и его культуры. Моделей, которые как предчувствие и призыв к действию заложены в самой миссии компании. Дословно: «Наша миссия – смысл существования, что и для кого НПФ «Пакер» делает ближайшие 100 лет. Мы – самообучающаяся, саморазвивающаяся, быстродействующая машиностроительная компания, занимающая лидирующие позиции в отрасли высокотехнологичных продуктов, постоянно расширяющая присутствие на глобальном рынке! Мы предоставляем комплексные системные наукоемкие решения, которые повышают эффективность и снижают риски, способствуя успеху потребителя, тем самым развивая экономику России и глобального мира! Мы оказываем адресную помощь и создаем возможности для нуждающихся в поддержке. Помогаем инициативным людям делать благие дела, развивая и заражая своими ценностями общество вокруг нас, делая глобальный мир добрее и теплее!» И Нагуманов всегда добавляет: «Пока мы достигли этого только на 0,36 %, и у нас все еще впереди».

Не ломай голову, читатель, как просчитаны эти 0,36 %. Это не алгебра, это вообще не из экономики и статистики. Это своеобразный образ, созданный самоироничным собственником и руководителем компании. И понимать его нужно просто: мы только в самом начале столетнего пути своего развития. Сделано уже много, но это капля из того, что еще предстоит сделать. Как в развитии всей производственной культуры компании, так и в формировании одного из его базовых элементов – культуры партнерства. С однозначным пониманием всеми его участниками простой истины – каждый внутри такого партнерства более успешен, чем был до этого.

В конечном счете если свести результаты коммерческого и социального партнерства, построенного на культуре, предлагаемой НПФ «Пакер» к общему знаменателю, то он будет таков: сильная экономика города, региона и всей страны, наполненная теплом и добром окружающая среда и глобальный мир. Это не «Город солнца» в мечтах о светлом будущем Томмазо Кампанеллы, это вполне реалистичная картина мира, первые мазки которой упорно и последовательно делает НПФ «Пакер».

На вопрос о том, когда поймем, что такая культура партнерства сформировалась, Марат Нагуманов отвечает не задумываясь:

– Пока что общая культуры партнерства нигде не сформирована, ни у нас самих, ни у других. Мы делаем первые шаги в этом направлении, но уже думаем: а может, кто-то тоже идет таким путем, почему бы нам не найти друг друга, не объединить усилия? Как в коммерции, так и в социальных проектах с четким пониманием того, что часть государственных социальных забот и проблем может успешно решать социально ответственный бизнес вкупе с самоорганизовавшейся общественностью.

А то, что культура партнерства сформирована, поймем тогда, когда появятся такие же, как мы, «больные на голову и радеющие не только за себя» и будут приглашать к подобному партнерству уже нас. Когда мы перестанем быть одними из немногих инициаторов, организаторов и интеграторов подобной деятельности. Когда нам позвонят и скажут: «Мы тут такое затеваем, не хотите ли вместе с нами?»

Алексей ШИЛОБОДИН

На главную
Яндекс.Метрика