Эльмира КАЛИМУЛЛИНА: «Татарская музыка может быть востребована в мире»

Признание, любовь зрителей и народное звание «серебряный голос России» Эльмира Калимуллина завоевала благодаря ярким, запоминающимся выступлениям на проекте «Голос» Первого канала сезона 2012 года. По итогам конкурса певица была удостоена почетного звания «Заслуженный артист Республики Татарстан».

Эльмира не боится экспериментов. Оперная классика, мюзиклы, татарские народные песни, песни современных молодых композиторов, произведения со смешением всевозможных музыкальных стилей; на русском, татарском, английском, португальском языках – вот неполный репертуар молодой певицы. Эльмира много времени посвящает общественной работе: она неоднократная участница благотворительных акций, частый представитель Татарстана на мероприятиях международного уровня.

– Эльмира, какой опыт Вы получили, участвуя в телепрограмме «Голос»?

– Колоссальный. В первом «Голосе» я не осознавала масштаба этого события, уровня ответственности, который на меня возложен, поэтому особенно не волновалась. Больше было азарта, чем страха. Участвовать в проекте было интересно. За полгода прошла уникальный мастер-класс, попробовав себя практически во всех жанрах, за исключением рэпа. И, не скрою, было приятной неожиданностью, что финалистами первого «Голоса» стали две татарки. Для меня очень важно, что татарская музыка услышана и вызвала интерес за пределами Татарстана. Мои страницы в социальных сетях заполнили письма людей, которых заинтересовали мое творчество и татарская музыка в целом. Так что «Голос» – во всех отношениях этапное и поворотное событие в моей жизни.

– Есть ли надежда услышать в скором времени Ваш сольный альбом?

– Как оказалось, это не совсем простая история. Все время хочется что-то совершенствовать, доделывать, но на определенном этапе я поняла, что лучшее – враг хорошего. Поэтому в ближайшее время начну работу сразу над двумя альбомами, один из которых будет на русском языке, а другой – на татарском. Татароязычный альбом, по моему замыслу, должен стать прорывной пластинкой в татарской музыке, который, я надеюсь, будут слушать не только у нас, но и во всем мире. Это моя мечта. Туда войдут не только каверы, но и песни собственного сочинения, записанные совместно с Эльмиром Низамовым и Андреем Руденко. Что касается русского альбома, то это будет наше прочтение классической музыки.

– Какая музыка оказала на Вас наибольшее влияние?

– Выросла я в Нижнекамске. В семье мы много слушали татарскую народную музыку, в частности, песни Ильгама Шакирова, Хайдара Бигичева, Альфии Авзаловой, Резеды Тимергалиевой. Я очень рада знакомству с Резедой Тимергалиевной, не устаю поражаться ее таланту, энергетике и силе характера. В детстве я и мечтать не могла, что когда-нибудь буду делить с ней одну сцену. Конечно, существенное влияние на меня оказала учеба в консерватории, позволившая развиваться в разных направлениях как музыканту. Но самое главное – наша татарская музыка, откуда я черпаю неиссякаемую энергию и вдохновение. Уверена, что она достойна того, чтобы быть востребованной в мировом масштабе.

– Вы упомянули ушедшего недавно от нас Ильгама Шакирова…

– Ильгам Гильмутдинович – легенда мирового уровня. У него был невероятной красоты тембр голоса, острый ум и интеллект. Он произвел революцию в татарской музыке, привнеся в нее множество новых красок и оттенков. Как артист Шакиров прожил невероятно успешную жизнь, он был любим народом. Уверена, что спустя много лет его творчество будет по-прежнему востребовано. Это наш татарский Фредди Меркьюри, не меньше.

– Эльмира, общаетесь ли Вы с победительницей первого «Голоса» Диной Гариповой?

– Нечасто, но пересекаемся на концертах. Я безмерно рада, что у нее вышел полноценный альбом, что она нашла свою нишу, развивается и совершенствуется . Желаю ей удачи. Побольше сольных концертов и новых альбомов.

– Что Вам дал опыт участия в сериале «Золотая Орда» в качестве актрисы?

– Это был незабываемый опыт. Участие в кино – мечта детства. И вот мечта сбылась. Конечно, не все шло просто. Ряд проб, кастингов, томительное ожидание утверждения, но, к счастью, все звезды встали в ряд, и я приняла участие в этом замечательном сериале. К своей роли я готовилась полгода и приложила максимум усилий, чтобы создатели ленты не пожалели о своем решении. Помню cвой первый съемочный день, когда встала перед камерой и от волнения подумала, что все напрочь забыла. Эти ощущения разительно отличаются от того, что чувствуешь на сцене. На три месяца со съемочной группой выехали в Крым, где нормальных условий для проживания практически не было. Зато чувствовалась огромная поддержка со стороны других актеров, которые были ко мне очень добры. Особенно запомнилось общение с Юлией Персильд, она меня постоянно подбадривала, рассказывала анекдоты, какие-то кинематографические байки, истории из своей жизни. Происходящее напоминало мне большой семейный ордынский дом, где все внимательны и бережны друг к другу. Хотя, помнится, после первого дня съемок я рыдала не переставая – мне казалось, что ничего не получается, что все делаю неправильно. Тут виноват мой перфекционизм, я хотела сделать все идеально с первого дубля, а ведь кино дает возможность записывать множество дублей.

– Расскажите, пожалуйста, об участии в передаче «Беренче микрофон». Понравилась Вам роль наставника?

– Быть наставником – непростая работа. Я постаралась быть максимально объективной и дать шанс музыкантам, которые имеют свое понимание музыки. И, конечно, хотелось поддержать и нашу татарскую молодежь, я слушала множество аудиозаписей и мучилась вопросом, кого же все-таки взять. Хотела бы извиниться, если кого-то не заметила и обидела, но старалась быть максимально объективной.

– Следите ли Вы за развитием альтернативной татарской музыки? Не планируете совместных проектов с Мубаем, Зулей Камаловой, кем-то еще?

– Пока предложений о совместных проектах не было, но я готова к любым экспериментам. Прекрасно знакома с певицей Зариной Вильдановой из Yummy music, обожаю творчество Мубая, Зули Камаловой. Они всегда у меня в плейлисте. Для меня главное, чтобы все было сделано профессионально и от чистого сердца. Если это так, то я горячо приветствую.

– Вы успешно выступили на последнем «Абязов-фесте»…

– С Рустемом Юнусовичем мы знакомы очень-очень давно. Я помню, как в студенческие времена первый раз поехала в составе делегации Министерства культуры РТ в Стамбул и получила множество ценных советов от маэстро. Спустя годы, конечно, с большим удовольствием откликнулась на предложение выступить на совместном концерте группы «Волга-Волга» и оркестра La Primavera. Мне это показалось очень интересным. Я всегда за такие творческие тандемы. Хотелось бы поблагодарить Рустема Юнусовича за его многолетнюю самоотверженную просветительскую работу. За то, что никогда не останавливается и всегда найдет чем удивить и порадовать слушателя.

Как относитесь к рок-музыке? Мне кажется, что Вам этот жанр не особенно близок.

Почему же? Я очень люблю рок. Led Zeppelin, Pink Floyd, АС/DС. Мне это близко. На чемпионате мира по водным видам спорта я включила в свое выступление элементы рока. На новом альбоме рок-н-ролльные мотивы тоже будут.

Недавно и Париж покорился Вашему голосу!

– Это был интересный эксперимент. Мы приехали туда с нашим концертом с Эльмиром Низамовым и со спектаклем «Элиф». Концерт с аншлагом прошел в Русском культурном православном центре, чему я очень рада. Причем приятно, что среди публики были не только выходцы из России, но и французы. Огромное количество людей после концерта подходили к нам и благодарили за татарские песни, за нашу авторскую музыку. Это было безумно приятно. Спектакль «Элиф», проходивший в российском посольстве, тоже произвел на публику хорошее впечатление. На пресс-конференции именно французы задавали интересные вопросы о постановке. И вот теперь мы единственные из России в августе приглашены на Международный танцевальный фестиваль в Мексике.

– Какие у Вас любимые места в Москве, Казани и Нижнекамске?

– В Нижнекамске – в первую очередь Тихая аллея, где прошло мое детство, Дом народного творчества, музыкальная школа. Последнюю я вспоминаю особенно часто, там была неповторимая дружеская атмосфера, до сих пор поддерживаю контакт с девушками оттуда, педагогами. В Казани люблю гулять по набережной, люблю Кремль и Храм всех религий – в нем есть какая-то тайна, которая манит. В Москве предпочитаю Воробьевы горы, где можно отдохнуть от мыслей, и прогуляться на трамвайчике по Москва-реке.

Не могу не спросить Вас об отношении к введению факультативного изучения татарского языка в школах.

– Для меня это немного болезненный вопрос, ведь я выросла в семье, где всегда говорили на татарском языке. В школе с удовольствием четыре раза в неделю ходила на уроки татарского языка и литературы. Знаю и то, что русскую группу не особо перегружали на уроках татарского. Не мне судить, насколько необходима была такая радикальная реформа в этом вопросе, но уверена, что татарский язык не исчезнет и не растворится. Кроме семьи, помочь в этом могут деятели культуры, всем нам надо больше работать. Ведь, если будет много хороших песен, спектаклей, книг на татарском языке, это поможет поддержать интерес к языку, поможет его сохранить.

– Интересно узнать о Ваших впечатлениях от участия в торжественных мероприятиях, посвященных последнему чемпионату мира по футболу.

– Это была еще одна мечта, которая исполнилось. Я была счастлива выступить послом от России. И очень рада, что иностранцы смогли лучше узнать наш замечательный город, который сейчас стал настоящей культурной столицей.

Фарид ДИБАЕВ

На главную
Яндекс.Метрика