Ты татарин, я Гагарин

Невозможно представить развитие отечественной космонавтики без Татарстана. Эти связи отмечены многими знаменательными событиями, историческими фактами и, конечно, именами конкретных людей.

Начнем с того, что многие предприятия военно-промышленного комплекса республики, и в первую очередь Казани, работали над созданием приборов и оборудования для оснащения космических кораблей. Телеметрическая и дальномерная аппаратура для первых космических ракет, радиоаппарат «Рубин» для корабля Юрия Гагарина «Восток-1», прибор для стыковки «Союза-19» и «Аполлона» – это лишь некоторые разработки татарстанских ученых и инженеров для отечественной космонавтики. Со столицей нашей республики связаны имена выдающихся генеральных конструкторов космических аппаратов Сергея Королева и Валентина Глушко. Их творческое содружество в группе «спецконтингента» авиационной тюрьмы НКВД ТАССР, или привычнее в казанской «шарашке», стало важнейшим этапом на пути создания реактивной авиации и космической техники.

Только в последние годы был снят гриф секретности с ряда работ нашего соотечественника, советского кинооператора-документальщика Махмуда Рафикова, работавшего в секретной киногруппе. Она создавала фильмы об испытаниях атомных и термоядерных бомб, баллистических ракет, атомных подводных лодок, а также о космонавтике. Кадры взрыва водородной «Кузькиной матери» мы увидели через объектив его камеры. Рафиков был единственным оператором, сумевшим снять Юрия Гагарина сразу после приземления, а портрет первого космонавта, напечатанный с его кадров, опубликовали все газеты Советского Союза. А через 55 лет в космос поднялся транспортный корабль «Союз МС-02» во главе с командиром экипажа, уроженцем Бугульмы Сергеем Рыжиковым. Он стал 121-м космонавтом России.

По воспоминаниям очевидцев, Юрий Гагарин на каком-то банкете произнес фразу, которая стала печатной только в наше время. «До сих пор не пойму, – сказал он, – кто я: «первый человек» или «последняя собака». Ее сочли за шутку, но мало кто знал тогда истинный смысл этих слов: полету человека предшествовали 29 собачьих полетов в стратосферу на высоту 100–150 километров. Восемь из них закончились трагически. В Заинске установили оригинальный памятник Чернушке – 28-й собаке-космонавту, которая побывала в космосе за месяц до полета Юрия Гагарина и благополучно приземлилась на поле у села Старый Токмак.

А в селе Тлянче Тамак Тукаевского района на улице Советской есть дом под номером 1. Обыкновенная деревенская изба с традиционным палисадником и цветами на подоконнике. Только судьба у этого дома особенная. Его построил своими руками Гариф Сайфиев, который во время срочной службы в 1964–1965 годах был одним из первых личных водителей Юрия Гагарина. В этом доме он жил, на этой земле трудился и отсюда ушел в последний путь. О ярком периоде в жизни Гарифа Назиповича напоминает сегодня мемориальная доска, а также благодарности и грамоты за добросовестную службу в семейном архиве. И самые ценные свидетели тех лет – фотографии космонавтов с дарственными надписями: «Отличному шоферу и очень скромному человеку. С уважением, А. Леонов». «На долгую память, А. Николаев». «С добрыми пожеланиями в жизни, В. Терешкова»… Была фотография и от Юрия Гагарина, да ее «зажал» в начале 90-х казанский журналист, приехавший к Сайфиеву на интервью со специальным разрешением.

– Так хотел сберечь эту фотографию для внуков, – сетовал потом Гариф Назипович, – потому что рассказывать о том, что служил в Звездном в то время было нельзя.

Поначалу Сайфиев и еще несколько его сослуживцев перевозили космонавтов на автобусах. Но к очередному Дню космонавтики подразделению, обслуживавшему Звездный, сделали подарок – шесть новеньких автомобилей «Волга». Одна из них и стала служебной машиной Юрия Гагарина.

– Юрий Алексеевич, – как вспоминал Гариф Сайфиев, – сам подошел ко мне и сказал: «Гриша, какая машина тебе нравится? Выбирай – будем вместе ездить».

А ездить пришлось день и ночь. Время было расписано буквально по минутам: занятия в Академии, тренировки в Центре подготовки космонавтов, многочисленные встречи… В выходные, если удавалось выкроить время, выбирались на рыбалку и к матери Гагарина в Гжатск. Когда приехали впервые, Анна Тимофеевна пригласила Гарифа за стол. Он, засмущавшись, было отказался, но вмешался Юрий Алексеевич: «Мы же с тобой тезки: ты татарин, я Гагарин, ты деревенский, и я тоже деревенский. Так что давай, не стесняйся!»

Когда подошел срок окончания службы, Гагарин предложил Сайфиеву остаться работать в Звездном городке. Обещал помочь с квартирой. Но тот уже мыслями был на родине. Тогда, прощаясь, Гагарин и подарил водителю фотографию с благодарностью за хорошую службу. Вернувшись домой, Гариф Назипович устроился водителем в местный колхоз «Магариф». Женился, в счастливом браке с соседкой-учительницей родились две девочки, прям как у Гагарина.

Побывать вновь в Звездном городке Гариф Сайфиев смог только в 1977 году, спустя одиннадцать лет после гибели первого космонавта. И то случайно. Поехали с женой на машине соседа в Москву за покупками, и там неожиданно пришла мысль завернуть в Звездный.

Не забыл водителя Гагарина и отряд космонавтов. В феврале 2002 года специальной почтой летчиков-космонавтов в Тлянче Тамак был доставлен диплом «За добросовестное выполнение служебных обязанностей в Центре подготовки космонавтов и в связи с 40-летием первого в мире космического полета». Вместе с дипломом пришло и письмо от руководства ЦПК с благодарностью за службу и поздравлением Гарифу Сайфиеву с 60-летием. Вот такая история.

На главную
Яндекс.Метрика