Незнание рождает конфликты

Все чаще сегодня говорят о том, что население нужно мотивировать к возвращению к своим корням, к этническому самоопределению. Как это делать с умом? На этот и другие вопросы ответила Татьяна ТИТОВА, доктор исторических наук, профессор, заведующая сектором антропологии и этнологии кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии Института международных отношений КФУ. Татьяна Алексеевна – эксперт РАН, почетный работник сферы образования Российской Федерации; входит в состав Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ, член Президиума антропологов и этнологов России.

– Татьяна Алексеевна, почему знания об этнологии по-прежнему актуальны в современном мире?

– Этнология или этнография – по сути, выражаясь русским языком, народоведение. Это наука, изучающая народы мира, их образ жизни в широком смысле этого слова. Эксперты насчитывают от 2,5 до 5 тысяч народов на земном шаре. Точное количество назвать невозможно, потому что народы как общности, и в первую очередь общности социальные, – явление живое и подвижное. Одни народы появляются, другие исчезают. Определенные группы народов в чем-то схожи, а в чем-то имеют различия в духовной, материальной, социальной культуре. Меняется мир – меняются народы, их культура, интересы, потребности, происходят процессы разделения и объединения различных этнических общностей. Так что, пока существует человечество, этнология будет актуальной наукой.

– А в наше время трансформационные процессы идут более быстро? Или это кажущееся явление?

– Процессы глобализации никто не отменял: крупные торговые сети, предприятия системы питания, массовые производители. Все это неизбежно оказывает влияние на культуру и образ жизни народов. Но в то же время идут процессы глобализации, когда люди пытаются сохранить то, что составляет их особенность, что близко им. В чем-то эти два процесса противоречат друг другу, а в чем-то мирно уживаются. Можно потреблять то, что нам предлагает глобализация (пить колу и есть фастфуд), но в то же время готовить свои национальные блюда. Каждый человек волен делать свой выбор… Нельзя насильно заставить человека придерживаться культурных традиций народа, к которому он принадлежит. Безусловно, о культуре прошлых эпох мы должны знать. Но то, что ушло, уже вчерашний день. Пример: лапти – традиционная обувь всех народов Волго-Уралья. Но мы не носим их, есть современная и удобная обувь. А лапти были хороши для своего времени.

– Очень много говорят о таком понятии, как этничность человека…

– Большинство современных обществ носит полиэтничный характер. Это представление человека о своем народе, о культурном многообразии, а также сходстве и отличии от других общностей. Зачастую этничность ситуативна и проявляет себя по-разному. В современном обществе (особенно в городах) внешние этнические маркеры у людей, как правило, отсутствуют. Наши одежда, прическа, жилище, система питания не привязаны к нашей этнической принадлежности и культуре, соответственно. Но это совсем не означает, что этничность и те чувства и потребности, что она вызывает, ушли из нашей жизни.

– Что такое гражданская идентичность в России? Какова позиция Татарстана в этом вопросе?

– Фактически это чувство принадлежности к государству, или согражданство. Мы все граждане единого государства под названием Российская Федерация. Люди часто путаются в терминах. Наша идентичность множественна: гендерная, семейная, конфессиональная, профессиональная, этническая, культурная и так далее. Я россиянин, татарстанец, представитель своего народа, представитель своего профессионального цеха, житель своего города или района (села) и тому подобное – это тоже идентичность. Как они мешают друг другу? Никак. Гражданская не отменяет этническую. Согласно исследованиям, свыше 80 % опрошенных россиян ощущают принадлежность к российскому обществу. Такая же картина и в Татарстане.

– Какие риски существуют в этнически смешанных браках? Можно ли их заранее просчитать?

– Начнем с того, что это абсолютно нормальное явление, и, по нашим наблюдениям, каждый четвертый-пятый брак в Республике Татарстан смешанный. В последние два десятилетия появились варианты таких браков, может быть, ранее нехарактерные для нашего региона – с представителями дальнего и ближнего зарубежья. Это вполне закономерно в силу повышающейся мобильности людей. Если у пары есть желание быть вместе, то, как правило, в семье соблюдаются традиции обеих сторон – празднуются, например, Пасха и Курбан-байрам. Либо для них вообще не актуально соблюдение традиций.

Когда у человека его этническая или конфессиональная принадлежность, скажем так, актуализированы, он никогда в такой брак не вступит. К тому же есть факторы, несущие гораздо больший риск развода, чем разная национальность. Как показывают исследования, люди, вступающие в этнически смешанный брак, несколько старше по возрасту, а значит, имеют больший социальный и жизненный опыт. Второе – это люди с более высоким уровнем образования. Третье – это часто не первые браки. То есть более зрелый, образованный и самодостаточный человек не терпит годами, если что-то не нравится в браке… Но это отдельная самостоятельная тема.

Можно ли заранее предупредить риски? Вероятно. Есть понятие «этнокультурная дистанция». Народы с небольшой дистанцией: родственные или те, что живут рядом и, соответственно, вовлечены активно во взаимные коммуникации, – имеют меньше рисков, нежели иные. Также есть такое понятие, как этноцентризм. Это оценка других народов, других культур через призму собственной. Это тоже вредно: в целом и особенно в ситуации этнически смешанного брака.

– Как Вы считаете, чем опыт Татарстана может быть полезен другим регионам России в плане межнациональных и межконфессиональных отношений?

– Татарстан в силу многонациональности имеет опыт решения сложных вопросов в этой сфере. У нас есть Ассамблея народов Татарстана, и через эту организацию решаются порой острые вопросы. Особенно это касается небольших по численности народов, когда решаются задачи, связанные с изучением и поддержкой их национальных языков, с проведением народных праздников и мероприятий, имеющих этнокультурную направленность. Важный момент: председатель Ассамблеи народов Татарстана Фарид Хайруллович Мухаметшин – государственный деятель с огромным опытом и авторитетом. Есть специалисты, экспертное сообщество (например, Экспертный совет при КФУ), Совет по межнациональным отношениям при Президенте Республики Татарстан. Сейчас мы готовим концепцию национальной политики Татарстана в новой редакции. Ежегодно государственные и муниципальные служащие нашей республики, курирующие вопросы межнационального и межконфессионального развития и диалога, проходят курсы повышения квалификации, знакомятся с результатами проводимых здесь научных и научно-практических исследований.

– Татьяна Алексеевна, что Вам самой сейчас интересно в рамках профессиональной деятельности?

– Когда-то я задала себе вопрос: почему людям столь важна их национальность и почему существуют стереотипы в оценке людей в зависимости от их национальной принадлежности? Ответы на них я и мои коллеги ищем в своей деятельности. Для нас важно понять, что нужно сделать, чтобы этничность была бесконфликтной, чтобы люди мыслили позитивно в этих вопросах, как правильно вести просветительскую работу. Ибо незнание рождает конфликт, а знание его снимает.

Оксана БИРЮКОВА

На главную
Яндекс.Метрика