Владимир СИДОРИН: «Спасибо, что это было со мной!»

Владимир Сергеевич Сидорин из плеяды челнинских молодых инженеров-строителей 70-х годов, составивших золотой фонд строительного комплекса Закамья. С Камгэсэнергостроем его связывает большой отрезок жизни. Особенно ярко инженерный талант и деловая напористость героя нашего материала проявились при строительстве первенца КАМАЗа – РИЗа, при возведении жилых кварталов в нашем городе, Елабуге и Актаныше, при восстановлении завода двигателей после пожара. Почетные грамоты и звание «Заслуженный строитель РТ» — только штрихи в оценке трудового пути одного из созидателей автогиганта и города на Каме.

Владимир СИДОРИН, заместитель генерального директора ООО «Стройпроект инжиниринг»

В преддверии 55-летия Камгэсэнергостроя Владимир Сидорин, ныне заместитель генерального директора ООО «Стройпроектинжиниринг», поделился с нами своими воспоминаниями о встречах с уникальными людьми, оставившими след в душе, о нелегком пути инженера-строителя.

 — Владимир Сергеевич, какова роль Камгэсэнергостроя в Вашей судьбе?

 — Это и есть моя судьба, именно КамГЭС сделал из меня человека. Камгэсэнергострой для меня и для всех, кто пришел на строительство КАМАЗа в начале семидесятых, стал еще и настоящей школой жизни. Я попал в водоворот большой стройки после работы на уникальных военных объектах Камчатки и на строительстве жилья во Владивостоке после окончания Пензенского строительного техникума. Это было с 1968 по 1972 годы. После этого я приехал в город на Каме.

  Набережные Челны росли с грандиозным размахом благодаря темпу возведения комплекса крупнейших в Европе заводов для производства «КамАЗов». Сплав молодого энтузиазма и желания быстрее стать полезными в этой интенсивной жизни с одной стороны, опыт руководителей с другой, плюс огромная роль общественных организаций — в те годы очень авторитетным был комитет комсомола Камгэсэнергостроя, партийный комитет стройки и городской комитет КПСС – вот отличие того времени. В той бурной жизни было много интересного. Открытость, задор, широкое общение, энтузиазм и коллективизм, на мой взгляд, характерные черты времени строительства КАМАЗа и города. Я о них вспоминаю с ностальгией. Лучшими были годы работы в Камгэсэнергострое! Мы тогда просто выполняли свою работу, не считая это большим подвигом, и радовались участию в историческом строительстве города.

 — Вам пришлось работать с самыми разными людьми, руководителями. Что сохранили о них в памяти?

 — На людей мне всегда везло. У меня сохранились самые добрые воспоминания о Ханифе Киямовиче Беляеве, с которым я трудился в ПСО «Камгорстрой», и чувство благодарности за поддержку и помощь в работе, в том числе при выполнении его же поручений. Этот замечательный человек стал для меня больше, чем Учитель, наставник. Он стал мне вторым отцом по жизни, вывел меня в жизнь, если можно так выразиться.

Еще при жизни Ханифа Киямовича я не переставал удивляться, какой он многогранный человек. В разных жизненных ситуациях он будто поворачивался к людям разными своими гранями, которые подчас и соединить вместе было трудно. Вначале Ханиф Киямович мне казался суровым, малоразговорчивым и недоступным человеком, но позднее мое мнение изменилось в противоположную сторону. С ним можно было и беседовать на разные темы, и даже поспорить по тому или иному вопросу.

С большим теплом и уважением я всегда относился к Ирику Абдулловичу Галееву – заслуженному строителю Республики Татарстан, кавалеру ордена «Знак Почета», посвятившему много лет трудовой биографии работе сначала в Сельстрое, а затем в Домостроительном комбинате. Он один из тех, кто своим примером показывал строителям, как надо трудиться на растущем автогиганте, в пригородной зоне на сельскохозяйственных объектах и на строительстве жилья в городе.

Я считаю, нам повезло, что нами руководили люди, прошедшие школу строительства Саратовской, Братской, Иркутской ГЭС, Вилюя. Они приехали сюда с опытом за плечами и испытывали здесь новые технологии, методы строительного производства. Это были сильные, масштабные, умелые люди, которые возводили город на Каме, которые устояли перед трудностями и не бросили любимое дело.

Всегда помню и никогда не забуду легендарного Марата Шакировича Бибишева, который любил повторять: «смысл моей жизни в строительстве…» Он не переставал удивлять живостью ума, знанием дела, которое выполнял всю жизнь. Именно Бибишев создал правильную систему и структуру предприятия, выросшего в крупнейший в СССР строительный комплекс. Марату Шакировичу было приятно, что строительство города, завода началось с него, с его СМУ-3, преобразованное в 1969 году в Жилстрой. В те годы было предусмотрено построить 150 тыс. кв. метров жилья и, честно говоря, мало кто верил в это, но челнинским   домостроителям  во главе с Бибишевым удалось их сдать. Годы моей работы в ДСК от прораба до начальника СМУ стали настоящей школой профессионализма.

— Какие объекты особо запали в душу? Какое из возведенных Вами сооружений можно назвать «звездным часом» строителя?

 — Каждый объект был для меня своеобразным «звездным часом», научившим чему-то новому, познакомившим с интересными людьми. Работали сутками, не жаловались, не ныли, а старались вовремя сдать, к примеру, венткамеру или конференц-зал на РИЗе. Кстати, моим первым челнинским объектом стал именно ремонтно-инструментальный завод. На этой огромной стройплощадке я работал прорабом СМУ-15 Промстроя, мы возводили корпуса АБК и все инженерные сооружения с 1-й по 7-ю ось и с 41-й по 43-ю.  В составе СМУ было 750 рабочих плюс субподрядчики. Никогда не забуду, как в декабре 1972 года подавали тепло в главный корпус завода и полным ходом шла подготовка к монтажу оборудования. Наше СМУ к тому времени передали в УС «Автозаводстрой» Камгэсэнергостроя, руководил которым   Валентин Михайлович Логинов. В начале 1973 года на РИЗе был смонтирован первый станок, а в июле 1974-го Государственной комиссией был подписан акт о приемке в эксплуатацию первой очереди РИЗа.

Не могу не вспомнить и работу в Актаныше на строительстве панельных жилых домов. Я уже тогда перешел в ДСК и по личной просьбе Марата Бибишева взвалил на себя этот сложнейший участок работы. Поначалу все шло сложно: не было нормальных бытовых условий, хромала дисциплина среди рабочих, да и задержка в поставке стройматериалов выбивала из колеи. Я, как начальник участка, решил оборудовать дом колхозника под гостиницу и создал хорошие условия для жизни строителей: привез прямо из кабинета Бибишева (Марат Шакирович по своей же инициативе передал все это рабочим) гантели, бильярд, перекладину для подтягивания, радиолу, наладил регулярную поставку продуктов, четко следил за тем, чтобы не было пьянок и разборок в гостинице, словом, работа пошла в гору.  За 8 месяцев мы построили замечательный жилой городок, который потом в республике ставили в пример.  Не раз приезжал посмотреть на нашу работу и Ханиф Киямовия Беляев – именно в Актаныше он отмечал мою организаторскую хватку, коммуникабельность, деловые качества.

Как не вспомнить строительство домов в нашем городе… Работая в знаменитом СМУ-61 ДСК, мы ввели, без преувеличения, одну треть челнинских жилых кварталов. Запомнилась мне оперативная сдача новгородского дома 3/15: в момент приемки госкомиссией возле его подъездов уже стояли ребята из комсомольского строительного отряда и ждали заселения – забавная была картина!  А вот дом 49/03 сдавали с большими сложностями: в 50-градусные морозы произошла авария на ТЭЦ, город остался на несколько часов без тепла. Разморозилась и система отопления этого дома, в результате чего радиаторы пришли в негодность и нам пришлось обновлять всю отделку. Несмотря на это, дом сдали в срок.  При строительстве этого объекта мне очень помогли технические знания, полученные в строительном техникуме. Я вообще горжусь этим учебным заведением с высоким уровнем подготовки и рад, что выбрал авторитетный, фундаментальный и уважаемый техникум, сделав верный шаг в молодости.

 Я горжусь и тем, что, будучи начальником участка СМУ-61, руководил деятельностью трех потоков известнейших в городе и республике комплексных бригад П. Комиссарова, Р. Салахова и Р. Сабирзянова. Все они работали по методу бригадного подряда и на единый подряд, строили около 250 тыс. кв. метров многоэтажных жилых домов в год. На всю республику гремели имена бригад отделочников А. Валиевой и Н. Баня, Т. Пузаковой и Е. Колчериной, Р. Башировой и Е. Ермаковой. Горжусь я и совместной работой с начальником ПТО А.Г. Анисимовым, начальником ОТиЗ Э.А.Федоровой, руководителем планового отдела Р.А.Пыреевой, а также начальниками участков СМУ-61 ДСК В. Соловьевым, Н. Шайхуллиным и Р. Зайнуллиным. Впервые мы внедряли буронабивные и вытрамбованные фундаменты, новые виды объемных и рельефных железобетонных изделий, осваивали монтаж железобетона с колес. Именно в ДСК впервые освоили сборно-монолитное строительство городских высотных сооружений. Не случайно в 80-е годы на базе ДСК была проведена Всесоюзная школа передового опыта в домостроении.

 — Что бы Вы пожелали камгэсэнергостроевцам в канун юбилея предприятия?

 — История предприятия богата знаменательными трудовыми свершениями. Хотелось бы выразить слова благодарности всем ветеранам Камгэсэнергостроя, внесшим свой вклад в становление предприятия, и всем тем, кто сегодня, несмотря на перипетии, происходящие вокруг легендарного коллектива, продолжает трудовые традиции предшественников. Желаю камгэсэнергостроевцам здоровья, благополучия, оптимизма!

На главную
Яндекс.Метрика