Колумбайн: что надо знать родителям

13 мая 2019 года старшеклассник гимназии № 7 города Казани пришел в класс с ножом и пневматическим пистолетом и удерживал в кабинете несколько человек. Он зашел в кабинет русского языка в начале урока, сел за стол учителя и вытащил оружие. Он не выдвигал никаких требований, но удерживал в классе 12 человек. Семнадцатилетний школьник был задержан, никто не пострадал. Что это: проблемы с психикой или крик о помощи? Прокомментировать ситуацию мы попросили доцента кафедры конфликтологии Казанского (Приволжского) федерального университета Андрея ИВАНОВА.  

— Андрей Валерьевич, события в седьмой гимназии заставляют родителей и общество задуматься: что же происходит с детьми? Почему, чтобы быть услышанным, подросток берется за оружие?

— Ребенок в процессе взросления и социализации может столкнуться с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками. Это явление не такое уж и редкое. К сожалению, родители, озабоченные выживанием и зарабатыванием денег, не всегда в курсе подобной ситуации, порой ее недооценивают. А у самого подростка просто не хватает жизненного опыта, чтобы справиться с этими проблемами самостоятельно. В группе риска находятся подростки, которые подвергаются буллингу, то есть физической и психологической травле, у которых отсутствуют или разрушены коммуникации среди сверстников. Они терпят все молча, но желают отомстить. Свои проблемы подростки очень часто озвучивают в социальных сетях в колумбайн-сообществах. Такие группы можно найти в социальной сети «ВКонтакте» и в мессенджере Telegram. В последнее время эти деструктивные сообщества активно закрываются. Чаще всего подписчики этих групп — молодые люди 8 – 10 классов, а также учащиеся колледжей и техникумов.

— Но ведь не каждый участник этих групп готов взять оружие и пойти убивать?

— Конечно нет. Но членство в них — серьезный маркер. Если подросток вступает в подобное сообщество, он имеет внутриличностные проблемы, является жертвой травли, не находит понимания в школе или дома. Выход из ситуации они видят в достаточно агрессивном поведении относительно окружающих людей, которых воспринимают как обидчиков. Часть молодых людей приходят в такие сообщества за демотиваторами и мемами, рассказывающими о массовых убийствах, и они для них являются источником черного юмора. Другие подростки болезненно интересуются документальной информацией событиймассового убийства в школе «Колумба́йн», произошедшей  в 1999 году 20 апреля в штате Колорадо США, когда двое школьников Эрик Харрис и Дилан Клиболд с помощью оружия и самодельных бомб убили 13 и ранили 23 человека. После этого нападавшие застрелились сами. И некоторые подростки восхищаются ими как героями, которые «отомстили за всех нас». Иногда подростки, которые решили с помощью оружия отомстить своим одноклассникам, повторяют сценарий массового убийства, произошедшего в школе «Колумбайн».

— Колумбайн стало нарицательным обозначением данного явления. Это был первый подобный случай в истории?

— Не первый. Но самый известный и кровавый.

— Как эти подростки пришли к такому агрессивному решению?

— С 1996 года Эрик Харрис вел свой интернет-блог, где делился шутками и записями про родителей, школу и преподавателей. Вскоре он уже пишет инструкции об изготовлении взрывчатых устройств. Далее в блоге стали появляться первые признаки гнева и агрессии по отношению к окружающим. Эти угрозы не остались не замеченными, но полиция должным образом не отреагировала. За несколько месяцев до атаки подростки раздобыли огнестрельное оружие.

До начала массового убийства они установили взрывное устройство возле школы, которое, по их мнению, должно было сработать и отвлечь полицию. Устройство частично сработало, но не принесло существенного вреда. Далее заложили две девятикилограммовые в столовой. Потом направились по коридорам и кабинетам школы. Вначале одноклассники приняли происходящее за розыгрыш, что многим стоило жизни. Это массовое убийство в школе США оказалось токсичным и вызвало волну последователей и адептов среди подростков всего мира с неустойчивой психикой и проблемами со сверстниками.

— Андрей Валерьевич, какие маркеры могут выдавать подростка, как Вы сказали, с неустойчивой психикой и проблемами со сверстниками?

— Родителям и учителям, в первую очередь, надо обратить внимание на серьезные изменения в поведении подростка в школьной или домашней среде. Например, был веселый и общительный, а стал замкнутым, агрессивным и скрытным. Эти дети выпадают из школьных коммуникаций и не общаются внутри класса, ведут себя отчужденно среди сверстников.

— Как быть родителям и учителям, если они видят, что именно это происходит с подростком?

— В рамках учебного заведения необходимо вовлекать таких подростков в социальную жизнь класса, школы, техникума, то есть наладить процесс социализации. Ну а родителям — стараться строить доверительные отношения со своими детьми, чтобы суметь вовремя прийти на помощь.  

Марина ГЛЕБОВА

На главную
Яндекс.Метрика