Свои люди — сочтемся

Тему семейного бизнеса обсудили в Казани на площадке Дома предпринимателя. Событие собрало не только действующих предпринимателей, но и тех, кто только еще планирует открыть свое дело в партнерстве с близкими людьми.

— Очень часто люди, развивающие общее дело с родственниками, супругами, начинают дуплицировать традиционные бизнес-подходы, что часто приводит к конфликтам и даже разводам, — говорит Анастасия Гильманурова, совладелица Академии коучинга «МЕНТОР».  – Но здесь работают другие механизмы, и это нужно просто понять.

Супруги Радмир и Анастасия Гильмануровы – основатели известной в Казани академии коучинга и организаторы конференции, развивают свое направление с 2003 года. Пять лет назад к ним стали обращаться их же выпускники с вопросами о том, как наладить свое дело вместе с членами семьи и притом не разрушить с ними отношения. Оказалось, есть чем поделиться.

— Бытует мнение, что семейный бизнес – это что-то незначительное, — продолжает Анастасия. – Но примеры мировой экономики показывают, что совсем наоборот. Многие бренды представляют собой успешные семейные компании и предприятия. Татарстану такой подход особенно близок: люди здесь стремятся к созданию долгосрочных взаимоотношений, стабильные, умеют хранить традиционные ценности. Все больше становится многодетных пар. Мы в их числе, у нас четверо детей, и хотели бы, чтобы наш бизнес передавался по наследству. Но чтобы это сделать, нужны знания и опыт. И не только в наследственном вопросе. Мы говорим о том, как сделать так, чтобы ребенок захотел принять бизнес родителей, чтобы у него было желание остаться в Татарстане, реализовать свои амбиции. А еще есть множество вопросов, как принять человека на работу, если он родственник, как поделить свое дело, если того требуют обстоятельства, или, наоборот, соединить. Вот на эти и другие вопросы мы со своими клиентами вместе ищем ответы.

По мнению Гильмануровых (не представляющих себя вне общей совместной деятельности), именно сегодня тем, кто пока сомневается, стоит задуматься о развитии семейного дела. Продолжая тему, специалисты Академии коучинга «МЕНТОР» затронули еще несколько аспектов. В частности, важность распределения ролей в бизнесе, необходимость использовать при регистрации организации не типовой, а индивидуально составленный устав, трудоустройства своих близких на официальных основаниях, какими бы ни были устные договоренности. Отметили положительную роль составления брачных контрактов, число которых вполне оправданно за последние пять лет выросло на 30%. 

А еще обретение весомости такой формы взаимодействия, как семейный совет, наряду с советом директоров и учредителей. Именно там принимаются решения, купить что-то или инвестировать средства в дальнейшую деятельность.

На конференции выступили супруги-предприниматели с опытом. Например, у Калегиных «стаж» совместного бизнеса 20 лет, сейчас они занимаются консультированием предпринимателей в рамках своего дела — «Мастерская развития бизнеса Калегиных». По словам Наили, секрет стойкости их компании в том, что со временем они приняли определенные правила, которых и придерживаются. Первое дословно звучит так: на работе мы коллеги, дома – близкие люди. Второе – на работе обсуждаем только рабочие вопросы, дома – бытовые.

— Но так было не всегда, — не скрывает Наиля. – Пришли к пониманию лишь через 4-5 лет общей деятельности, когда дело чуть не дошло до развода. Всякое было. Со временем осознали, что правильней, когда бизнес — для жизни, а не жизнь ради бизнеса. Еще одна большая ошибка предпринимателей – «перепутанность карманов», то есть оплата рабочих расходов из своего кармана или неумение получить средства из своего бизнеса для повседневных нужд.

Наиля уверена, что будущее — за семейным предпринимательством.

— Несомненно, здесь есть свои плюсы и минусы, — не скрывает предприниматель Антон Шалыгин. – Но большой плюс – это поддержка, мы с супругой работаем на общий бюджет, дети (дочери 16 лет, сыну 8) помогают, учатся на нашем примере. Да, были случаи, когда личные отношения переносились на работу, но путем переговоров всегда выходили из таких ситуаций. В нашем бизнесе четко распределены роли – на мне технические вопросы, супруга занимается организацией, маркетингом.

 С 2014 года у Шалыгиных небольшой гостиничный бизнес: свой мини-отель в Казани. Имея опыт, они помогли своим знакомым открыть 10 таких же в Самаре, Альметьевске и Казани и оказывают услуги по управлению небольших гостиниц.

 Интересно, что бизнес, о котором говорили на конференции, не всегда предполагает участие только мужа и жены. Вариации могут быть самые разные: братья-сестры, мама-дочь, папа-сын, бабушка-внучка. Или, как в случае с Данияром Гумаровым. Ему всего 13 лет. Он стал выпускником «Фабрики предпринимательства — Дети» в Казани, и сейчас является собственником своего бизнеса – сыроварни. «Бабушка готовила сыр, потом мама, но делали это только для семьи, — говорит мальчик. — Я решил, что это нужно продвигать. Теперь участвуем мама и я».

Тема особого статуса «семейного бизнеса» обсуждается и на федеральном уровне. Например, осенью прошлого года министр экономического развития РФ Максим Орешкин заявил о подготовке законопроекта, который закрепит статус такого бизнеса. Власти даже планируют ввести для него специальный налоговый режим и систему поддержки. 

Оксана БИРЮКОВА

Фото Ольги Мироновой

На главную
Яндекс.Метрика