Случайных людей в театре не бывает

В чем секрет женского счастья? Даже если у каждой из нас свой ответ на этот вопрос, есть два фактора, играющих важную роль в самооценке и настроении. Это любимая семья и любимая работа. А еще умение самой строить свою судьбу. В этом убеждена Резеда САЛЯХОВА, актриса Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина, активная и целеустремленная, сыгравшая немало разноплановых образов. Ее супруг, актер Артем Пискунов работает с ней на одной сцене. Им повезло быть партнерами во многих спектаклях. Это и «Гамлет. Сцены» В. Шекспира (Гамлет и Офелия), и «Женихи» Х. Вахита (Барлас и Майсара), и «Лестница любви» Ш. Фархутдинова (Артем и Резеда) и другие спектакли. О тонкостях профессии и о том, как живется молодым актерам в современных условиях, наш разговор с Резедой САЛЯХОВОЙ.

— Резеда, Вы окончили Казанское театральное училище.  Судя по тому, насколько Вы востребованы сегодня, становится понятно, что Ваш выбор профессии в свое время был осознанным. А если говорить про Ваших одногруппников, все ли стали актерами?

— Если говорить про мою группу, из 18 человек выпустилось девять. Кто-то был отчислен во время учебы, кто-то сам не выдержал жесткого графика и требований педагогов. Не зря говорят, что от студентов театрального училища, помимо таланта и трудолюбия, требуются железные нервы и стальная сила воли. Это действительно так. Когда поступаешь в 14 – 15 лет, по сути, ты ведь еще сам ребенок, и только постепенно, шаг за шагом, начинаешь понимать, куда ты попал и что тебя ждет впереди. Училище – это и танцы, и вокал, и фехтование, и занятия «на пластику», и многое другое. Здесь остаешься до конца, когда влюбляешься в профессию всей душой, когда становишься фанатиком своего дела в лучшем смысле этого слова. Сколько раз я плакала на втором-третьем курсах после урока актерского мастерства, когда не получался очередной этюд… Бывали истерики, вопросы самой себе: «Выдержу ли дальше, смогу ли?». Главное в такие моменты не опускать руки, проявлять настойчивость, упорство и даже упрямство. Сдаться-то легче всего.

Мне очень повезло в том, что нашим с Артемом наставником в училище стал Рашид Загидуллин, главный режиссер Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина. Он постоянно говорит: «Тяжело в учении, легко в бою. Никогда не опускайте руки, учитесь, старайтесь, ишите, смотрите, слушайте, анализируйте, ходите на спектакли в разные театры, и наблюдайте». Наблюдайте – ключевое слово в профессии. Я очень благодарна своему наставнику за его ценные советы, которые пригождаются не только на сцене, и Ильгизару Хасанову, актеру Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина за то, что он в свое время посоветовал мне связать судьбу с актерской деятельностью. Ведь могла бы пойти в музыкальное училище или продолжить обучение в девятом-десятом классах. Но судьба распорядилась именно так, как нужно было.

Из девяти человек нашего курса после окончания училища четверо стали актерами театра им. К.Тинчурина – я, мой супруг Артем, Ильфак Хафизов и Лия Вильданова. Еще один наш одногруппник Зульфат Закиров поступил в ГИТИС, по окончании которого вернулся в Казань. Остальные не нашли себя в театральном искусстве, так что вы правы, далеко не все становятся актерами. Впоследствии мы с Артемом получили высшее образование в КФУ на отделении «татарская филология», значительно усовершенствовали литературный татарский язык и получили знания, которые необходимы актеру национального театра. Сегодня я сама преподаю сценическую речь в Казанском театральном училище, являюсь ассистентом педагога Гаптрауфа Нуриева.

Актер должен постоянно учиться, читать и классику, и современную литературу, следить за постановками коллег в других театрах, расширять кругозор, что необходимо на сцене. В детстве я окончила музыкальную школу по классу фортепиано, и сегодня мне это очень помогает. К примеру, я играю на фортепьяно в спектаклях «Сон», «Воспоминания барышни Гуляндам», «Дороги судьбы».

— Несмотря на молодость, Вы сыграли уже немало ролей. Какие из них близки Вам по духу?

— Каждую роль надо принимать и понимать, чтобы быть убедительной в своем образе. Бывают роли, которые не поддаются именно потому, что не близки по духу, но работать на сопротивление еще интереснее. Когда я только начинала служить в театре, мне предлагали преимущественно комедийные образы, но, конечно, не хотелось оставаться актрисой одного амплуа. К счастью, сейчас в моей «копилке» уже немало драматических образов, включая Офелию в спектакле «Гамлет. Сцены».

По поводу ролей, которые приходится играть порой на сопротивлении, могу привести один пример. В спектакле «Чулпан» мой супруг играет отрицательного героя по имени Вильдан, который издевается над Чулпан (это моя героиня) и психологически, и физически — есть даже момент, когда он кидает меня на пол. Артем так переживал, не понимал, почему он должен воплощать этот образ… Но ведь сыграл же. И спектакль получился замечательный, по крайней мере, зрители приняли его с успехом.

— Резеда, мы постоянно слышим о небольших зарплатах работников культуры, в том числе артистов театров. Скажите, пожалуйста, как выживают молодые актеры, имеют ли они возможность подрабатывать?

Возможности есть, было бы желание. Творческому человеку можно рассказывать и записывать стихотворения (в татарском книжном издательстве, например, ведется запись аудиокниг на татарском языке), озвучивать мультфильмы, сериалы на телеканалах. Можно вести концерты и другие мероприятия, преподавать актерское мастерство в творческих студиях или школах. Надо самим быть активными, а не ждать подарков судьбы.

— Раскройте, пожалуйста, секрет успеха вашей семьи, интересной тем, что речь идет о творческих людях, коллегах…

С Артемом мы знакомы с 14 лет, с18 лет работаем вместе, пять лет женаты. Оба знаем, что в отношениях главное — умение слушать и слышать, ни в коем случае не ревновать к профессиональным успехам друг друга. Любовь, терпение, внимание и забота – фундамент прочной семьи.

— А что бы вы посоветовали нынешним абитуриентам театрального училища?

— Трудно что-то посоветовать, поскольку у каждого свой путь. Ко всему надо быть готовым, особенно к тому, чтобы выкладываться по максимуму в процессе учебы. Случайных людей в театре не бывает. Если вы чувствуете, что это не ваше, что вы не можете отдавать актерской профессии свою душу и сердце, тогда не надо испытывать судьбу. Лучше поберечь свои силы, здоровье, нервы и найти себя в чем-то другом.

— Спасибо Вам, Резеда! И удачи Вам в творчестве!

Ильсияр ГАНИЕВА

На главную
Яндекс.Метрика