Михаил ЧЕРЕПАНОВ: «Наш земляк в одном бою подбил 16 фашистских танков» 

22 июня 1941 года навсегда останется для нас Днем памяти и скорби о тех, кто пожертвовал собой ради того, чтобы мы могли жить, любить и творить под мирным небом. Более половины из 180 уроженцев Татарстана, ставших Героями Советского Союза, получили это звание посмертно. А один из тех, кому посчастливилось вернуться с фронта живым, стал героем художественного фильма. Телепремьера картины «Несокрушимый» на Первом канале состоялась в январе 2019 года. О подвиге Семена КОНОВАЛОВА и о том, насколько правдивым оказался этот фильм, мы попросили рассказать директора Музея-мемориала Великой Отечественной войны Национального музея РТ Михаила ЧЕРЕПАНОВА.  

— Не стану перечислять мелких погрешностей, допущенных режиссером Константином Максимовым, вроде того, что главный герой вместо холостого лейтенанта оказался женатым капитаном, а сыгравший его роль 43-летний актер Андрей Чернышев вдвое старше своего прототипа. Вместо этого сразу скажу, что фильмы, подобные «Несокрушимому», обязательно нужно показывать нашему зрителю, который в большинстве своем знает очень мало настоящей правды о войне. В основе сюжета лежит бой экипажа танка КВ-1 под командованием уроженца Татарстана Семена Коновалова с несколькими десятками фашистских танков, который произошел 13 июля 1942 года.

Исход боя, завершившийся всего за две недели до подписания Сталиным приказа №227 о создания штрафбатов и заградотрядов, выглядит совершенно фантастическим, но, тем не менее, в действительности все было именно так. После просмотра «Несокрушимого» любой думающий зритель просто обязан сделать неожиданный, но единственно верный вывод. При грамотном использовании имевшейся тогда на вооружении Красной Армии военной техники, несмотря на неожиданное и вероломное нападение Гитлера на СССР 22 июня, не было бы никакого блицкрига 1941-1942 годов и необходимости подписывать приказ № 227 «Ни шагу назад!».

Судите сами: один тяжелый советский танк «Клим Ворошилов» был способен не только выстоять при массированном обстреле десятков немецких танков, но и за несколько часов подбить более полутора десятков из них. И бой бы мог продолжаться сколько угодно долго, если бы было кому подтаскивать танкистам снаряды хотя бы по траншее.

Вот хронология подвига, зафиксированная в наградном листе Семена Коновалова, рассекреченном только в XXI веке и обнародованном на сайте Минобороны РФ «Память народа»:

Наградной лист

«Коновалов Семен Васильевич, лейтенант, командир танка «КВ» 1 роты 1 танкового батальона 15 танковой бригады. Год рождения 1920. Русский. В Красной Армии с 1939 года. Член ВЛКСМ.

13 июля 1942 года у хутора Нижнемитякин (Тарасовского района Ростовской области) танк «КВ» лейтенанта Коновалова стоял из-за неисправности после боя. Экипаж своими силами его восстанавливал. В это время показались 2 немецкие бронемашины. Тов. Коновалов открыл огонь, и 1 машина была подожжена, а вторая скрылась.

Вслед за бронемашинами показалась движущаяся колонна танков, сначала 35 машин, а затем еще 40. Лейтенант Коновалов, используя выгодную позицию, принял бой. Подпустив первую колонну танков на 500–600 метров, экипаж «КВ» открыл огонь. Было уничтожено 4 танка. Колонна противника вернулась назад. Но через некоторое время развернутым строем деревню атаковали 55 танков противника. Героический экипаж поджег еще 6 танков противника и заставил его вторично отступить.

Враг предпринял третью атаку. Герои танкисты вели огонь до последнего снаряда. Они уничтожили еще 6 танков, 1 бронемашину и 8 автомашин с гитлеровцами. Фашисты открыли огонь из 105-мм орудия, которое подтянули к танку на 75 метров. Экипаж танка с командиром лейтенантом Коноваловым погиб в этом неравном бою…

За героизм, проявленный при защите Родины, тов. Коновалов достоин посмертного присвоения звания «Герой Советского Союза» с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Документ подписан командиром 15 танковой бригады майором Савченко 17 ноября 1942 года. А само звание по Указу Президиума Верховного Совета СССР присвоено 31 марта 1943 года. Причем не посмертно, а живому капитану Коновалову, который через месяц после того, как его похоронили, прислал в свою часть письмо.

А дело было так. Командование бригады, где он служил, хватилось его экипажа на следующий день после боя и послало бойцов узнать, что с ним случилось. Они обнаружили подбитые немецкие танки, многочисленные останки солдат, сгоревший КВ-1, и доложили о геройской гибели его экипажа.

В действительности же, израсходовав последний снаряд, Коновалов приказал своим подчиненным покинуть танк через нижний люк, но успели это сделать только он сам и еще двое из пяти членов экипажа. После чего фашистам, наконец, удалось поджечь КВ-1 с близкого расстояния. Танкисты пробирались к своим, подальше обходя населенные пункты и питаясь травой и сырым зерном. А на четвертый день наткнулись на фашистский танк, экипаж которого беззаботно плескался в речке, полагая, что находится далеко от линии фронта. Сняв часового, они без особых приключений добрались на трофейной машине до передовой. Но в родную бригаду так и не попали, завершив войну в Германии в составе другой части.

В 1952 году Семен Коновалов окончил Ленинградскую высшую офицерскую бронетанковую школу. Преподавал в Казанском танковом училище. Работал на железной дороге, в ГАИ, инженером завода ЭВМ. С 1956 года подполковник запаса. Умер 4 апреля 1989 года, похоронен в Казани, его имя носит одна из улиц города.

КВ-1 был лучше любого немецкого танка

Хочу подчеркнуть, что никаких чудес в бою близ хутора Нижнемитякин не произошло. 21-летний Семен Коновалов не был асом-танкистом, он просто не успел им стать, да и вообще танкистом стал случайно. В 1939 году почтальон из села Ямбулатово Верхнеуслонского района поступил в Куйбышевское пехотное училище, которое через год перепрофилировали в бронетанковое. До главного боя в своей жизни лейтенант Коновалов успел повоевать лишь пару месяцев в Прибалтике командиром взвода легких танков БТ- 7. И только после излечения от ранения ему посчастливилось возглавить экипаж КВ-1, на тот момент лучшего танка в мире.

Тяжелые танки серии «Клим Ворошилов» (цифровой индекс КВ-1 он получил ретроспективно после появления КВ-2) выпускались в СССР с августа 1939-го по август 1942 года и предназначались, прежде всего, для преодоления укрепленных районов, таких, например, как финская линия Манргейма. Именно во время Финской войны они и прошли свои боевые испытания, и показали себя блестяще. Ни один танк или противотанковая пушка противника не могли нанести им в открытом бою сколько-нибудь серьезный урон. Огорчение военных вызвало лишь то, что 77-мм пушка оказалась недостаточно сильной для борьбы с ДОТами.

С фашистскими же, а также с чешскими и прочими трофейными танками, стоявшими на вооружении Вермахта, КВ справлялся играючи. Что с блеском и продемонстрировал молодой необстрелянный лейтенант Коновалов. Вот только для маневров и многокилометровых маршей КВ, в отличие от Т-34, был совершенно неприспособлен. Что опять-таки прекрасно видно на примере нашего земляка. Танк оказался один в чистом поле именно по причине поломки. А генералы Красной Армии в первые годы войны то и дело заставляли КВ перемещаться на сверхдальние расстояния.

Подготовил Вадим СЕРГЕЕВ

На главную
Яндекс.Метрика