Родословная – окно в будущее

На разных этапах истории народа значительную роль в развитии государства играли мурзы – представители татарского дворянства. Сейчас их опыт может помочь в укреплении социальных ценностей. Тем более что с 2006 года в Татарстане существует Собрание (меджлис) татарских мурз, организация насчитывает более 300 представителей более 40 старинных родов.

Что под силу собранию татарских мурз в современном обществе, в интервью нашему изданию рассказал его предводитель – Булат Энгелевич Яушев. Кстати, сам он принадлежит сразу к двум известным татарским дворянским родам: Яушевых и Акчуриных.  

— Булат Энгелевич, в чем состоит миссия организации?

— Подобные организации и активисты есть в Уфе, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Симферополе и других российских городах. Собрание татарских мурз в Казани ставит своей целью сохранение в семьях и в исторической памяти народа культурных традиций сословий, воссоздание в обществе социально ответственного поведения, пропаганду меценатства и благотворительности. Первым предводителем организации был Айрат Шарафутдинович Терегулов. Активисты собрания — люди, осознавшие свою историю, свои корни, и понимающие, какую пользу могли бы принести обществу. Согласитесь, наше поколение, пожалуй, первое, которому посчастливилось жить без идеологического пресса и у которого есть возможность посмотреть на себя со стороны, не предвзято, с исторической точки зрения. Что мы и делаем. Нас сближает тот факт, что в составе организации – в основном, люди интеллектуального труда: преподаватели, врачи, юристы, ученые.

— Они и есть наследники старинных татарских родов?

— Да, верно. Они интересуются историей своей семьи, воспринимают историю страны через призму своего рода. Мы общаемся, встречаемся, обсуждаем многие вопросы и точки зрения. Они часто совпадают, и это еще раз подтверждает, что у нас есть общность взглядов и понимание единой миссии.  Вообще, такая социально-политическая тематика многогранна и актуальна не только в национальном аспекте, но и с точки зрения развития всей России. В составе собрания более 300 представителей более 40 родов. У нас много пожилых участников, и, к сожалению, многие отходят от дел в силу возраста. Есть и молодежь, которая уже в 30 лет осознанно относится к нашей проблематике.

Но главное – мы нашли свои ценности для себя, общества в целом. И конечно, хотим, чтобы нас услышали и у нас появилась реальная возможность реализовать социально значимые проекты. Без дополнительной помощи сделать это не представляется возможным. Современная интеллигенция лишена того материального базиса, которым обладали наши предки.

Несмотря на все обстоятельства, татарскими мурзами на собственные средства издано более 50 книг об истории своих предков. Одна из последних — «История рода Яушевых в средневековый период и кимакская проблема» (Казань 2018 г. автор д.и.н. Д.М. Исхаков, один из крупных специалистов в изучении истории татар). И процесс продолжается: в этом году планируется провести научно-практическую конференцию. У нас сложилось хорошее сотрудничество с Институтом истории им. Марджани, его специалисты готовы выступить экспертами по результатам проведенных нами архивных поисков. В нашей среде разработана собственная версия доктрины духовного развития татарского народа. Краткая, содержащая емкие концептуальные положения.  Это один из примеров нашего серьезного настроя на то, чтобы менять жизнь к лучшему. В ходе встреч со многими общественными деятелями мы получаем поддержку и понимание с их стороны. Но пока все ограничивается только одобрением того, что мы делаем. По существу, проблематика, о которой мы говорим, далеко выходит за рамки общественной организации, и мы надеемся, что рано или поздно понимание значимости задачи нашей работы появится, и мы будем действовать, имея поддержку государства.

— Воспитательный фактор, согласно задачам Собрания мурз, играет важную роль. Каким вы видите воплощение этой функции?

— Знание истории своих родов, фамилий – это мировоззрение, которое формирует личность. Большинство наших современников с трудом вспомнят, как звали прадеда. А в татарской и дворянской традиции в целом полагалось знать, как минимум семь поколений своих предков. Причем помнить их имена, кем они были, какими людьми, с каким характером, что говорили, что хотели передать своим внукам и правнукам. Проанализировав огромный опыт, мы пришли к выводу, что знание родословной – мощный фактор воспитания, формирования нравственных ценностей. Благо, сегодня во многих школах, даже по инициативе учителей, проводятся праздники и конкурсы на знание своей родословной. Дети, которые знакомятся с этой темой, защищены от безнравственного поведения. Более того, мы говорим о том, что наши поступки в этой жизни формируют судьбу дальнейших поколений. Задумайтесь, был бы в нашей стране столь высокий уровень коррупции, если бы каждый поступок человека соизмерялся с честью его фамилии, как это происходило в дворянской среде?

         — Вы упоминаете термин «татарское дворянство». В чем состоит его историческая специфика?

— Мурзы – татарские дворяне — обладали опытом службы, сохранения и защиты государства. Они являлись стержнем, вокруг которого сплачивался весь народ в годы лихих военных испытаний. Трансформировавшись в XVII в. в купеческое сословие и духовенство, мурзы и беки накопили капитал нации, развили производство и торговлю не только в Казанской губернии, но по всей России и в Средней Азии. Они проявили себя выдающимися меценатами, строившими медресе и мечети, дававшими стипендии для обучения татарским юношам и девушкам.

Во времена российской империи татары как нацменьшинства принижались, и даже в «Бархатной книге», куда записывали людей с древним происхождением, татарские князья стояли рангом ниже российских. Несмотря на то, что множество российских дворянских родов происходит на самом деле от татар, а татарские родословные намного древнее русских.

Среди нас есть люди, ведущие историю своего рода от Адама.

Очень многие татарские роды имеют истоки во временах Чингиз хана, и до ордынского периода, в IX-X веках.

Стоит отметить, что в Российской империи дворянам татарского происхождения запрещалось наследовать земли, если они отказывались принять православную веру. Этот фактор привел к потере материальной базы мурз, упрощению их образа жизни, потере веса в обществе и фундамента существования. Большое число мурз в итоге вели почти крестьянский образ жизни, они не были крепостными, но возделывали небольшие земельные наделы. Но, несмотря на притеснения со стороны властей, сохранили историческую память и национальное самосознание.

Добавлю лишь, что татарские мурзы, как сословие, всегда были атрибутом государственности татар. Потому что дворянство подразумевало наличие такового. Мы наблюдаем попытки избавить татар от исторической памяти, Татарстан утрачивает последние признаки национальной суверенности. Сам факт существования Собрания татарских мурз – свидетельство обратной тенденции, восстановления и сохранения исторического наследия.

         — Вы готовы нести в народ духовно-нравственные ценности?

— Мы знаем, как сохранить и преумножить эти ценности, так называемую, «мягкую силу». Что такое дворянство как таковое в нашем сегодняшнем общественном сознании? С одной стороны, это «эксплуататоры», однако люди, получившие образование в советское время и чуть позже, воспитывались на культуре дворянства в произведениях Толстого, Пушкина, Лермонтова, Тургенева и других. Дворяне составляли небольшую часть общества от общего населения, но именно в этой среде создавалась великая культура, музыка, живопись, литература несущая духовность и нравственность новым поколениям. Частенько говорим: «Да, к сожалению, мы утратили многое, значит, общество деградирует и становится проще». Действительно, было много того, чего не хватает в сегодняшней жизни. Мы надеемся, что то, чем мы живем, будет услышано, и мы сумеем многое реализовать.

Беседовала Оксана БИРЮКОВА

Только факты.

Представители старинных фамилий, входящие в Собрание татарских мурз: Арапские, Акчурины, Аппаковы, Апанаевы, Адутовы, Карачурины, Бикбовы, Бурнаевы, Бурнашевы, Валеевы, Габитовы, Даушевы, Давлетьяровы, Даурские, Еникеевы, Кашаевы, Максютовы, Мамлеевы, Сакаевы, Тайсины, Терегуловы, Уразгильдеевы, Уразаевы, Утягановы, Утямышевы, Файзуллины, Чанышевы, Ширинские, Юнусовы, Яушевы, Яппаровы и другие.

На главную
Яндекс.Метрика