Станция Агрыз: на вековом рубеже

В августе город железнодорожников Агрыз празднует сразу две важные даты – 100 лет со дня открытия железнодорожной станции и локомотивного депо. К этой дате на привокзальной площади станции воздвигнут памятник председателю правления общества Московско-Казанской железной дороги барону фон Мекку, возглавившему сооружение железнодорожной линии Казань-Екатеринбург.

Александр ЛАПШИН, заместитель начальника ГЖД – филиала ОАО «РЖД»

История станции Агрыз неразрывно связана с историей железнодорожного строительства и развития южного хода Горьковской железной дороги. В 60-е годы 19-го века активно обсуждались три основных проекта, среди которых был проект строительства дороги от Казани через Сарапул, Красноуфимск, Екатеринбург, Камышлов на Тюмень. Данный вариант и был утвержден императором Александром II в 1887-м году, но русско-турецкая война отсрочила его осуществление. В 1910-м году именно барон фон Мекк повторно возбудил ходатайство о предоставлении концессии на сооружение линии Казань-Екатеринбург (Казанбургская железная дорога). Работы были начаты в начале лета 1914-го года. Вследствие революции и гражданской войны работы были остановлены. Летом 1919-го года войска Красной Армии заняли железнодорожную станцию Агрыз. Началось восстановление железнодорожного хозяйства.

1 июля 1920-го года через станцию Агрыз прошел первый поезд из Москвы, а в сентябре 1920-го года началось регулярное движение поездов из Москвы в Екатеринбург, через станцию Агрыз. Участок железной дороги Казань — Агрыз — Свердловск, введённый в строй в 1924-м году, дал второй выход из европейской части страны на Урал и далее в районы Сибири. 

В настоящее время Агрыз – важный железнодорожный узел, который находится на так называемом Казанском ходе или центральной ветке Транссиба. Еще есть и северная ветка, которая проходит через Киров и Пермь, а также южная ветка, которая идет через Рязань, Самару и Уфу. Так вот как раз через Агрыз и проходит перемычка, которая соединяет между собой все три ветви Транссиба, идущие от Москвы к Уралу и Западной Сибири.

Вот так характеризует сегодняшний день станции Агрыз заместитель начальника ГЖД – филиала ОАО «РЖД» Александр Лапшин: «Сегодня Агрызский железнодорожный узел включает: станцию Агрыз – одну из шести крупнейших сортировочных станций сети железных дорог России, локомотивное эксплуатационное депо, локомотивное ремонтное депо, эксплуатационное вагонное депо, Агрызскую дистанцию пути, Путевую машинную станцию № 109, Восстановительный поезд станции Агрыз, учебный центр Ижевского региона Горьковской железной дороги, подразделения Ижевской дистанции электроснабжения, Ижевской дистанции сигнализации, централизации и блокировки, Регионального центра связи, Ижевского отряда ведомственной охраны, Железнодорожной торговой компании, Железнодорожную больницу, Строительно-монтажный поезд №184. Инфраструктура такого масштаба создавалась десятилетиями. За это время произошло революционное обновление подвижного состава, переход от паровозной тяги к электровозной, укладка качественно нового пути, повышение скоростей движения, реконструкция и строительство вокзала, включение в график новых скоростных пассажирских поездов, увеличение веса грузовых, организация движения грузовых составов по твердым ниткам графика. И во всех этих преобразованиях непосредственное участие принимают железнодорожники Агрызского узла, обеспечивая круглосуточное обслуживание до 20 тысяч вагонов в сутки и переработку 3 — 5 тысяч вагонов в сутки. В составе Ижевского региона железнодорожный узел Агрыз постоянно модернизируется с целью обеспечения интенсивного транспортно-экономического обмена между восточными регионами и центром страны. Так, применяется технология объединения электровозов в трехсекционную серию, и управляет ею одна локомотивная бригада. Переход на бесстыковой путь позволил снизить динамическую нагрузку на подвижной состав и повысить скорости поездов со 100 до 120 км/ч, а на отдельных перегонах  до 140 км\ч. Применяются сегодня и технологии вождения сдвоенных поездов, обеспечивающие эффективность графика их движения».

Высокий уровень работы Агрызского железнодорожного узла обеспечивает сплоченный коллектив, в нем сегодня более 3500 человек. 100-летняя история станции и локомотивного депо вобрала в себя самые удивительные судьбы. В Ижевском территориальном управлении хорошо известна династия Парыгиных, общий стаж работы на железной дороге которой составляет более 600 лет. Начало ей положил Михаил Федорович Парыгин – заслуженный работник паровозного депо, в годы Великой Отечественной войны участвовал в железнодорожных перевозках на фронтах, кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, награжден медалью «За боевые заслуги».  Его общий трудовой стаж — более 55 лет! У Михаила Федоровича и его жены Марии было 6 детей. И все до одного связали свою жизнь с железной дорогой. Александр Аркадьевич Лапшин — также представитель этой династии, он начал трудовую деятельность в 1973 году слесарем-ремонтником локомотивного, а сегодня является заместителем начальника ГЖД по территориальному управлению. Двое его сыновей стали военными железнодорожниками. Словом, начатое прадедом дело стало семейным наследием.

Как подчеркнул Александр Лапшин, нельзя не отметить слаженную работу железнодорожников с администрацией города Агрыз. «Мы трудимся в одной связке в целях благоустройства Агрыза, реализации новых социальных проектов. Во многом благодаря грамотной политике главы города Валерия Макарова, его неравнодушию и трудолюбию город на глазах расцветает, растут жилые кварталы, появляются социальные объекты, на высоте культура и спорт, развитие малого бизнеса. Все это нас очень радует. В наших совместных планах и открытие в Агрызе музея истории Казанбургской железной дороги. Для железнодорожников большая честь не только выполнять свои профессиональные обязанности, но и активно участвовать в жизни любимого города».

Ринат Мухьянов, генеральный директор ООО «Мосты РТ»

Уважаемый Валерий Владимирович!

Дорогие земляки!

От всей души поздравляю вас со 100-летием железнодорожной станции Агрыз! Это большой праздник для всех, кто в разные годы вложил труд и знания, щедрость и талант, молодость и энергию в приумножение богатств родной земли.

Я очень люблю Агрызский район – это моя родина! И хотя живу и работаю в столице республики, в душе и сердце я всегда несу частицу родной земли, трепетно берегу заветы предков. Горжусь тем, что Агрызский район динамично развивается, в нем появляются новые социальные объекты, многое делается для улучшения качества жизни населения.

Наш любимый Агрыз славится железнодорожниками! Он просыпается и засыпает под перестук вагонных колес, а ведь именно этот непрекращающийся ритм позволил маленькой деревушке вырасти в прекрасный город. Как не гордиться тем, что многие работники станции принадлежат к династиям железнодорожников, и сделали выбор трудового пути еще в детстве, продолжив дело отцов и дедов. Я преклоняюсь перед работниками этой профессии и радуюсь успехам железнодорожников!

С праздником, дорогие земляки! Пусть в ваших домах царят мир и согласие. Живите в ритме трудовых будней, будьте здоровы, благополучны, счастливы!

Сергей Максимов: «Основная цель – высокое качество»

Агрыз — важнейший железнодорожный узел, где расходятся «ветки» в Казань, Ижевск, Екатеринбург и Акбаш. В городе есть солидный железнодорожный вокзал, локомотивное и вагонное депо, дистанции пути и электрификации. На станции «Агрыз-Восточный» находится и Путевая машинная станция №109 Горьковской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД». ПМС №109, по оценке специалистов, одна из лучших станций на Горьковской железной дороге.

Коллектив Путевой машинной станции №109

Предприятие имеет богатую историю. В послевоенные годы в связи с необходимостью оздоровления пути на Казанской железной дороге (в мае 1952 года) была организована путевая дорожная станция №2. Позднее она была переименована в Путевую дорожную станцию №4, а в 1963 году —  в ПМС-109. До 70-х годов работы по ремонту пути производились в основном вручную. А сегодня Путевая машинная станция №109 – современное предприятие с высокотехнологичными машинами и механизмами. Уже много лет коллектив ПМС-109 держит высокую планку в сфере выполнения ремонтно-путевых работ на Горьковской железной дороге, в области культуры труда и социального обеспечения работников.

— Основной задачей нашего коллектива является выполнение ремонтно-путевых работ на Горьковской железной дороге с высоким качеством, обеспечивающим безопасность движения поездов, — отметил начальник ПМС №109 Сергей Максимов. —  Капитальный ремонт железнодорожных путей, модернизация верхнего строения железнодорожного пути, средний и подъемочный ремонт пути, укладка стрелочных переводов, погрузка и выгрузка щебеночного балласта – все это основная деятельность предприятия на сегодняшний день, — подчеркнул руководитель.

В 2019 году силами Путевой машинной станции №109 предстоит отремонтировать всеми видами ремонтов более 65 км железнодорожного пути. Без сомнения, все эти задачи будут решены с оценкой «отлично», ведь в коллективе Путевой машинной станции под руководством Сергея Максимова всегда стараются максимально использовать весь имеющийся потенциал: возможности оборудования, профессионализм работников, высокое чувство ответственности и строгую дисциплину.

Трудовой коллектив предприятия всегда отличался целеустремленностью и работоспособностью. В нем сегодня трудятся 244 человека, среди них представители более десятка национальностей, и этим в «семье» ПМС-109 гордятся. Здесь выросло уже не одно поколение династий-транспортников. Много труда вложили в развитие производства и выполнение производственных заданий ветераны ПМС-109: А.М. Шилов, возглавлявший ПМС в течение 31 года; Ф.Х.  Багаутдинова, работавшая главным бухгалтером; монтеры пути К. Абраева, Р. М. Антонова, М. Т. Аптриева, В.А. Балобанова, Ф.Г. Гильзитинова, А.З. Гимранова, Г.М. Минликузина, Е.М. Митрофанова, посвятившие более 30 лет биографии трудовой деятельности в ПМС-109.

Славные традиции ветеранов подхватывают молодые железнодорожники, продолжая умелыми руками специалистов Путевой машинной станции №109 прокладывать и ремонтировать железнодорожные пути. Отлично трудятся на предприятии работники Р.Р. Гумаров, В.В. Гардасов, Н.Д. Гариев, А.М. Насибуллин, машинисты ЖДСМ Р.Ф. Садыйков, Н.М. Антипин, Э.В. Микишкин, заместитель начальника ПМС-109 по ремонту Н.Н. Павлов. Верность выбранной профессии передается из поколения в поколение, какой бы трудной и суровой она ни была. «Работая под лучами палящего солнца, в снег и в дождь, путейцы не привыкли жаловаться на тяжелую работу, ведь железная дорога затягивает с годами», — говорят работники ПМС №109.

На главную
Яндекс.Метрика