Антон Глушков: «Первоначальная максимальная цена контракта вырастет в среднем по регионам на 12-15 процентов»

Президент Национального объединения строителей Антон Глушков, избранный 15 мая этого года на XVII Всероссийском съезде строительных саморегулируемых организаций, активно разъясняет позицию НОСТРОя на самых разных уровнях — от Правительства России до региональных совещаний.  Своим видением дальнейшего развития строительной отрасли он поделился с нашим изданием.

— Антон Николаевич, какие, на Ваш взгляд, проблемы строителей требуют скорейшего решения и какую позицию будет отставать НОСТРОЙ?  

— Первая тема – реформирование законодательства в области долевого строительства. С 1 июля привлечение денежных средств от граждан возможно только с использованием эскроу-счетов, за исключением отдельных случаев.  Кроме того, в июне Государственная Дума приняла очередной пакет поправок в Федеральные законы 214 и 218. Это уже 26-й пакет поправок за 12 лет, то есть законодательство в области долевого строительства реформируется у нас чаще двух раз в год. Изменения кардинальные, если не сказать революционные, которые заставляют перестроить всю структуру бизнеса компаний-застройщиков и, соответственно, следующих за ними коллег-подрядчиков и генподрядчиков на совершенно другие рельсы. Наверное, логика законодателя правильная. Она нацелена на то, чтобы, во-первых, сделать деятельность компании-застройщика максимально прозрачной, а во-вторых, всесторонне защитить права инвесторов с точки зрения контроля, страхования в государственном фонде, а также банковского контроля. Насколько это окажется эффективно – покажет время. Но что мы видим уже сейчас? Что новые изменения накладывают дополнительные затраты на компании застройщиков. И, кроме того, требуют структурных изменений внутри компаний  — коллегам нужно многое переосмыслить. Поэтому освещение в средствах массовой информации, большое количество видеоконференций, которые проводит Минстрой России с субъектами нацелено на то, чтобы максимально удобно для строителей приземлить нормы законодательства к существующей действительности. Так, в режиме диалога у нас получилось договориться о переходном этапе по разрешениям, которые получены до 1 июля 2018 года.

— В настоящее время денежные средства участников строительства разрешается привлекать без использования эскроу-счетов при условии 30%-ной строительной готовности объекта. А вот дата пока не установлена. Какой срок Вы считаете реальным?

— В новых поправках в федеральные законы 214 и 218, принятых в июне этого года, сказано, что срок будет установлен отдельным постановлением Правительства РФ. Поэтому следующий наш шаг –совместно определить дату, которая устроит Правительство с точки зрения обеспечения прав граждан, участвующих в долевом строительстве, и максимально поможет просуществовать в переходном этапе по начатым проектам строительным компаниям. Постановления правительства пока нет, есть три позиции по этому сроку. Первая позиция состояла в том, что дедлайн (deadline) должен быть 1 июля. Но поскольку форма заявления появилась только 4 июня и вступила в действие 14 июня, то даже самый добропорядочный застройщик не успел бы оформить и получить документы до 1 июля. Теперь эту дату уже преодолели и можно говорить о следующей, которую сегодня озвучивает Минстрой России, — 1 октября. Третий вариант, который предлагаем в том числе мы, –1 января 2020 года. Объясню почему: 80% строительного рынка сейчас в денежном выражении – это жилищное строительство. Застройщики – не просто управляющие компании, а заказчики, которые нанимают большое количество строительных компаний-подрядчиков. Без застройщиков не будет работы у строителей. И поэтому мы настаиваем на более плавном переходном периоде. Наша задача – постараться убедить правительство России, чтобы в постановлении была закреплена именно эта дата.

— Один из самых больных вопросов для строителей –ценообразование, особенно бюджетное. Будут ли какие-то позитивные перемены? И как НОСТРОЙ в этом участвует?

— Опыт реализации масштабных проектов — и Казань тому прямое доказательство – говорит о том, что существующая базисно-индексная система не актуальна, в первую очередь,  в части отражения реальных затрат компаний-строителей, которые формируются из величины заработной платы в субъектах плюс стоимости строительных материалов, которые укладываются в расценку. Сейчас в исправление ситуации вовлечены четыре стороны: Правительство РФ, Минстрой РФ, Главгосэкспертиза РФ и Национальное объединение строителей. В настоящее время в каждом субъекте достаточно оперативно проводятся совещания с участием представителей перечисленных структур и готовится пакет, скажем так, обоснований для того, чтобы можно было объективно произвести перерасчет действующих индексов. В результате в трех субъектах такая работа уже закончена – средние индексы поднялись на 12-15%. Это существенное подспорье, когда первоначальная максимальная цена контракта вырастает на 12-15%. Безусловно, здесь необходимо желание руководителя субъекта, потому что размер заработной платы для расчета в субъекте утверждает его руководитель. Соответственно Главгосэкспертиза вместе с Национальным объединением строителей должны оперативно проводить мониторинг стоимости строительных ресурсов, чтобы правильно произвести этот расчет.

— Саморегулированию в строительстве исполнилось 10 лет. Здесь тоже развивается не все гладко. Какие изменения можно ожидать в ближайшем будущем?

 — Проблемы СРО на сегодняшний день для нас понятны. Основная из них – потеря некоторыми саморегулируемыми организациями средств компенсационных фондов по причине отзыва лицензии у банков. Мы думаем, что будут приняты поправки в Градостроительный кодекс, которые однозначно трактуют такую ситуацию в пользу саморегулируемых организаций. Если нарушением в результате проверки СРО является лишь нехватка денежных средств компенсационных фондов по причине утраты их в банках, то такие СРО после банкротства юридического лица смогут списать долги, уменьшить средства компенсационного фонда и при этом существовать совершенно законно.

Второе направление деятельности – образовательные проекты. Сейчас в Российской Федерации принято решение, что единственным инструментом оценки квалификаций сотрудника является независимая оценка (Федеральный закон от 03.07.2016 № 283-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» вступил в силу с 1 июля 2019 года – ред.). Сейчас это по закону единственная форма проверки знаний сотрудников. При НОСТРОе действует Совет по профессиональным квалификациям в строительстве, и сейчас мы ведем активную работу, чтобы разработать единый стандарт для получения статуса Центра оценки квалификаций (ЦОК). Мы считаем, что те программные продукты и комплексы оценочных средств, с которыми будут работать будущие ЦОКи должны быть абсолютно одинаковыми на территории всей Российской Федерации. Качественный продукт будет гарантировать, что экзамен нельзя каким-то образом фальсифицировать и пройти его недобросовестным образом.

— Как Вы считаете, Центр оценки квалификаций может быть единственным в регионе или здесь есть возможность для конкуренции?

— Мы делали экономический расчет. По нашему мнению, экономическая целесообразность существования ЦОКа формируется при численности населения свыше 500 тысяч человек, то есть на 500 тысяч населения примерно один ЦОК. 

— В настоящее время в ЦОКах независимую оценку квалификаций могут проходить и рабочие, и инженерно-технические работники. Станет ли процедура обязательной для ИТР и для каких именно работников?

— Мы разрабатываем комплексы оценочных средств как для рабочих специальностей, так и для инженерно-технического состава. Во многих отраслях, например, у лифтовиков, независимая оценка уже стала обязательной.  В этом смысле законодатель двигается поступательно. Таких советов по профессиональным квалификациям сейчас существует 34 по направлениям отраслей и как только ЦОКи при них начинают работать, как только система оценки сформирована на территории всей Российской Федерации, то, как правило, оценка становится обязательной для  того, чтобы подтвердить свою квалификацию сотруднику в той или иной сфере.  И я думаю, что в течение полугода-года в строительной отрасли независимая оценка квалификаций станет обязательной на территории всей страны.

— Тогда повышение квалификации, которое обязаны проходить все инженерно-технические работники один раз в пять лет, будет отменено?

— Пока это вопрос дискуссии, в которой участвуют саморегуляторы, строители и образовательные учреждения. Недавно полемика по данному вопросу состоялась в Общественной палате Российской Федерации. Возможно, независимая оценка квалификаций коснется только специалистов, которые находятся в Национальном реестре, либо появятся новые документы, обязывающие работодателя иметь в штате специалистов, прошедших независимую оценку квалификаций. Единого мнения нет.  Но, я думаю, в ближайшие пару месяцев, мы — я имею ввиду не только Национальное объединение строителей, но и профильное министерство, Национальное агентство квалификаций, правительство Российской Федерации — выработаем общую позицию, устраивающую все стороны. И после этого сможем ее публично презентовать.

На главную
Яндекс.Метрика