Избирательные кампании рождают лидеров

О «войне юристов», противоположных политических ориентациях, трансформациях в общественных трендах 

Нынешние выборы в парламент Республики Татарстан с самого начала обещали стать особенными. Хотя бы потому, что эксперты прогнозировали гораздо более «пестрый» депутатский состав. В этом случае у многих социальных вопросов появится альтернативное решение, что в целом опять обеспечит республике желаемую стабильность.

Подробнее об особенностях нынешней избирательной кампании в депутаты Госсовета РТ рассказал Андрей БОЛЬШАКОВ, заведующий кафедрой конфликтологии КФУ, доктор политических наук.

— Андрей Георгиевич, какие новые избирательные технологии взяли на вооружение кандидаты? Или все ограничилось листовками и стилизованными палатками партий?

— Этап агитации — наиболее интересный этап. Именно здесь разворачивается основная борьба за голоса избирателей. То, о чем вы упомянули – палатки, листовки, буклеты — как раз признак традиционной агитации, которая постепенно уходит в прошлое. Потому что немногие реагируют на красивую полиграфию, тем более, молодежь, отдающая предпочтение электронным формам получения информации.

Сложно говорить о специфичных технологиях, которые придуманы здесь, в Татарстане. Все-таки мы живем и действуем в поле Российской Федерации, у нас единое законодательство во всех субъектах, и тут каких-то открытий искать не стоит. Но есть методы, подзабытые населением в силу редкого использования. Например, обращение непосредственно к избирателям, как это сделал в письмах к населению руководитель Госсовета РТ и глава местного отделения «единороссов» Фарит Мухаметшин. С одной стороны, такой ход практикуется во многих российских регионах, с другой — вспомните, что все связанное с подобной формой агитации ассоциируется с поздравлениями по случаю крупных праздников. Но здесь мы видим деловое и аргументированное обращение. Столь доверительный разговор о действенности партии для проведения социальных программ точно вызовет отклик, по крайней мере, у старшего поколения.

Сюда же, как метод воздействия на избирателей, можно отнести проект партии власти «Наш двор». Уже как минимум с 2005 года лицо республики определяет модернизированная Казань, но некоторые элементы городского пространства по нынешний день требуют внимания. Тут и вопросы дворовых парковок, и детских площадок рядом с многоэтажками, и мест для отдыха пожилых людей. Поэтому, в силу значимости, этот проект, скорее всего, выйдет далеко за рамки избирательной кампании и будет реализовываться еще несколько лет.   

Более жесткие способы предлагают коммунисты: пример – агитация по принципу «война юристов». Что это такое? Есть две коммунистические группировки: КПРФ и «Коммунисты России». Они последовательно пытаются снимать кандидатов друг у друга. «Коммунисты России» в этом преуспели больше, потому что поставили перед Верховным судом РТ вопрос о снятии кандидата Алексея Серова от КПРФ, а выяснилось, что вся конференция местного отделения КП РФ проходила с существенными нарушениями. Несколько дней суд  решал вопрос  правомочности всего списка КПРФ. Список оставили. Но сам процесс приковывал к себе внимание всего политического класса и части избирателей. Для привлечения внимания это и было сделано. Постоянные атаки коммунистов на избирательные комиссии Татарстана, жалобы в публичном пространстве на «произвол властей», призваны создать у избирателей иллюзию «беззакония», с которой борется исключительно местное отделение КПРФ. Еще пример. Местное отделение ЛДПР, ссылаясь на нехватку средств, объявило, что ограничится проведением агитации исключительно на последней неделе перед выборами. Сейчас трудно судить, как это повлияет на избирателей, но, скорее всего, голоса уйдут к другим политическим партиям.

— Есть ли какая-то значимая специфика у этой избирательной кампании, в чем ее отличие от 2014 года?

— Тогда большинство технологий, которые видим сейчас, попросту не использовалось в силу объективной причины — явного доминирования «Единой России». Сейчас в одномандатных округах и по спискам зарегистрированы и политические группировки, и различные лидеры совершенно противоположных политических ориентаций. Этот плюрализм и создает многообразие форм конкуренции, которые используются при агитации. Избиратель сам решит, что для него приемлемо, а что — нет. Понятно, что у коммунистов технологии на грани фола. Но с другой стороны, все их действия в пределах законодательства.

«Единая Россия» на этих выборах обновила свой состав наполовину. Появились новые лица. Скажем, у нас, с соседней кафедры, баллотируется молодой преподаватель, доцент Виктор Сидоров. В любом случае, в 2014 году такие люди не могли появиться в списках, а сегодня они есть и представляют реальную альтернативу той политической элите, которую привыкли видеть. Мы знаем, что некоторые народные избранники занимают свои депутатские кресла три, четыре и даже шесть (!) сроков подряд. И здесь очевидна необходимость в обновлении, всем партиям стоит об этом задуматься. Другое дело, когда единороссы включают в списки Владимира Чагина, это сильный ход, потому что все его знают как выдающегося спортсмена. Но скорее всего, здесь речь о влиянии его авторитета на позиции политической партии, а не его личных амбиций как политика. Нужно ли самому Чагину политическое лидерство – большой вопрос. С другой стороны, именно так появляются лидеры, через избирательные кампании.

— А Вас как политолога не смущает, что в политику идут и спортсмены, и предприниматели, и экономисты?

— Действительно, если смотреть списки, там разный контингент. Но это скорее плюс. То, что присутствуют те же предприниматели, например. А как иначе развивать законодательство для бизнеса? Что касается спортсменов, здесь они не превалируют. Радует, что видим людей, способных к эффективной юридической, экономической деятельности. Например, в списке «Единой России» идет Игорь Измайлович Бикеев, один из самых квалифицированных юристов в городе. А в одном из одномандатных округов баллотируется известный в республике предприниматель Альмир Михеев от «Справедливой России». Однако надо осознавать — не все кандидаты станут выдающимися депутатами. Главное, что население, в основном, ждет принятия нормальных социальных программ, смягчения шока 2018 года от принятия ряда федеральных решений в области социальной политики. И здесь роль татарстанского парламента незаменима.

— Андрей Георгиевич, возможно ли в Татарстане повторение противостояния по московскому сценарию?

— Очень маловероятно. Нет самой почвы для конфликта. В отличие от Москвы (выборы в Мосгордуму) в наших выборах были зарегистрированы все желающие от тех, кто выражает интересы «Единой России» до самых радикальных кандидатов от оппозиции. Возьмите госпожу Веру Керпель, которая выступает со своей экологической программой и очень жестко критикует местные власти, или Юлию Файзрахманову от «Справедливой России». Есть одномандатные округа, где в лидерах оказались люди, не принадлежащие к ведущим партиям. Так что полная свобода конкурировать между собой, соревноваться, применять разнообразные технологии была. Если мы посмотрим, кого сняли еще до агитации, то увидим пару известных фамилий – господин  Рафгат Алтынбаев (думаю, население республики его немного подзабыло) и господин ДмитрийБердников, который участвует в любых выборах. Но, думаю, что и без них кампания стала достаточно насыщенной.

— Ждать ли радикальных изменений в составе парламента по итогам выборов?

— Мы привыкли, что в Госсовете РТ находятся представители двух партий («Единой России» и КП РФ) — 50 избирается по одномандатному списку и 50 — по округам. Прошлый состав парламентариев характеризовался тем, что там 93 человека из 100 представляли партию власти. И она, в общем-то, смогла доказать избирателям, что, кроме нее, другой альтернативы не было. А сегодня положение иное, и граждане это знают и чувствуют.

Мне представляется, состав парламента сформируется гораздо более пестрый, и в этом плане принятие решений по ряду социальных вопросов будет иметь определенные альтернативы, что неплохо. Это обеспечит стабильность республике. Не стоит забывать, что 2020 год – момент выборов руководителя Татарстана. Поэтому выборы 2019 года можно считать своеобразной репетицией. В целом, думаю, избиратели увидят еще много интересных моментов.

— Нет ли ощущения, что люди настолько зажаты социальными неурядицами, что на их активность в перспективе сложно рассчитывать?

— Татарстан – это традиционно активный в электоральном плане регион. Сегодня свойство любой избирательной кампании, когда на выборах участвует далеко не вся молодежь, электоральная активность у жителей Казани, Набережных Челнов, то есть больших городов, не столь высока. Это постоянная практика. Просто предвыборный период кампании в Госсовет 2019 пришелся на лето, когда многие граждане отдыхают. Социально-политические вопросы остро встают осенью, к этому периоду у нас уже сформируется новый состав парламента.

— Есть мнение, что федеральные выборы гораздо важнее местных. Так ли это?

— За последнее время изменилась политическая система страны, и если говорить о вопросах внешней политики, санкциях, взаимоотношениях с Западом, реформ социальной сферы, ценообразования, то это уровень вопросов федерального центра. В Татарстане на первый план выходит решение местных вопросов, социокультурных проблем региона, эффективности социальной политики. Согласно исследованиям Экспертного совета КФУ, все современные «точки напряженности» сосредоточены по линиям социальной политики.

На днях опубликован рейтинг «РИА-Новости», как регионы могут обеспечить жизненный уровень своих граждан. Татарстан там занимает почетное 10-е место, вместе с рядом других передовых регионов. Это не значит, что социальная политика во всем эффективна, но многое и давно делается в республике. Да, у людей осталась горечь после пенсионной реформы. Хотя большинство понимает, что это все же удел федерального центра. Мы скорее здесь вынуждены плыть в общем тренде. Татарстан должен лишь попытаться смягчить такую политику, но вряд ли может кардинально что-то изменить.

Одним словом, у России более глобальные задачи, но местные власти имеют свои управленческие задачи, ведь в повседневной жизни мы причастны к проблемам того региона, где проживаем. И, если здесь не будет эффективной социальных программ, или мы не будем жить в благоустроенных городах и поселениях, улучшать качество своей жизни, комфорт, то и глобальные проблемы будут не особенно важны и интересны.

Оксана БИРЮКОВА

На главную
Яндекс.Метрика