Как полюбить школу, если это не Хогвартс

Новый учебный год, как свежая книга, все время что-то меняется, благодаря развитию новых технологий. А что же с ролью учителя в современной системе образования, что происходит с ней? Об этом — Ренат ХАЙБУЛЛИН, директор 85-й казанской школы. Его называют руководителем нового формата в сфере образования, в свои 36 лет Ренат Равилевич — победитель конкурса «Лучший учитель Казани – 2011», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Директор школы-2017».

— Ренат Равилевич, какие проблемы современной системы образования Вы видите? Можно ли их решить в одной, отдельно взятой школе или требуется масштабное вмешательство на уровне государства?

— Думаю, основная проблема – существующее де-факто неравенство в получении образования: в силу ряда причин, материальных, кадровых, географического расположения – обеспеченность школ разная. Отсюда, наверное, и берут начало многие образовательные противоречия, ведь мы рассматриваем систему как единое целое, а на самом деле она очень далека от этого. В результате того, что где-то больше методических новаций, где-то есть доступ к дополнительным ресурсам, где-то – нет и так далее, подготовка учеников разных школ отличается, внедрение одних и тех же стандартов обучения и новых процессов проходят совершенно по-разному.  

— В масштабах вашей школы удается решить эту проблему?

— «Удается» — понятие сложное. Есть сторона формальная – выполнение стандартов, и не формальная — степень удовлетворенности работой со стороны родителей. Возникает масса вопросов, когда стандарт мы выполняем, а вот удовлетворенности пользователей не получаем. Все-таки у государства одни взгляды на систему образования и ее развитие, а у родителей – другие, и далеко не всегда они направлены в одну сторону. Поэтому можно сказать, что у нас задача, как бы это странно ни звучало, не столько буквально соответствовать формальному курсу государства (который еще и переменчив), сколько работать с потребителями наших услуг – детьми и родителями. И делать так, чтобы они были довольны качеством работы, тогда что-то хорошее в итоге может получиться.

— Каким должен быть прогрессивный учитель?

— Недавно на одном из ежегодных мероприятий министерства образования возник диалог на эту тему. При советской системе существовали вполне четкие ориентиры, но сейчас общество меняется, становится более динамичным, уровень знаний обновляется, представления людей о том, как должно быть, разнятся. Мне кажется, что в большинстве своем правы те, кто говорит: перспективный педагог – гибкий. Быть гибким – не значит поступаться принципами, а быть готовым к тому, что в чем-то можешь быть не прав. Я говорю не о том, что нужно признавать свою вину по любому поводу, а осознавать необходимость в какой-то момент пополнить знания. Отсюда вытекает второй момент: желание постоянно учиться. Это очень сложно, особенно с возрастом, но, тем не менее, без этого не обойтись. Безусловно, полезно еще владеть навыками информационных технологий, разбираться в психологии и знать хотя бы один иностранный язык на уровне, достаточном для чтения литературы. Потому как много интересного можно почерпнуть в иностранных источниках. И, наверное, не считать себя небожителем, столпом общества. 

— Как добиться того, чтобы дети любили учиться?

— Надо, наконец, понять, что такое школа. Пока мы говорим о любви к ней, не понимая, что имеем в виду. Любовь к чему, к школе в каком виде — Сколково, Яндекса, сельской девятилетки в Сибири? В каком ее назначении? Легко любить Хогвартс, тоже школа, только чародейства и волшебства. Куда сложнее любить школу в спальном районе условного городка. Мы давно должны определиться с содержанием понятий. А с другой стороны, неплохо бы и учебному заведению стать немного свободнее от многих факторов. Если уж мы говорим о воспитании и образовании детей и доверяем это учителям, то почему бы по-настоящему не делегировать им выбор методик, практик, учебных планов и так далее? Возможно, обнадеженная таким доверием государства школа и сама начнет вызывать больше доверия у общества.

А что с кружками по интересам? Не утрачена ли их роль?

— Есть серьезная проблема – загруженность детей. По нашим ребятам вижу, что после 3-4 часов дня подбить их на какую-либо инициативу сложно. Они элементарно устают, активность падает, сами понимаете — полный рабочий день. Нужно ли дополнительное образование? Думаю, да, с точки зрения развития ребенка: чем больше он пробует, тем больше о себе узнает, и это полезно. Нужно ли оно в том виде, в каком есть в современном образовании? Наверное, нет. На мой взгляд, это достаточно архаичная структура. Я сторонник того, чтобы допобразование от внешних центров перекочевывало в школы. Что касается конкретно нас, то первый пласт – спорт, секции волейбола, баскетбола, единоборств, гимнастики. Наверное, потому что здоровье на уроках физкультуры сложно укреплять. Я сторонник того, чтобы таких школьных уроков было бы меньше, а вот степень участия в спортивных кружках росла. Второй пласт – традиционно творческий: танцы, хореография и другие. Ну, и широко охватный – интеллектуальный – игры «Что? Где? Когда?».

— Как вы относитесь к семейному образованию?

— Как к узаконенной форме получения знаний. Но считаю, что если родитель делает выбор в ее пользу, то в какой-то степени это упрек всем нам, значит, где-то педагоги недорабатывают. При этом как явление считаю его положительным: хорошо, когда есть альтернатива, и она законна.

— Мне приходилось слышать от педагогов школы, где учатся мои дети, что они не воспитатели, их задача оказать качественные образовательные услуги. А что, учитель совсем перестал быть наставником?

— Педагогов можно понять: долгие годы ориентиры сводились в образовательную плоскость, рейтинг школы определялся знаниями выпускников. Например, по результатам ЕГЭ. Но сейчас на этот перекос обратили внимание. Не забывайте, у воспитательного аспекта очень сложно формализуемые индикаторы, нужна четкость понимания этой функции. А по поводу учителей – все зависит исключительно от человека. Есть люди, в том числе молодые специалисты, в любой ситуации способные быть хорошими наставниками для детей. Мне кажется, тут надо шире спрашивать: по призванию ли сейчас люди идут работать в педагогику? Тогда вопрос сам собой решится.

— Много ли таких?

— На мой взгляд, да. Среди них есть те, кто решил в осознанном возрасте прийти в педагогику из другой сферы, потому что давно мечтали, но боялись. И те, кто приходил в школу сразу после вуза, и по сей день не мыслит себя без профессии учителя. Чтобы учителей по призванию становилось больше, условия труда должны быть понятней с точки зрения целей, ориентиров и законодательных основ. Если я буду воспитывать вашего ребенка, я бы хотел понимать правовые рамки этого процесса. Современное общество и взгляды нового поколения родителей меняются, и надо понимать, где рамки между воспитанием и вмешательством, наставничеством и навязыванием своей позиции. Пока это четко не прописано, учитель предпочитает вмешиваться минимально. А в целом роль профессии учителя сложная и ее значимость растет, необходимость в педагогах есть всегда, поэтому есть к чему стремиться. 

Оксана БИРЮКОВА

На главную
Яндекс.Метрика