Кино Татарстана: быть или не быть?

«Не ошибусь, если скажу, что стратегии развития кинематографа в Татарстане нет. Есть мечты, некие идеи, пожелания, из чего в итоге складывается хаотичное лицо татарстанского кинематографа. Если я хочу снять фильм, то начинаю искать спонсоров и «пробивать» свой проект. То же самое делают другие режиссеры-энтузиасты. И вся база кинопроизводителей республики держится на нескольких студиях, где, несмотря ни на что, пишут сценарии, находят средства». Именно так обрисовал развитие кино в Татарстане еще лет восемь назад Ильдар Ягафаров, режиссер, член Союза кинематографистов России. С тех пор многое изменилось, судя по активности «Татаркино», по новым именам, по количеству снятых фильмов. Впрочем, изменилось только на первый взгляд. А как на самом деле обстоит дело в этой сфере? Свое мнение выскажет молодой режиссер, выпускник кафедры режиссуры и телевидения Казанского государственного университета культуры и искусств Ильшат РАХИМБАЙ.

Если оценивать развитие кино в республике с точки зрения отдельно взятого кинорежиссера, который, возможно, не видит всю картину целиком, как чиновники, теоретически занимающиеся этими вопросами, то ситуация будет не слишком радужная. Практически все из местных перспективных молодых режиссеров, которых я знаю, уехали в Москву. Да, некоторые сначала пытаются здесь что-то делать, года – два три «пробуют», экспериментируют, но как только окончательно понимают, что их творчество никому не нужно, что никто их здесь не поддержит, они уезжают. Наверное, можно ждать и надеяться, что лет через пять что-то изменится, но кто хочет терять молодость в поисках призрачных надежд? Пока кровь кипит, пока масса идей, хочется добиваться воплощения этих идей в жизнь. Причем в Татарстане отрицательно относятся к тем, кто уехал, считая их не патриотами. Это совершенно неверный подход, на мой взгляд. Если творческий человек хочет прожить интересную, насыщенную режиссерскую или актерскую судьбу, то он не может избежать соблазна поехать в Москву. Там в профессиональном смысле и количество, и качество, и связи, и деньги, и творчество. И, откровенно говоря, сама учеба режиссуре в Казани несравнима с учебой в знаменитых московских вузах.

Когда мы слышим о том, что средств в республиканском бюджете на развитие кино нет, но видим, что ради реализации неких творческих проектов сюда приглашаются из-за рубежа режиссеры за огромные деньги только для того, чтобы быть в тренде, в моде, что тогда можно сказать? Если эти деньги вложить в развитие своей киноиндустрии, поддержать своих специалистов, толку для будущего республики было бы гораздо больше. Но с менталитетом не поспоришь, ведь считается, что лучше заплатить зарубежной «звезде» в десять раз больше за один проект, чем пытаться развивать индустрию у себя. А ведь каким будет взгляд на развитие киноискусства в начале его становления, таким он будет и дальше.

Министерство культуры Татарстана выделяет гранты молодым режиссерам по пятьсот тысяч рублей на короткометражные фильмы и по два миллиона рублей на полнометражную картину. Это даже близко нельзя сравнить с теми суммами, которые уходят на создание кино в Москве. Хотя не спорю, за последние несколько лет изменился количественный показатель татарстанского кино (но когда произойдет переход количества фильмов в качество, вот вопрос), плюс неплохой «вес» имеет международный кинофестиваль мусульманского кино в Казани, который дает возможность общаться с зарубежными режиссерами, заключать реальные контракты, вести переговоры о копродукции. Но для развития нужна индустрия, признанная киношкола, мастер-классы на постоянной основе.

А еще нужен авторский кинематограф, который сразу показывает, на что способен тот или иной режиссер, что он из себя представляет, может он вообще снимать или нет. «Новички» могут экспериментировать при минимальных суммах, причем результат иногда достигается очень быстро, а иногда и очень отдаленно. Но то, что именно так создается настоящий кинематограф, это факт. Всего несколько лет плодотворной работы местных режиссеров в авторском кино, и можно получить киноиндустрию, о которой так много говорится. Хотя, конечно, вкладывать государственные средства нужно на поддержку действительно интересных авторских проектов.

Проблему надо ставить и предлагать конкретные пути ее решения, иначе все так и останется на прежнем месте. И создавать кино в Казани своими силами будут только энтузиасты-романтики, честь которым и хвала, но говорить в таком случае о построении киноиндустрии не приходится.

Каждый художник стремится к глубокому, осознанному искусству. Хочется заниматься творчеством, «раскрываться», вдохновлять остальных, а в итоге приходится постоянно что-то кому-то доказывать. Менталитет в Татарстане таков, что молодых режиссеров и актеров не ценят. И дело даже не столько в деньгах, хотя это тоже имеет значение, сколько в том, что в принципе не принимается в расчет талант и характер, личность художника. Котируется только тот, кто умеет снимать дешевле и кто меньше конфликтует. А творчество становится второстепенным моментом. Видимо, в Татарстане пока еще не выработалось такого же трепетного отношения к кино, как к театру. Остается только надеяться, что наступит то время, когда здесь его признают важнейшим из искусств, будут обсуждать его будущее всесторонне, с учетом мнений независимых экспертов. Сообща ведь можно сделать многое, например, поставить цель выходить в федеральный прокат со своей кинопродукцией на постоянной основе. Несмотря ни на что, я смотрю позитивно и верю в будущее татарстанского кинематографа, просто в этой сфере нет предела совершенству, здесь нужны совместные усилия и желание разных структур. Один в поле не воин.

Сания КУРАМШИНА

Справка.

В 2018 году в Татарстане снято 18 фильмов. Речь идет не только о полнометражных игровых, но и о документальных, короткометражных и анимационных фильмах. Часть картин снималась по госзаказу, то есть на субсидии Министерства культуры РТ, а часть на привлеченные (спонсорские) средства, либо на федеральный грант, либо при непосредственной поддержке Президента РТ Рустама Минниханова. Многие из них представлены на кинофестивалях в российских регионах и в других странах. К примеру, фильм режиссера Рамиля Фазлыева «Мулла» получил «Золотого сарматского льва», главную награду XI Международного кинофестиваля «Восток&Запад. Классика и Авангард». Фильм Ильшата Рахимбая «Представь» вызвал большой интерес в европейских странах. Кинокартина «Халима» режиссера Юлии Захаровой получила приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый Слон» на XIII Казанском международном фестивале мусульманского кино, Приз в номинации «Лучший фильм о религии» на Calcutta International Cult Film Festival (Индия), награду от кинокритиков за лучший фильм на тему религии на Cult Critic Movie Awards (Индия).

С другой стороны, многие татарстанские специалисты кино, начиная еще с начала 2000-х годов, уехали в Москву в поисках лучшей доли, где, действительно, стали востребованными. Из первопроходцев на этом пути Марина Разбежкина, которая начинала на казанской студии с документальных фильмов, а позже с успехом начала снимать в столице игровое и документальное кино.

На главную
Яндекс.Метрика