Танец свободного духа

Ноябрьские праздники в Казани ознаменовались без преувеличения небывалым культурным событием – фестивалем современной хореографии #StagePlatforma.

Проект очень молод, и все же у него уже есть своя история. Искусство contemporary dance (современного танца) презентовали казанцам в апреле 2018 года, именно тогда состоялся первый фестиваль #StagePlatforma. Строго говоря, происходящее сложно было назвать фестивалем в привычном для казанцев понимании, скорее в названии читалась амбициозность организаторов. Второй фестиваль прошел в июле того же года в формате summer edition с гала-концертом на открытой сцене в Казанском кремле и мастер-классами в парках города. Но признаем честно, что прошедший на днях третий фестиваль претендует уже на совершенно другой, более высокий уровень.

Идейным вдохновителем и художественным руководителем проекта стал Олег Ивенко, солист Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, заслуженный артист Татарстана, сыгравший Рудольфа Нуриева в фильме британского режиссера Рэйфа Файнса «Белый ворон». Как признался Олег журналистам, к созданию фестиваля #StagePlatforma его побудило желание придать «новый толчок развитию современной хореографии» – направлению, «совершенно пока не развитому в Казани». «Балетное искусство будет жить вечно, потому что это знаменитая классика, и она всегда популярна, – считает автор проекта. – А современный танец – свобода, выход за классические рамки».

Выйти на новый, более серьезный уровень, по словам Олега Ивенко, фестивалю #StagePlatforma помогла поддержка Министерства культуры Татарстана в лице Ирады Аюповой, а также директора Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля Рауфаля Мухаметзянова и руководства Союза театральных деятелей республики.

На третьем фестивале организаторы постарались усилить просветительскую часть за счет привлечения московских театроведов Сергея Коробкова и Таты Боевой, которые прочитали лекции о современной хореографии для всех желающих, также каждому предоставили возможность на себе испытать разные направления современного танца – мастер-классы провели хореографы Алессандро Каггеджи, Марсель и Мария Нуриевы, Нурбек Батулла. Кульминацией и завершением фестиваля стал гала-концерт, прошедший на сцене Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля.

Два отделения гала-концерта включали 15 номеров, шесть из которых исполнялись впервые, а некоторые были специально поставлены для фестиваля. Если говорить о стилистике, то большинство номеров представляли собой микс классической и современной хореографии. То ли это связано с тем, что большинство артистов, принимающих участие в проекте, все-таки люди, регулярно исполняющие классику. То ли организаторы специально подбирали номера так, чтобы не сразу шокировать зрителя, постепенно адаптируя и приучая его к современному танцу. Как бы там ни было, происходящее на сцене вызвало живой отклик в зрительном зале, а овации после каждого номера в какой-то мере обеспечили артистам обратную связь. Все это позволяет сказать, что событие действительно состоялось, эксперимент удался.

Гала-концерт открыл номер «Создатель. Создание» на музыку П. И. Чайковского в постановке Алессандро Каггеджи. Солисты Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля Александра Елагина, Таис Диоженес, Антон Полодюк и сам Алессандро Каггеджи представили перед зрителем историю о сложных отношениях между создателем и его творениями, которые рождаются и начинают жить своей самостоятельной жизнью.

Тема творчества была продолжена хореографом Алессандро Каггеджи во втором отделении номером «Франц» на экспрессивную музыку Франца Листа. Здесь сам Алессандро и исполняет роль великого композитора, а процесс рождения одного искусства – музыки – передается средствами другого – хореографии. Это, безусловно, интересная идея, и ее эмоциональное воплощение не могло оставить зрителя равнодушным.

Одним из самых заметных и ярких стал номер «Мгновение» на музыку М. Таривердиева, хореография Алессандро Каггеджи. Роль Штирлица исполнил заслуженный артист России, лауреат приза «Душа танца», премии «Золотой софит», солист Большого театра России Михаил Лобухин. Безусловно, в нашем сознании уже существует драматический образ советского разведчика, созданный Вячеславом Тихоновым. Все его переживания очень сдержанны, в нем вообще много статики: мы знаем, как он умеет выразительно смотреть и красноречиво молчать. И можем только догадываться, что при этом чувствует и о чем думает персонаж В. Тихонова. А вот искусство танца может выразить даже такое, и на наших глазах статика вдруг превращается в динамику – волшебство да и только. По словам Михаила Лобухина, этот номер родился в Казани полтора года назад, когда Михаил и Алессандро Каггеджи встретились на Нуриевском фестивале: «Я рассказал Алессандро о своей идее, и за несколько дней, за три репетиции мы сделали этот номер. Мне приятно, что сегодня я наконец-то исполню его в Казани. Немного волнуюсь, потому что всегда волнительно представлять свои идеи, свое творчество на суд публики, тем более казанской, которая «насмотрена».

А вот хореограф и солист Мариинского театра Илья Живой, приняв приглашение поучаствовать в фестивале, решил создать нечто необычное: «Мне очень понравилась идея самого мероприятия. Тем более Олег сказал, что в Казани впервые проходит такая платформа и вообще современная хореография здесь еще в новинку, по крайней мере в этом театре. Так возникла идея поэкспериментировать, чтобы дополнить идею новизны». В номере The journey (с англ. – путешествие), где Илья выступил как хореограф и исполнитель в одном лице, под музыку Макса Рихтера разворачивается история путешествия в другие миры и реальности. Магические способности героя подчеркнуты необычным использованием света. Но главное, конечно, необыкновенная пластичность и одухотворенное исполнение. «Всегда просто показывать мировую классику, – считает Илья. – Потому что это всегда аншлаг. Экспериментировать сложнее. Вот в чем дело. Мне кажется, что нужно постепенно адаптировать публику, может быть приглашая каких-то малоизвестных хореографов, может быть экспериментируя в рамках театра, как, например, это делает тот же Мариинский театр, где существует мастерская молодых хореографов. Я думаю, что это возможно и в других городах. Как это происходит в Екатеринбурге, как это сейчас происходит в Казани (и я надеюсь, не последний раз). Большое спасибо Олегу Ивенко. Это круто!»

Самым, пожалуй, неожиданным, смелым, необычным по хореографическому языку был номер «Сон, вызванный полетом» на музыку К. Дебюсси в хореографии и исполнении лауреата Национальной театральной премии России «Золотая маска» Владимира Варнавы (г. Санкт-Петербург). Вдохновением для него послужила картина Сальвадора Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Как признался автор, номер поставлен давно, и он «чуть более академичный», чем другие его постановки. Тем не менее появление артиста в спортивном трико на сцене выглядело довольно необычно для зрителя. Правда, тут же этот факт был забыт – настолько экстравагантной оказалась его хореография, где смешались брейк, хип-хоп и другие стили современного танца. По мнению Владимира, существуют две категории людей: одни сохраняют традиции, они приверженцы академического искусства, другим интересно заниматься экспериментом, ступать на неизведанную территорию. «Я для себя давно понял, что мне интересно второе, – говорит Варнава. – Точно так же по-разному воспринимает современный танец зритель. У каждого продукта есть свой порог вхождения. Есть балеты понятные, довольно очевидные в своей красоте, эстетике, а есть то, что нас призывает в себе покопаться. Не каждый человек готов к этому. Но я точно знаю, что сознание можно развивать».

Праздник contemporary dance в Казани закончился, но будем надеяться, что фестиваль #StagePlatforma получит дальнейшее развитие и сцена нашего театра, которая привыкла к шедеврам мирового оперного и балетного искусства, увидит и лучшие образцы современной хореографии. Во всяком случае, мы, зрители, будем ждать.

Марина Горшкова

На главную
Яндекс.Метрика