Без маршрутных автобусов?

Скандал в благородном семействе автотранспортных предприятий Казани, которые готовы бесплатно возить хоть школьников, хоть студентов при условии, что государство полностью оплатит их льготный проезд, разразился сразу после выборов в Госсовет РТ. В первый же вторник после единого дня голосования 8 сентября члены столичной Ассоциации автотранспортных предприятий собрали пресс-конференцию, на которой сообщили журналистам о своих требованиях к городским властям поднять стоимость проезда до 31 рубля при оплате безналичным способом и до 40 рублей – наличными.

– Доля льготников в общем пассажиропотоке превышает 36%. За проезд каждого из них мы получаем из бюджета компенсацию в размере 18 рублей. С учетом тех пассажиров, которые платят 27 рублей наличными и 25 рублей безналом, средняя стоимость проезда в казанских автобусах составляет всего 22 рубля, – привел расчеты замдиректора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. – Во всех остальных регионах ПФО государство компенсирует 100% стоимости проезда льготников, и только у нас почему-то – лишь две трети. Мы готовы хоть школьников, хоть студентов возить бесплатно, если нам за них заплатят в полном объеме.

Напомним, что действующие тарифы на проезд в красных автобусах были утверждены в начале нынешнего года. И тогда же руководитель горисполкома Денис Калинкин озвучил свое принципиального согласие ежегодно увеличивать цену билета на 1 рубль. Автотранспортники же предлагают поднять ее сразу на 6 рублей безналом и на 13 рублей наличкой. Но едва была озвучена сумма в 40 рублей, директор ООО «Агромир» Владимир Капитонов сразу оговорился:

– Мы вовсе не хотим, чтобы пассажиры выкладывали за каждую поездку по 40 рублей. Просто, как только люди почувствуют девятирублевую разницу, они сразу начнут оплачивать проезд безналичным способом. Мы тоже в этом напрямую заинтересованы. Пока существует оплата наличными, у кондукторов всегда будет соблазн работать с черным налом, часть выручки складывая себе в карман.

Ну а в качестве главной причины необходимости очередного повышения тарифов на проезд автоперевозчики назвали обязательное введение онлайн-касс с 1 июля этого года. Из-за этого всех кондукторов, которые раньше работали в автобусах на полулегальном положении, пришлось трудоустроить официально.

– В результате существенно возросла налоговая нагрузка, которая составляет 42 копейки на каждый рубль фонда оплаты труда, – уточнил Капитонов.

Если неумеренные аппетиты частных перевозчиков еще можно было бы списать на их алчность, то в состав Ассоциации автотранспортных предприятий, все члены которой заявляют о своем бедственном положении, входят оба муниципальных унитарных предприятия – «ПАТП №2» и «ПАТП №4», осуществляющие львиную долю городских пассажирских автоперевозок. Они также предоставили в Комитет по транспорту исполкома Казани свои арифметические выкладки, из которых следует, что они находятся чуть ли не в предбанкротном состоянии.

Директор МУП «ПАТП №4» Айрат Исхаков посетовал, что февральское повышение тарифов на проезд и близко не покрывает расходов предприятия в связи с приобретением в лизинг 77 новых автобусов в год проведения в Казани Чемпионата мира по футболу – 2018:

– Лизинговые платежи нам пока еще удается проводить своевременно, но другим поставщикам, в том числе за топливо, мы задолжали уже около 40 млн рублей.

В отличие от Исхакова частные перевозчики признались, что больше не в состоянии вовремя платить за лизинг и поэтому у них в любой момент могут отобрать автобусы. А, пожалуй, самое бедственное положение у ИП Умарова, 11 из 13 автобусов которого обслуживают один из самых популярных в Казани маршрутов – №71 Ж/м Константиновка – Горбольница №5». В час пик для того, чтобы втиснуться в переполненный салон, пассажирам приходится буквально расталкивать друг друга локтями, как в старые добрые советские времена.

По словам Алика Умарова, 71-й маршрут он обслуживает более десяти лет, но настоящим бичом льготники стали для него только в нынешнем году. Если в начале лета 2018-го, когда горисполком заключил с ним очередной пятилетний контракт на пассажирские перевозки, льготников было всего 10%, в начале этого года их стало 30%, то теперь уже практически половина.

– Ума не приложу, как это можно объяснить. Возможно, появились какие-то новые категории льготников, но факт остается фактом: с каждым днем их становится все больше, – констатирует предприниматель. – Времена, когда владельцы маршрутных «Газелей» и «Пазиков» получали сверхприбыль, давно уже прошли, и сейчас мы при всем желании не можем позволить себе заниматься благотворительностью, перевозя льготников всего за 18 рублей. У меня в лизинге 9 автобусов, и на мне сейчас висят 4 миллиона кредитов в трех банках, которые я взял для того, чтобы вовремя платить за лизинг. Но деньги эти закончились, а я еще остался должен лизинговой компании 3 миллиона рублей. Новые кредиты банки не дают, потому что старые еще не погашены. У меня машина и квартира в залоге, и автобусы того и гляди отберут. Поскольку просрочка очередного платежа уже превысила два месяца, по договору лизинговая компания может вернуть их хоть завтра.

Как утверждают сами члены Ассоциации, залезать в лизинговую кабалу они вынуждены во многом потому, что казанские власти предъявляют к автоперевозчикам очень жесткие требования. В частности, ни один автобус не может быть старше десяти лет и не менее 50% из них должны работать на газомоторном топливе. Ну а последний гвоздь в крышку их автотранспортного бизнеса, по общему мнению, вобьют новые правила пассажирских перевозок, которые вступят в силу с 1 января 2020 года. Согласно им водители не смогут проводить за рулем более 8 часов кряду.

У того же ИП Умарова сегодня в штате 16 водителей, которые обслуживают 13 автобусов (одиннадцать – на 71-м маршруте и два – на 70-м: «ЖК «Весна» – ЦУМ»). А по нормативам, если работать по 8 часов в смену, их должно быть 34. Набрать новых до конца года точно не получится, молодежь работать водителями пассажирских автобусов упорно не желает.

Взяв месячную паузу, министр финансов РТ Радик Гайзатуллин ответил на ультимативные требования казанских автоперевозчиков увеличить размер компенсации за проезд льготников.

– В этом году республиканский бюджет выделил на эти цели 1,165 млрд рублей, из которых 903–905 млн рублей получила Казань, – заявил он в ходе парламентских слушаний по бюджету на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которые состоялись в Госсовете РТ 10 октября. – Здесь все зависит от экономической эффективности движения на всех маршрутах. Когда мы с экспертами Центра экономических и социальных исследований РТ анализировали, то увидели резервы. Нельзя только за счет льготирования закрыть убытки перевозчиков.

Министр отметил, что необходимо детально изучить с предпринимателями работу каждого маршрута. И только после этого можно будет делать выводы и утверждать, что республика автоперевозчикам что-то недодает.

– А пока мы считаем, что параметры поддержки, которые заложены, достаточны, – подчеркнул он.

Руководитель Ассоциации Сергей Темляков тут же заявил журналистам, что перевозчики готовы сесть за стол переговоров с министром финансов хоть завтра и детально обсудить с ним любой из городских автобусных маршрутов. При этом он особо оговорился, что предприниматели не просят больше того, что им и так положено согласно Федеральному закону №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров…». Только полную оплату за выполненную работу.

Если в Казани судьба пассажирских автоперевозок пока под большим вопросом, то дни Нижнекамского ПАТП, единственного в городе, похоже, уже сочтены. Перевозчики просили повысить тариф с 22 до 25 рублей, а вместо этого Госкомитет РТ по тарифам понизил его для тех, кто оплачивает проезд безналом, до 20 рублей. При этом, правда, компенсацию за льготников подняли с 15 до 18 рублей.

– При таком раскладе нам нет смысла заявляться на следующий год, – заявил журналистам директор Нижнекамского ПАТП Юрий Иванов.

…Что ж, пассажирам остается только ждать и надеяться.

Вадим СЕРГЕЕВ

На главную
Яндекс.Метрика