Школа – это место боли

Такое определение учебному заведению дают некоторые респонденты – жертвы школьного насилия. Доцент кафедры конфликтологии Казанского федерального университета, кандидат исторических наук Андрей ИВАНОВ уверен, что школьное насилие становится одним из факторов зарождения колумбайн-сценариев.

Кто становится «агрессором» и «жертвой»

Тема школьного насилия и межличностных подростковых конфликтов отнюдь не нова. Вспомните советский фильм «Чучело». Другое дело, что в советское время психологическая травля и физическое насилие не носили массовый характер в школьной среде. И общество старательно закрывало глаза на подобные явления, ведь пионеры и советская молодежь не могут быть жестокими, издеваться и тем более физически расправляться со своими сверстниками. Положение усугублялось молчанием «жертв», которые не признавались ни родителям, ни учителям. В результате решение проблемы скидывалось на педагогов школ и профтехучилищ.

В начале XXI века в связи с распространением в интернете вирусных видео, содержащих душераздирающие подробности физического насилия одних подростков над другими, можно говорить о том, что явление стало носить массовый характер. Моббинг (травля группой лиц одного индивида или нескольких) и буллинг (травля один на один) становятся приметами жизни подростков нашего времени. Физическая и психологическая травля сверстников очень часто является провокативным фактором детско-подростковых суицидов и вовлечения в скулшутинг (массовое убийство учащихся).

Насилие в школе или колледже, как правило, по-прежнему остается скрытым от глаз взрослых, однако влияет на общую атмосферу в классе, самочувствие обучающихся и их успеваемости. Травля может принимать не самые очевидные формы, может быть физической, психологической и экономической (вымогательство денег и пр.).

Инициаторами травли чаще всего становятся ученики, претендующие на роль лидера в классе, а также агрессивные подростки, нашедшие для самоутверждения безответную жертву. Желание быть любой ценой в центре внимания, чувство превосходства в сочетании с отсутствием эмпатии также могут подтолкнуть учащегося к агрессивным выпадам по отношению к сверстнику.

Подросткам свойственно делить мир на «своих» и «чужих». И чаще всего буллинг или моббинг обусловлен тем, что в «жертве» видят «другого», не похожего на них чужака. Это может быть вызвано какими-либо физическими дефектами подростка (косоглазие, заикание, глухота), особенностями характера (нерешительность, боязливость, трусливость), специфическим внешним видом, убеждениями, идущими вразрез с мнением большинства, неумением постоять за себя. Жертвы психологической травли могут отличаться как невысокой самооценкой, так и завышенным уровнем притязаний.

«Жертва» школьного буллинга: маркеры

Как правило, отвергаемость начинается через игнорирование: не обращают внимание, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются. Следующая стадия – пассивное неприятие, когда внутри учебного коллектива отказываются сотрудничать и взаимодействовать с отвергаемым.

Однако инструментально моббинг и буллинг начинается через активное неприятие, когда жертве дают понять, что он никто, делают его козлом отпущения. Наивысшая степень отвергания – сама травля, когда не дают проходу, обзывают, оскорбляют и бьют жертву. Для агрессора это часто является своеобразным развлечением, самоутверждением за счет слабого.

Дети-изгои чаще всего скрывают свои проблемы от родителей, которые узнают о ситуации только во время кризиса конфликта (когда уже сложно скрывать тяжкие увечья, пропажу крупных сумм денег и пр.). К сожалению, иногда ситуация доходит до суицидальных попыток ребенка. Поэтому родителям необходимо знать, какие особенности поведения детей могут свидетельствовать о том, что их ребенок является жертвой школьного насилия.

Маркеры, указывающие на то, что ребенку или подростку тяжело и плохо в классе, учебной группе, могут быть самыми разнообразными: он неохотно идет в учебное заведение, рад любой возможности не ходить туда; плачет без очевидной причины; возвращается из школы подавленным; проявляет скрытность при попытках узнать о его школьной жизни; может беспричинно, на первый взгляд, отказываться посещать школу, колледж; у него нет друзей; возвращается домой постоянно со следами побоев, скрывает факты насилия.

Игнорирование и травля подростка сверстниками может привести к тому, что у него накапливаются негативные переживания, укрепляется желание как-то внутренне разгрузиться, почувствовать уверенность в себе, наказать обидчиков. Все это является мощной движущей силой найти жизненные сценарии выхода из сложившегося конфликта. Такая логика событий очень часто приводит к знакомству с колумбайн-историями из школьной жизни, проецированию этих кейсов на свою судьбу и, как следствие, вхождению в данные деструктивные сообщества в социальных сетях.

Существует и такое явление, как кибербуллинг. Главным катализатором роста случаев виртуальной травли является доступность интернет-технологий для детей и подростков. По мнению многих исследователей, универсальной причиной развития кибербуллинга становится готовность подростков делиться личной информацией в виртуальном мире, что ставит любого человека в слабую позицию и открывает большие возможности для недоброжелателей. Электронные средства коммуникации доступны всем, что позволяет настигнуть жертву в любое время, в любом месте. А поскольку кибербуллинг не дает возможности увидеть реакцию жертвы и оценить влияние своего поступка, то и не вызывает чувство сопереживания. Поэтому кибербуллинг иногда отличается еще большей жестокостью.

Что делать, если ребенок столкнулся с моббингом

Если родителям удалось выяснить, что их ребенок – жертва моббинга или буллинга в школе или колледже, конфликтологи рекомендуют следующий алгоритм действий. Во-первых, необходимо побеседовать с ребенком. Узнать подробности происходящего. Ни в коем случае не обвиняя его, порекомендовать, как лучше себя вести. Совет, часто даваемый преследуемому подростку, – не реагировать на обидчиков, в детско-подростковой среде не работает. Более действенно будет найти себе сильных и умных союзников, переманить на свою сторону одного из менее активных преследователей, попытаться разрешить конфликт непосредственно с «главарем» мобберов. Во-вторых, необходимо сообщить о проблеме директору школы, побеседовать с классным руководителем, куратором группы. Выяснять отношения с агрессивно настроенными одноклассниками не рекомендуется, особенно если ребенок-жертва против этого. Третий возможный шаг – отвести ребенка к конфликтологу или психологу. Часто без профессиональной помощи не обойтись, так как ситуация моббинга является серьезной психологической травмой. Если ситуация не изменится после всех вышеперечисленных мер, нужно перевести ребенка в другую школу, колледж, лицей.

Как могут помочь педагоги? Здесь совет такой: необходимо разрушить буллинг-структуру и сформировать новую, основой которой станут коллективная деятельность и определение новых правил поведения. При этом учителю нужно переориентировать лидера класса, активизировать лидерские качества возможных «свидетелей», развести сферы ответственности между подростками и разделить потенциальных жертв и преследователей в разные микрогруппы.

Обидчики и их родители должны ясно понимать, что травля и школьное насилие не остаются безнаказанными. Этому должны содействовать психолого-социальная служба, учителя, администрация, правоохранительные органы. Привлекайте к решению проблемы сильных союзников, тогда выход из ситуации будет найден быстрее.

Записала Марина ГОРШКОВА

Фото: avatars.mds.yandex.net/

На главную
Яндекс.Метрика