Сергей КОГОГИН: «Свой юбилей КАМАЗ встречает обновленным»

С чем приходит КАМАЗ к своему 50-летию? Что будет меняться в жизни компании в ближайшее время? На эти и другие вопросы генеральный директор компании Сергей Когогин ответил в интервью нашему изданию.

– Сергей Анатольевич, драйверы рынка сегодня – это…?

– Однозначно КАМАЗ-54901 (К5) – принципиально новый автомобиль.

Несколько неожиданным драйвером стал пассажирский транспорт, уже второй год это для нас – точка роста. В крупных городах происходит переориентирование муниципальных властей на общественный транспорт. Но невозможно заставить людей перейти на общественный транспорт без соответствующих условий: при доступности и комфорт должен быть сопоставим с индивидуальными средствами передвижения. Я говорю сегодня: не настолько велик рост рынка, насколько выросли мы. По итогам 9 месяцев по автобусам большой вместимости КАМАЗ, выиграв тендер в Москве (до этого наших автобусов в столице не было вообще), произвел больше, чем заводы с традиционно сильными мощностями. В планах работа и с Санкт-Петербургом, и другие предложения, рассматриваем вопрос расширения мощностей, уже в этом году почти удвоили производство.

– Что для завода в «зелено-беспилотной» линейке уже бизнес, а что – инновации, инвестиции?

– Наши инновационные разработки – электробусы, автобусы, автомобили К5, то, на чем уже начинаем зарабатывать, а что касается электротранспорта грузового и автономного – это инвестиции в будущее. Пассажирский транспорт – коммерческий вопрос, мы вложили много средств в создание продукта, получив красивую технику, которая украшает улицы городов, и я этим горжусь. Электрические грузовики, беспилотное вождение – работа на будущее. Но выход беспилотника на дороги общего пользования – это «революционная ситуация» как в сознании людей, так и в нормативной базе, и это точно не 2020–2021 годы. Пока взяли ориентир по эксплуатации беспилотного транспорта на закрытых территориях. Первые тестовые заезды КАМАЗа-43083 внутри периметра начались, готовим маршрут на подвоз кабин на автомобильный завод. Начинаем накатывать маршрут и в одном из угольных бассейнов Кузбасса.

– Расскажете о проекте по легким коммерческим грузовикам?

– Несколько лет занимаемся этим. Конечно, ЛКГ мало коррелирует с нашим основным продуктом, но это позволит увеличить присутствие на рынке. Продукт, созданный в НТЦ (проект «Компас»), получился очень интересным. Правда, в нашем инвестпортфеле он пока стоит во вторую очередь. Но это нужно рынку, нужно нам.

– Насколько актуальны разработки по дизельному двигателю? Или его уже вытесняют моторы на альтернативном топливе?

– Дизельный двигатель предан анафеме не совсем заслуженно. Беспокойство человечества по выбросам CO2, сокращение воздействия транспорта на окружающую среду я понимаю и разделяю. Да, у дизеля есть проблемы с экологией, но пока с точки зрения производства это самый энергонасыщенный источник энергии. Батареи, водородный двигатель по эффективности хуже. Разработанный нами новый мотор, Р6, соответствующий классу «Евро-5», получился очень хорошим. В следующем году сделаем «Евро-6». Огромную работу выполнил НТЦ во главе с Данисом Валеевым, Андреем Куликовым – главным конструктором по двигателям.

Если говорить об альтернативных источниках, основной упор мы должны делать на газ. В нашей стране это экономически выгодно и с точки зрения экологии более правильно. В следующем году рассчитываем получить (на базе Р6) газодизельный, битопливный мотор и двигатель на чистом газе. С 2021 года будем активно применять свой собственный мотор в нашей технике. «КАМАЗы» на ГМТ уже хорошо себя зарекомендовали, правда, изменилась программа субсидирования со стороны государства. Но думаю, интерес будет восстанавливаться, пойдет сбыт.

– Какое решение за время работы на КАМАЗе для Вас самое сложное?

– Первое запомнившееся – в самом начале, поиск вариантов ухода от банкротства, реструктуризации долгов. Если на ситуацию 2001–2003 годов наложить сегодняшний закон о банкротстве, реанимация была бы невозможна. Все шло трудно, но мы сумели это пройти. Следующим был 2008 год, нужно было восстановить КАМАЗ, привести в порядок складские запасы, стабилизировать положение. К тому же период коллапса накладывался на переговоры с «Даймлером» о покупке доли. Тоже непростое решение, необходимо было перевернуть свое сознание, согласившись с возможностью прихода такого стратегического партнера. Из трудных решений недавнего периода – выход перед акционерами с программой модернизации КАМАЗа. Понимая, что загоняем себя в очень жесткие рамки на длительный период, мы осознанно шагнули в тяжелую жизнь. Но иначе лет через десять (пять из них уже позади) – прекращение жизни компании.

– Насколько для КАМАЗа актуальна перспектива возможного развития автограда вне статуса моногорода?

– Кто как не КАМАЗ предпринимал усилия по плавному переходу рабочей силы? Ставя перед собой цель диверсификации экономики в Челнах, мы, камазовцы, понимали: в случае проблем на рынке любое решение, принимаемое внутри компании, болезненно скажется на городе. Снижение зависимости «от нас» упрощает принятие решений для менеджмента КАМАЗа. Я считаю: проект, который называется сегодня «КИП «Мастер», где почти 7 тысяч рабочих мест, – основной драйвер по размещению промышленных производств в нашем городе. За три четверти нынешнего года там произведено продукции на 77 млрд рублей. Сам по себе статус моногорода позволил нам получить немалые деньги на инфраструктурные проекты, ряд проектов профинансирован Фондом развития моногородов, в частности, был получен кредитный ресурс под 6-ю очередь КИП «Мастер», где сегодня уже снова нет свободных площадей. Так что для нас сейчас вопрос не актуален. Помимо направления «моногорода», есть еще важная программа – ТОСЭРы. Они предоставили исключительные налоговые условия для бизнеса на своих территориях. Хорошо или нет от этого КАМАЗу, идет ли на пользу городу – другой вопрос… Ситуацию пытаемся использовать в своих интересах: нам, вместе с партнерами, нужно быстро окупать инвестиции. Поэтому, например, проект по производству тяжелых дизельных моторов с китайской компанией «ВейЧай» перенесли в Тутаев Ярославской области. Там тоже есть ТОСЭР, но нет, как в Челнах, ограничений у КАМАЗа. Есть у нас и площадка в Димитровграде. И так далее…

– Открывая бюст первого гендиректора Льва Васильева, Вы сказали, что в свое время КАМАЗ совершил в стране дизельную революцию. В чем сейчас заключается революционная миссия КАМАЗа?

– В продвижении альтернативных источников.

– Предполагалось, что золотая дата КАМАЗа даст шанс изменить и социальную среду в городе…

– Цель, которую мы ставили: 50-летие должно стать праздником для коллектива, для города. Был разработан план мероприятий при нашем участии, горадминистрации, Правительства РТ, Правительства РФ. Оргкомитет по проведению юбилея возглавил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. В течение всего года проходила масса встреч, концертов, выставок, чествований ветеранов – все было посвящено 50-летию КАМАЗа. Я обращался к Рустаму Нургалиевичу Минниханову, он и Сергей Викторович Чемезов обратились к Президенту страны, в итоге появился документ, который позволяет реализовать ряд социальных проектов в Челнах. Особо отмечу многофункциональный центр дополнительного образования, который мы планируем построить и где вместе с командой «КАМАЗ-мастер» будем развивать в детях любовь к технике, умение работать с ней, используя современные методики в техническом образовании. В числе спортивных объектов – строительство центра художественной гимнастики. Запланированы реконструкция Татарского драмтеатра, подготовка проектно-сметной документации современного здания для русского драмтеатра «Мастеровые». Началось строительство онкодиспансера, он станет региональным центром. Волнуют и экологические вопросы, реабилитация Мелекески, окончание работы с ливневой канализацией. Масса мероприятий прошла по улучшению благоустройства в области парков, приводятся в порядок дороги в промышленной зоне. Мне приятно, что нет равнодушных к нашему юбилею – в городе, республике, стране все относятся с уважением, которого заслуживают наш коллектив и наш КАМАЗ.

– Ваши предшественники оценивали период работы на КАМАЗе как счастливый. А Вы?

– «Нам рано жить воспоминаньями», как поется в песне. В жизни я реализовал достаточно много сложных проектов. Но КАМАЗ – самый интересный, самый сложный, и я им горжусь.

Ольга ЖИГУЛЬСКАЯ

На главную
Яндекс.Метрика