Настало время перемен

15 января Президент России Владимир Путин выступил с Посланием к Федеральному Собранию, самыми обсуждаемыми тезисами которого стали выделение семье с тремя детьми материнского капитала в размере более 1 млн рублей и запрет на двойное гражданство для высших чиновников, депутатов Госдумы РФ и судей. О том, что было главным в этом 72-минутном выступлении главы государства, рассказал Андрей БОЛЬШАКОВ, заведующий кафедрой конфликтологии КФУ, доктор политических наук.

– Андрей Георгиевич, сразу после того, как Владимир Путин выступил с Посланием к Федеральному Собранию, своими восторгами по поводу его обращения к российскому парламенту с телеэкрана поделились Валентина Матвиенко, Никита Михалков и Маргарита Симоньян, которая даже написала на своей странице в соцсети: «Пора рожать четвертого ребенка». А на Вас послание президента какое произвело впечатление?

– Честно говоря, я думал, что послание будет рядовым и президент лишь попытается разрядить достаточно тяжелую социальную обстановку, а остальным проблемам будут уделены одна-две фразы, как это и предполагает жанр послания, когда президент только несколькими мазками обрисовывает ситуацию. Как предполагали эксперты-аналитики, послание должно было состоять из двух тем. Перечня мер социальной поддержки, которые как-то должны были компенсировать негативный настрой населения в связи с проведением пенсионной реформы, и 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Президент, конечно, эту тему затронул, без нее нельзя, но посвятил ей всего две-три фразы. А в целом послание выглядело как объявление о начале новой избирательной кампании. Сначала были озвучены большие социальные обещания по различным льготам, доплатам и выплатам из федерального бюджета. А второй частью прошла политическая реформа, реформа очень и очень значительная. Если сравнивать с какими-то постсоветскими странами, то в последнее время нечто похожее произошло в Казахстане. Этого момента ждали все, гадая, когда это произойдет – в 2021, 2022 или в 2023 году. Но Владимир Путин решил, что время для этого пришло уже сейчас. Поэтому этот момент, эта часть послания стала для меня неожиданной. Я бы так сформулировал свои ощущения.

– Как Вы оцениваете запрет на двойное гражданство для чиновников высшего уровня и депутатов Государственной Думы?

– Это абсолютно правильно, хотя вроде бы мы уже ушли от таких вопиющих фактов, как наличие в высших эшелонах государственной власти человека с паспортом другого государства. Я имею в виду Бориса Березовского, который какое-то время занимал пост заместителя секретаря Совета Безопасности, будучи при этом гражданином Израиля. Ведь человек не может находиться на должности в одном государстве и иметь гражданство другого. Тем не менее есть факты, когда чиновники заводят бизнес за рубежом, приобретают недвижимость, и очень часто эти сделки не являются законными. Так что решение вполне логичное. Госслужба – достаточно хорошо оплачиваемая работа, но она должна накладывать определенные ограничения. Иметь гражданство другого государства или вид на постоянное место жительства эти люди не могут. И отсюда Владимир Путин вывел еще один тезис, который давно напрашивался. Наконец-то мы подошли к тому, чтобы убрать из конституции этот принцип, что международное право всегда приоритетно перед правом национальным. Потому что если Россия будет выполнять все нормы международного права в условиях, когда мы обложены со всех сторон санкциями и у нас открытый конфликт с большинством западных стран, то мы автоматически сдаемся. Из конституции это, конечно, надо убирать, но, кстати, это практика целого ряда государств и данные положения записывают именно в конституцию – что национальное право имеет приоритет над международным правом в определенных областях. А в остальных, которые не оговорены в основном законе, первичны нормы международного права.

– Довольно неожиданно сразу после послания Владимир Путин встретился с правительством, и Дмитрий Медведев заявил, что оно в полном составе подает в отставку. На это президент ответил, что вице-премьеры и министры должны продолжать работать, а для Медведева у него есть новая должность – зампреда Совета безопасности, который будет заниматься обороноспособностью и безопасностью. На Ваш взгляд, это почетная отставка или что-то другое?

– Мне кажется, что об отставке речь не идет. Если брать как аналог казахстанскую модель, то, скорее всего, это возможная ступенька для прыжка в президентство. Тем более что у него уже есть четырехлетний опыт пребывания в этой должности. Но это уже будет фигура не суперпрезидента с массой полномочий, потому что часть из них уйдет после того, как в конституцию будут внесены изменения, озвученные в послании.

Есть также предположение, и его уже ряд экспертов-аналитиков высказали, что через несколько лет претендовать на пост президента сможет Михаил Мишустин, назначенный на должность председателя правительства вместо Медведева.

Но здесь возникает другой вопрос. Владимир Путин предложил внести в конституцию такой орган, как Государственный совет, однако никак не обозначил его функции, о которых при наличии сегодня в стране двухпалатного парламента, правительства и президента сейчас можно только гадать. При этом глава государства специально оговорился, что парламентской республики в России не будет, мы остаемся президентской республикой.

– Западные СМИ пишут о том, что Путин забирает полномочия у президента и отдает их премьеру для того, чтобы по окончании своего четвертого президентского срока в 2024 году стать председателем правительства и остаться фактическим главой государства. Ваше мнение?

– То, что сегодня Владимир Путин является ключевой фигурой и может остаться таковой после 2024 года, это понятно. Непонятна только структура и место, которое будет занимать в ней нынешний президент. Поэтому говорить об этом еще рано. Теоретически он может претендовать на должность премьера, которым он и был, когда Дмитрий Медведев был президентом. А также может возглавить любую из палат парламента.

– Когда в послании речь шла об изменениях в конституции, говорилось лишь о некоем всенародном обсуждении, но слово «референдум» так и не прозвучало…

– Достаточно сложный момент. В последний раз референдум проводился у нас в 1993 году. Мы 27 лет жили без референдумов. С одной стороны, наверное, совершенно правомерно. Ведь когда проводился тот референдум, было очень много споров. Набрала ли конституция 50%, все ли ее поддержали. Фактически ситуацию спасла тогда позиция Владимира Жириновского, партия которого с результатом 22,92% голосов одержала победу на выборах в Госдуму первого созыва. Он заявил, что нам нужны определенные правила игры, и призвал всех своих сторонников прийти на референдум и проголосовать «за». В результате Конституция РФ была принята. Соответственно вносить в нее изменения, наверное, нужно снова на основе всенародного волеизъявления.

С другой стороны, эксперты, в том числе авторитетные юристы, неоднократно указывали на то, что во многих странах конституция принимается парламентом. Потому что считается, что эта когорта людей, избранная населением, для этого достаточно компетентна. А что касается граждан – если мы их спросим, только процентов 10 ответят, что они читали Конституцию РФ, хотя вроде бы это положено делать еще в школе. Соответственно возникает вопрос: надо ли доверять людям, которые в большинстве своем некомпетентны ни в правовых, ни в политических вопросах, принятие таких решений? Но повторюсь, на сегодняшний день я не вижу других вариантов, кроме референдума, чтобы внесение любых изменений в конституцию было легитимным.

– На Ваш взгляд, как долго продлится этот переходный период, всенародное обсуждение, внесение изменений в конституцию и когда попросят на выход тех, кто имеет двойное, а может быть, и тройное гражданство?

– Двойное гражданство, думаю, будут очень четко выявлять, и нам это покажут. Вспомните события десятилетней давности, когда Дмитрий Медведев принимал только первые антикоррупционные законы. Тогда никто не верил, что они будут работать. А сегодня можно назвать достаточно много фамилий, когда в места не столь отдаленные отправляются бывшие губернаторы, снимаются с должности и отправляются в тюрьму мэры и прочие руководители высокого ранга. На мой взгляд, и с двойным гражданством будет точно такая история. Я думаю, что увольнения с госслужбы могут начаться гораздо быстрее, чем будут внесены соответствующие изменения в конституцию.

Что касается первого вопроса… Тут очень трудно делать предположения. Думаю, с учетом того, что у «Единой России» в Госдуме не простое, а конституционное большинство, обсуждение поправок, скорее всего, будет довольно дружным, но сама процедура займет достаточно большое количество времени. Поэтому, собственно, ее и начали сейчас, чтобы успеть к 2024 году.

Вообще, хочу сказать, что делать какие-то прогнозы пока еще рано. Слишком все это оказалось неожиданно. Еще утром 15 января никто не мог сказать, что во второй половине дня правительство Дмитрия Медведева подаст в отставку. Перед началом трансляции выступления Владимира Путина журналисты несколько раз повторяли: «Содержание послания держится в секрете». А когда я его прослушал, то понял, что это была не дежурная фраза, чтобы заполнить паузу до того момента, когда на трибуну выйдет президент. Потому что о содержании второй части послания знал только очень узкий круг лиц, и решение принималось на уровне высшего руководства.

Вадим СЕРГЕЕВ

ВСТАВКА

Владимир Путин:

– Уже при рождении первенца семья получит право на материнский капитал в его сегодняшнем объеме. После индексации с января 2020 года – это 466 617 рублей. 

Предлагаю увеличивать материнский капитал еще на 150 тысяч рублей. Право на эти дополнительные средства к материнскому капиталу семья получит при рождении уже второго ребенка. Таким образом, общий размер материнского капитала для семьи с двумя детьми составит 616 617 рублей. И в дальнейшем он будет ежегодно индексироваться.

При рождении третьего ребенка государство «гасит» за семью 450 тысяч рублей ее ипотечного кредита. То есть в целом семья с тремя детьми сможет при помощи государства вложить в решение своей жилищной проблемы свыше одного миллиона рублей. Для целого ряда регионов, городов, даже областных центров это почти половина стоимости квартиры или дома.

Напомню также, что льготную ставку ипотеки – шесть процентов годовых – для семей с двумя и более детьми мы распространили на весь срок кредита. В результате число тех, кто воспользовался такой мерой поддержки, возросло почти в десять раз сразу.

Считаю необходимым уже с 1 сентября ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее пяти тысяч рублей за счет средств федерального бюджета.

Владимир Путин:

– Пришло время внести в Основной закон страны некоторые изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве. Требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции.

Второе: предлагаю на конституционном уровне закрепить обязательные требования к лицам, которые занимают должности, критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны. А именно: главы субъектов Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство либо иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства.

На главную
Яндекс.Метрика