Что-то теряем, что-то находим…

Тематические открытки и фотографии — зеркало, отражающее повседневную жизнь общества. На них можно увидеть приметы времени — улицы городов, мгновения жизни людей и многое другое. Благодаря неутомимым коллекционерам эта богатая история сохраняется. И сегодня, в юбилейный для республики год, когда будет отмечаться 100-летие ТАССР, важно рассказывать о людях, которые берегут прошлое Татарстана через открытки, книги, фотографии. Мы побывали в гостях у кандидата технических наук, большого ценителя истории Петра Нордена. Квартира этой замечательной пары похожа на музей, где особое место занимают несколько старинных альбомов с раритетными открытками, посвященными Казани.

— Петр Александрович, с чего начиналась ваша коллекция? И благодаря каким источникам она пополнялась?

— В начале 1970-х годов мой сын Александр, который учился в 18-ой школе Казани, принес домой открытки с видами старой Казани. Их ему дал посмотреть его товарищ Алексей Забусов. Кстати, фамилия Забусовых широко известна, ведь несколько представителей этой семьи – выдающиеся медики. Мать Алексея долгие годы была главным невропатологом управления здравоохранения города, отец трудился в Республиканском бюро судебно-медицинской экспертизы республики. А вся жизнь деда Алексея Георгия Ипполитовича связана с кафедрой гистологии Казанского медицинского института, которой он заведовал. Получается, что благодаря этой семье у меня и началась коллекция.

Долгие годы мне было очень приятно искать, собирать, сравнивать открытки разных издательств, аккуратно помещать их в альбомы. Весь этот процесс доставлял огромное удовольствие. Бывало, прихожу домой с работы, жена зовет ужинать, а я не иду к столу, пока не размещу в альбоме новые экземпляры. У меня сохранилась тетрадка, где я записывал номера, издательства открыток, это позволяло систематизировать работу и понять, какие виды повторяются, а каких не хватает.

Коллекция сейчас составляет примерно 800 штук. А первый кожаный альбом мне подарила супруга Зоя Валерьевна в 1975 году (прямо в канун Нового года). Я очень радовался, когда находил у знакомых старые альбомы с фотографиями Казани и переснимал их. Например, есть у меня открытка, где изображена гостиница «Казань», и фото этой же гостиницы, но уже с другого ракурса, в другое время года, с людьми в кадре. Фотоизображения для меня особенно ценны.

Значительно коллекция пополнилась благодаря семье знаменитого профессора Николая Константиновича Горяева, одного из основоположников российской гематологии (он первым среди медиков республики получил звание Героя труда). Его семья дружила с моими родителями. А потом я уже целенаправленно искал открытки с помощью других коллекционеров, мы обменивались. Особенно хочу отметить хорошо известного многим краеведа-филокартиста Абдуллу Дубина (он выпустил целую серию открыток о Казани) и Искандера Камала, благодаря которому появился каталог «Уездные города Татарстана на почтовых открытках 1898-1917» и книга «Казань периода НЭПа и первых пятилеток в открытках» (в соавторстве с В.Е. Цукерманом). А еще я не пропускал «встречу» коллекционеров (нумизматов, филателистов, филокартистов) по воскресеньям у памятника Бутлерову (последние лет тридцать они собираются в другом месте, в парке Тинчурина). Это своеобразный рынок, где продают старинные монеты, открытки, книги, вещи не только из советского наследия, но и дореволюционной эпохи.

— Не сомневаюсь, что многие виды нашего города вызывают у Вас ностальгию, ведь сегодня уже нет большинства зданий и примет времени, которые Вам знакомы с детства…

— Да, конечно, город изменился кардинально. Я с родителями приехал в Казань в 1945 году из Новосибирска, отца пригласили тогда заведовать кафедрой геометрии в КГУ. Это была знаменитая кафедра, когда-то ее создал и возглавил Николай Иванович Лобачевский. Мы сорок лет жили в университетском дворе, в здании «механички», расположенном напротив знаменитой Национальной библиотеки, потом переехали в другой университетский двор, где располагался химфак, и там прожили двадцать лет.

Знаете, все мое детство, и юность проходили в окружении прославленных профессоров, научной элиты республики. Многие собирались у нас дома, обсуждали с отцом самые разнообразные вопросы. На всю жизнь я запомнил папиных коллег — всесторонне образованного, интеллигентного ученого Лаптева Бориса Лукича, выдающегося математика Владимира  Владимировича Морозова (по прозвищу Борода), великого физика, член-корреспондента Академии наук СССР Бориса Михайловича Козырева,  знаменитого алгебраиста, член-корреспондента Академии наук СССР Николая  Григорьевича Чеботарева, а еще известного астронома, основателя Казанской кометной школы Александра Дмитриевича Дубяго. О них есть мои воспоминания, опубликованные в вашем журнале – в первом номере 2019 года.

Квартира наша была переделана в жилое помещение из аудитории, нередко папа читал лекции прямо за стенкой, а я еще спал в это время. Помню печное отопление, когда согревались дровами. А еще мне в 1950 году подарили фотоаппарат ФЭД, и я с удовольствием снимал на память все, что видел интересного вокруг, в том числе папиных коллег, когда они собирались у нас дома.

Понятно, что старой Казани с ее узкими улочками давно нет. Думаю, в какой-то степени вместе с прежним поколением в результате масштабного переселения из ветхого жилья, ушла из центра города особая интеллигентная атмосфера. Пропало и очарование района с деревянными домами (улицы Волкова, Чехова, Шмидта, Достоевского).

И мне, например, непросто было привыкать к новоделу в некоторых местах, к хаотичной застройке. Но, с другой стороны, люди получили комфортные современные квартиры, развитую инфраструктуру, удобства в широком смысле слова. Что-то теряем, что-то находим…

Ностальгия, конечно, есть, и мне очень нравится проект «Том Сойер фест» — фестиваль волонтеров, которые восстанавливают историческую среду городов, выбирают одно или несколько зданий, представляющих реальную ценность, и ремонтируют фасады.

— Вы правы. Как бы ни менялся город, нужно знать его историю. Помимо открыток, у Вас ведь есть и раритетные книги, посвященные столице Татарстана?

— Конечно. Например, старые путеводители «Спутник по Казани» Николая Загоскина и Михаила Пинегина «Казань в ее прошлом и настоящем» и другие издания, по которым узнаешь много интересного (где, когда, по каким проектам построено то или иное здание и другие справочные материалы, цифры, легенды и реальные события города). Приятно, что и сегодня есть авторы, которые по ценнейшим источникам находят интересные материалы. Например, Алексей Клочков выпустил книги «Казань из окон трамвая» и «Казань: логовища мокрых улиц». Во второй книге представлена история города от рубежа XIX и XX веков до строительства железной дороги и заполнения Куйбышевского водохранилища. В то время территории Закабанья, прилегающие к затапливаемым сезонными разливами Волги и Казанки городским улицам (сейчас это район Казанского железнодорожного вокзала), назывались Ямская и Мокрая слобода. Обе книги были любезно подарены мне автором.

Конечно, история Казани богатая, и мне самому приятно много читать на эту тему, находить новые источники ценной информации. Я уже двадцать лет на пенсии, поэтому свободного времени достаточно. А увлечение историей, думаю, передалось генетически, ведь мой отец, помимо того, что был знаменитым ученым – геометром, еще и огромное внимание уделял изучению прошлого. Он очень хорошо понимал, что без этого нет будущего.

— Спасибо Вам, Петр Александрович, за интересную беседу и за бережное сохранение истории!

Сания КУРАМШИНА

На главную
Яндекс.Метрика