Жить днем сегодняшним!

Игорь ЛАРИОНОВ родился 28 сентября 1984 в г. Сыктывкаре. Заслуженный мастер спорта. Нападающий. Выступал за «Строитель» (2001–2004), «Ракету» (2004–2008), «Динамо-Казань» (2008–2012), «Родину» (2012–2015), «Волгу» (2015–2018), «Динамо-Казань» (с лета 2018-го). Достижения: четырехкратный чемпион мира, чемпион России, обладатель Кубка мира, Кубка чемпионов, Кубка России. В чемпионатах России провел 509 матчей (447 мячей плюс 153 результативные передачи). В сезоне 2019/2020 – капитан казанского «Динамо». Женат, папа двух дочек.

За плечами 35-летнего Игоря Ларионова 19 сезонов, проведенных в элите российского хоккея с мячом, 4 титула чемпиона мира и непререкаемое звание бомбардира (447 мячей в 509 матчах чемпионатов страны). Проведя 8 сезонов в казанских «Ракете» и «Динамо» и завоевав чемпионский титул, воспитанник сыктывкарского бенди поиграл в «Родине» и «Волге», а позапрошлым летом вернулся в столицу Татарстана, чтобы забить за два сезона почти 60 голов и вместе с командой два года подряд войти в число восьми сильнейших клубов Суперлиги.

– Из-за известной ситуации с пандемией вашему виду спорта не повезло самую малость – сезон провести успели, но вот «золотой» матч между московским «Динамо» и «СКА-Нефтяником» сыграть не успели. Тем не менее чемпионат оказался очень интересным – с множеством непредсказуемых результатов. За счет чего?

– Два гранда – Хабаровск и Красноярск – оторвались от преследователей и вели между собой борьбу за победу в «регулярке». Рядом с ними можно поставить «Динамо», которое в полуфинале буквально «вынесло» в двух матчах победителя первого этапа – «Енисей», а вот все остальные 11 команд Суперлиги по уровню примерно равны и поэтому постоянно «отщипывали» очки друг у друга. Ульяновская «Волга» набрала вдвое больше очков, чем год назад, и победила московское «Динамо». Мы нанесли единственное в первенстве поражение чемпиону трех последних лет «СКА-Нефтянику», и таких результатов было предостаточно. Поверьте, хотя мы, например, и выиграли почти у всех не попавших в плей-офф команд и взяли, как говорится, «свои очки», ни одного проходного матча для нас не было, выкладываться приходилось в игре с каждым соперником, да еще учитывая, какая волна травм и болезней накрыла «Динамо-Казань» с начала сезона. Так что пятое место, завоеванное на первом этапе, несомненно, достижение, и далось оно, как говорится, потом и кровью. Не осталось сейчас ни одного аутсайдера, с которыми раньше «влегкую» разбирались, – и не попавшие в кубковую восьмерку «Старт», «Строитель», «Волга» до последнего вели борьбу.

 – Летом 2018 ты вернулся в команду, которую возглавлял Сергей Фирсов, но перед самым началом чемпионата его сменил Ильяс Хандаев. Эти перестановки на тренерском мостике на тебя никак не повлияли: 29 мячей и 7 передач в 26 играх прошлого сезона, 30 голов (плюс те же 7 пасов) в 27 матчах нынешнего, да еще капитанские функции – удивительная стабильность как признак высокого класса. И все же какой из двух сезонов дался тебе легче?

 – Все сезоны трудные, легких не бывает. Поэтому сложно сравнивать. Единственное, в минувшем не было таких болячек, раньше не было и психологических проблем, которые в прошлом чемпионате возникли у меня после инцидента в матче против московских одноклубников и последующей дисквалификации. В этом году все прошло для меня спокойно, я не нервничал и планомерно готовился к каждой игре.

– Заглянем в твое детство. Когда ты родился, с сыктывкарским «Строителем» работал великий тренер Владимир Янко…

 – По малости лет я его, конечно, не запомнил, но вот мой отец, выступавший за команду около 10 лет, под руководством Янко поиграл, а я уже совместно поработал с Владимиром Владимировичем в казанском «Динамо».

– В столице Коми у мальчишек, наверное, русскому хоккею альтернативы не было?

 – Естественно. Мы, пацаны, все свободное время проводили на улице, на стадионе. Тем более что в хоккей с мячом меня привел отец. Атмосфера в городе была соответствующая, матчи «Строителя» были центральным событием спортивной и культурной жизни. Можно сказать, ноги сами шли на стадион – по длинному спуску улицы Коммунистической можно было скатиться прямо к кассам ледовой арены.

– Если сравнить города, в которых ты поиграл, где была самая хоккейная аура?

 – Ажиотаж вокруг бенди был везде, но особо запомнился Киров. И особенно мой первый сезон за «Родину» (2012/2013. – Ред.) Вот там атмосфера была сумасшедшая – весь город, без преувеличения, болел хоккеем. Стадион был полон постоянно. Потом посещаемость немного пошла на спад, а вот в Ульяновске все было наоборот. Там я тоже провел три сезона – с 2015 года, и в сезон 2017/2018 поддержка болельщиков и количество их на трибунах «Волга-Спорт-Арены» были максимальными.

– Ты с 17 лет в «Строителе», потом с 20 лет начинаешь штамповать голы в Казани. За «Ракету» и «Динамо» за 8 сезонов забиваешь 194 мяча в 224 играх, плюс еще 53 передачи: больше балла за результативность за игру – гроссмейстерская норма. И при этом эту, извини, «машину по забиванию голов» обходят вниманием тренеры юниорских и молодежных сборных, и ты попадаешь сразу в первую команду уже в зрелом по меркам спорта возрасте. Как так случилось?

 – Наверное, вопрос не ко мне, а к тренерам. Получилось так, что во взрослую сборную России я попал уже не совсем молодым, в 25 лет, к Сергею Ивановичу Фирсову, и первый для себя чемпионат мира в Москве провел в 2010 году.

– Вы тогда проиграли в драматичнейшем финале шведам…

– Да, за счет «золотого» гола Моссберга. Но через год, в 2011-м, в ставшей для меня родной Казани, под руководством того же Фирсова, победили в финале финнов, и я завоевал свой первый титул. Тот год выдался великолепным – вместе с «Динамо-Казанью» мы стали победителями и Кубка мира, и чемпионата России.

– Большую часть своей почти 20-летней карьеры ты провел в клубах-середняках – «Динамо-Казань» сейчас тоже, при всем уважении, не топ-команда. А не было у тебя желания поиграть в составе клуба, реально претендующего на титул – «Енисея», «СКА-Нефтяника», «Байкала-Энергии»?

– Предложения были. И желание тоже было, да и сейчас оно есть. Но так получалось, что на тот момент я принимал предложения из близлежащих городов – Кирова, Ульяновска. Возможно, руководство этих клубов было более настойчивым, главные тренеры хорошо согласовывали все моменты трансферов. Плюс моя семья к тому времени осела в Казани, у нас появились на свет две маленькие девочки, и мы с женой Венерой на семейном совете приняли решение далеко от столицы Татарстана не отъезжать. Но любой спортсмен мечтает бороться за медали, за титул, и я в этом плане не исключение.

– В сборной ты стал чемпионом мира под руководством Фирсова, Юрьева и Мяуса. В казанском клубе завоевал титул с Янко. Видные, маститые специалисты. Их можно как-то сравнить?

 – Не бывает двух одинаковых тренеров. У всех свое видение игры, свой подход к хоккеистам, к команде. Не думаю, что есть смысл их сравнивать. У каждого что-то берешь, набираешься опыта, учишься.

– А позиция на поле у тебя всегда была одной и той же?

 – Практически всегда играл в нападении на одной и той же позиции. Бывало, что меня выдвигали на острие атаки, как в первый сезон в «Ракете», и в сезоне 2011/2012 Янко поставил меня на позицию бортовика (флангового игрока. – Ред.) Тогда я получил травму плеча, и после лечения надо было набирать кондиции, а наши бортовики были травмированы.

– За 20 лет, что ты в большом хоккее, сама игра изменилась?

– Думаю, что хоккей меняется с каждым годом. Раньше игра была более бесшабашная: команда забирала себе мяч, и все мчались на ворота соперника. И счет был более крупный, чем сейчас. Сейчас есть команды, которые «закрываются», их оборону трудно взломать, и многие игры получаются малорезультативными. Хоккей действительно стал другим, появляются новые тактические веяния.

– Это не из Швеции идет?

– Не думаю. Что-то идет от них, что-то они перенимают у нас. Взаимообогащение идеями происходит.

– На процесс изменения игры влияет увеличение числа закрытых площадок?

– Конечно, в большой степени. Выходишь на лед под крышей – одно удовольствие играть. Температура, качество льда, освещение – ничто не мешает. Эх, нам бы в Казани крытую арену. Из-за отсутствия льда постоянно теряем начало чемпионата. Все время находишься на сборах, вдали от дома («Динамо-Казань» в сентябре – октябре ледовую подготовку и первые домашние игры чемпионата проводит в Ульяновске. – Ред.), а это так утомляет. К началу сезона должен быть в оптимальной форме, свежим, полным сил, а ты дома месяц не был. А дети из спортшколы? Неполные 4 месяца – с декабря по март – могут тренироваться и играть на нашем открытом льду, а их сверстники из других городов, где есть катки под крышей, занимаются с августа по апрель.

– Как думаешь, лучше перекрыть арену в Дербышках, где вы тренируетесь и играете, или построить новый стадион под крышей?

– Не принципиально, но лучше все же на «Ракете». Все-таки хоккей с мячом в Казани зародился в Дербышках – здесь первая и вторая команды, детская школа, уже не одно поколение болельщиков. Вот в Красноярске правильно поступили – не стали ничего выдумывать, снесли старый стадион и на этом месте построили новый. В итоге все довольны, капризы погоды не влияют, народ как привык на матчи ходить, так и ходит, только теперь в комфортных условиях. Но если бы строительство началось в Дербышках, мы могли бы сезончик поиграть и на «Трудовых резервах».

– Кого из коллег по амплуа, нападающих, ты бы отметил?

 – Их много, мастеров и прошлого, и настоящего, на игру которых приятно смотреть. Отмечу Сережу Ломанова, Мишу Свешникова, Сергея Обухова, Ваню Максимова как образцов и высокого мастерства, и спортивного долголетия, и преданности хоккею.

– А из вратарей? Кому труднее всего было забить?

– Андреас Бергвалл. Без вариантов. С ним никто не мог соперничать. Ему 45 лет, а он по-прежнему играет, да еще одновременно и тренирует.

– Нужен хоккею с мячом олимпийский статус?

– Конечно. Тогда наш вид спорта выйдет на другой уровень. Глядишь, на высоком уровне станут играть не только Россия, Швеция и еще пара стран, а гораздо большее количество заинтересованных в развитии хоккея участников Олимпийских игр.

– А как относишься к идее открытой лиги (по примеру НХЛ, КХЛ, Единой лиги ВТБ) для российских и шведских клубов, с привлечением лучших команд Финляндии, Норвегии?

 – Такому проекту обеспечен зрительский ажиотаж. Соперничали бы сильнейшие, уровень игры бы вырос, зрелищность поднялась.

– Игорь, в 2021 году ты отпразднуешь 20-летие выступлений в большом хоккее. А когда наступит момент расставания с карьерой игрока, в тренера будешь переквалифицироваться?

– Пока о том, что будет «после», я еще не думал, но попробовать себя в роли тренера было бы интересно.

– В этом сезоне через вашу команду по разным причинам прошло 8-9 молодых хоккеистов, воспитанников «Динамо-Казань-2», выступающего в Высшей лиге. Однако в составе закрепился только защитник Данияр Самигуллин. Почему у остальных не сложилось?

– Опять же все связано с проблемами со льдом, с отсутствием крытой арены. Ребята из второй команды толком на большом льду и не катались – отсюда и их индивидуальные пробелы в мастерстве и неутешительные результаты всей команды. Они, можно сказать, прямо из маленьких коробок для хоккея с шайбой вступили в чемпионат. А когда у наших игроков пошли травмы и они были призваны на подмену, «Динамо-2» осталось без своих лидеров и стало проигрывать. Но все равно эти молодые ребята помогли нам, и не только в играх, но и в тренировочном процессе. Я бы отметил не только Данияра, но и других, например, Хрустова, который прошел с нами весь сезон. Главное, все они старались. Так что если не в этом, то в следующем сезоне, уверен, все у них получится при соответствующей работе.

– У тебя дружная семья, жена Венера поддерживает на каждом матче, нередко вижу и ваших очаровашек дочек.

– Это мои главные болельщики. Если игра, то ради нее Сафина и Дарина даже на свои мероприятия в школе не пойдут, а с мамой на «Ракету». И родители (они живут в Сыктывкаре), когда приезжают к нам в Казань, пытаются подгадать, чтобы «зацепить» матч-другой «Динамо»…

– На подведении итогов выступления «Динамо-Казань» руководство Совета ФСО «Динамо РТ», Федерации хоккея с мячом РТ, Горспорткомитета тебя отметило как лучшего бомбардира, ты получил именные динамовские часы…

 – Приятны не сами награда, приз, подарок, а то, что руководство уделяет внимание, что нас, хотя мы и не добрались до пьедестала, пригласили вместе с женами в красивый ресторан, в уютной обстановке отметили наш труд по ходу всего сезона, сказали теплые слова, пожелали успехов, обещали уделять команде внимание. А медали… медали – это уже вчерашний день, жить нужно днем сегодняшним.

Александр НОРДЕН

На главную
Яндекс.Метрика