А свет летит…

Михаил МЕРКУШИН

Пока на сцене шло действо, зал (включая меня) смеялся, умилялся и много аплодировал. А когда я вышла из театра, мне захотелось плакать – но не горькими, несчастными слезами, а чистыми и жизнеутверждающими. Казалось, как у Кая из «Снежной королевы», вместе с ними выйдет из сердца осколок кривого зеркала, вобравшего в себя все плохое и уродливое, что случилось в жизни.

Все эти эмоции – от просмотра в Казанском театре юного зрителя премьеры – спектакля «Зимняя сказка для взрослых». Пьеса написана актером данного театра народным артистом Республики Татарстан Михаилом МЕРКУШИНЫМ, спектакль поставлен режиссером театра Туфаном ИМАМУТДИНОВЫМ. Жанр определили сами творцы – калейдоскоп картин Валентина Губарева в одном действии, где непритязательный мир самых обычных людей открывается по-новому. Наша беседа с Михаилом Алексеевичем Меркушиным видится мне этаким самотканым многоцветным ковром, в котором тесно переплелись разные темы, дающие более ясное понимание и замысла драматурга, и неординарных находок режиссера, и специфичности времени, и сыгранных характеров.

– Михаил, кому пришла идея создания спектакля на основе картин художника наивного жанра?

– Проект задумал Туфан Имамутдинов. Его заинтересовали картины Валентина Губарева, так и появилась мысль о спектакле. Как идея воплощалась на практике? Туфан Рифович пригласил актеров, которым было предложено выбрать в интернете сюжетные картины Губарева. Все активно включились в процесс.

– И Вы решили написать пьесу?

– Не совсем так. Я увидел в картинах свой родной городок, где прошли мои детство и юность (Меркушин родился и вырос в Заволжье Городецкого района Горьковской области. – Ред.). На полотнах художника все персонажи мне показались знакомыми, узнаваемыми. Я ребятам и Туфану Рифовичу стал рассказывать о них – были у нас свои легендарные личности, свои чудаки, например, Витя Клепиков, человек, как говорят, «немного не в себе», который во время демонстраций выходил на улицу и кричал: «Долой КПСС! Нам не дают курить в школе!» И, заметьте, никто его не арестовывал, просто говорили: «Уберите этого дурака». Его отводили домой, а он мог еще не раз выйти со своими лозунгами. Один городской сумасшедший жил в моем доме. Внешне импозантный, солидный, атлетически сложенный. Во двор выходил в галифе, в сапогах, в рубахе. Он жил со старшей сестрой, которая говорила, что «Вася рехнулся в бронетанковых войсках, но всем желает добра». Его любили, и мамочки охотно оставляли под его присмотром малышей, с которыми он играл, что-то им рассказывал, показывал «свой аэродром». А еще он периодически «звонил» в ООН, докладывая о непорядках. Случилась как-то такая история: в наш двор зашла старушка, у нее пропала коза. Подходит к дяде Васе и спрашивает, не видел ли он животину. Он: «Непорядок! Надо позвонить». Она: «Позвони, милок, может, найдется». Он: «Обязательно позвоню». Бабка ушла, а на следующий день пришла с пирогом – коза, которая три дня не появлялась, нашлась… Когда из меня эти рассказы поперли, Туфан Рифович говорит: «Вот и запиши свои истории». Так и получились сцены, которые сложились в пьесу. Конечно, режиссер по-своему все трактует. Имамутдинов – очень талантливый человек, своеобразный режиссер, в его постановках довольно необычная форма существования на сцене, оригинальная география. Вот и создалась у меня такая пьеса, а у Туфана Рифовича создался вот такой любопытный спектакль.

– Довольны результатом?

– Очень.

– Михаил, у Губарева в картинах, наверное, каждый может найти себя. Вы нашли?

– Творчество Валентина Алексеевича стало для меня стимулом, дальше я пошел по своим дорожкам. Но в начале-то работы рассматривал полотна. Увидел множество картин французского периода, они милы, но мне не родные. Понимаете? А вот, например, мальчишка, летящий над городом… Это точно я! И одет-то был так когда-то!

– А я девочка с косичками, с книгами на фоне серо-желтого поселка…

– Чудные, чудные картины! Но когда тема пошла, я переселился «от Губарева» в свой городок, где персонажи были из моего детства, но с картин Валентина Алексеевича. Вот такая штука… В спектакле сплелись две идеи – моя и режиссера. Туфан Рифович выразил основную тему: в конце XX века исчезла очень важная атмосфера общности людей. Ведь жили одним миром. Это было здорово. Теплые взаимоотношения людей и нашли отражение в спектакле. В 90-е перевернулось все. Конечно, не одномоментно, но очень быстро. Знакомые люди будто поменяли личину. Тихие и незаметные вдруг оказывались хваткими и беспринципными. Откуда-то снизу поднялись «другие» люди, а те, наши любимые, исчезли. И эта пьеса, этот спектакль как воспоминание о том времени, о тех людях.

– В «Зимней сказке для взрослых» очень органично звучит совсем разная музыка – Чайковский, Моцарт, песни русская народная (кстати, исполненная а капелла заслужила зрительское «браво»), французская и Юлия Кима «Черное море»…

– Благодаря Туфану Имамутдинову и Юрию Чаплину, нашему композитору, заслуженному деятелю искусств РТ. По моему замыслу, были еще и частушки, на мой взгляд, очень задорные. И частушки эти должны были исполняться как оперная ария, поставленными голосами, скажем, контральто:

Во французской бывшей школе
Я торгую алкоголем.
И теперь, когда нажрусь,
По-французски матерюсь.

Как закрыли наш завод,
Стали жить без забот.
Без забот, ядрена матерь,
Все пошли с сумой на паперть.

И так далее. Наверное, показалось – вульгарно… Но у нас в городке пели…

– Откуда в пьесе взялась французская школа? Почему французская?

– Из моего детства. Правда, та была с изучением немецкого языка. И она так же, как в пьесе, была закрыта. Сначала якобы на реконструкцию, но потом вообще «отжали» – в 90-е там торговали алкоголем, стриптиз-бар организовали, ну и прочее. Кстати, время поставило все на место, и сейчас в этом здании – один из факультетов Нижегородского государственного технического университета. А вот у учительницы французского языка из пьесы есть прототип – всеобщая любимица, красавица – преподавательница испанского языка, сама похожая на испанку. Из всех школ пацаны, договорившись с вахтером, пробирались к ней на урок, подслушивали под дверью, записывали. Истово учили язык, кричали на испанском: «Родина или смерть!» – лозунг кубинских борцов за свободу. Все были в нее влюблены. Шиком было сказать ей при встрече на улице что-нибудь на испанском. И она отвечала – счастье! А затем… она оказалась не у дел. Не смогла найти работу по профессии. Устроилась дворником, а потом и бомжевать стала, спилась. Вот ее история и легла в основу одного из сюжетов пьесы.

– Мы с Вами много говорим о грустном, а ведь на сцене – настоящая жизнь, наполненная юмором, веселыми бытовыми мелочами, трогательными ситуациями. Очень тонко показаны человеческие отношения, например, в сцене встречи Авроры Шайхелисмановны (артистка Радуга (Гульнара) Мухтарова) и Альфреда Никифоровича (заслуженный артист РТ Дмитрий Язов) или в семейных «разборках» Дыркина (новоявленного Криворукова – заслуженный артист РТ Алексей Зильбер) и его жены Риты (артистка Елена Синицына), всеобъемлющая тихая любовь Изи (заслуженный артист РТ Вячеслав Казанцев) и Леси (заслуженная артистка РТ Елена Калаганова), умение воплотить сокровенную мечту близкого человека в жизнь просто, без пафоса, как это произошло в паре дяди Вани (артист Александр Яндаев) и тети Мани (народная артистка РТ Елена Ненашева)… Думаю, все без исключения сцены-картины ненавязчиво говорят о добре, самопожертвовании, взаимопонимании – о жизни такой, какой она должна быть.

– Я рад, что спектакль вселяет оптимизм, дарит старшему поколению воспоминания, возможность испытать вновь, казалось бы, утерянные чувства. А ведь и молодежь воспринимает и принимает постановку – удивительно и волнительно. Они, молодые, нас слышат, и это здорово!

– Пьеса заканчивается репликой от автора – городок затоплен при строительстве водохранилища.

– Конечно, это символ. Время все смывает… Этот финал… Понимаете, вот звезда сгорает, а свет ее еще летит… Тепло еще греет… Мне очень близки слова моего героя Израиля Борисовича Шмуклермана: «Все вернется на круги своя. Все уже было и все еще будет». Но – ушло то время, и больше точно такого не будет. Мне хотелось передать сегодняшнему зрителю отсвет радости, искренности, любви, в которых мы тогда существовали.

– Вам удалось, несомненно!

Светлана СНЕГИРЕВА

На главную
Яндекс.Метрика