Любопытно, что из этого выйдет

Левша-Пацан, музыкант, саунд-продюсер, путешественник, играет в жанрах дабреггидансхолл, привнося в них волжскую самобытность. На счету артиста семь альбомов, каждый из которых самобытен, эклектичен и не похож на остальные.

В прошлом году Левша-Пацан затеял фантастический проект – запись совместного альбома группы «Аквариум» и основателя музыки регги – 84-летнего Ли Перри. В альбоме старые песни Бориса Гребенщикова, записанные в этом жанре, обретут новую жизнь.

– Как Вам пришла идея записать регги-альбом группы «Аквариум» вместе с родоначальником регги Ли Перри? Как он и Борис Гребенщиков отреагировали на Ваше предложение?

–Я давно совмещаю экстремальные путешествия и звукозапись. Записывал музыку в Индии, на Балканах, в Калмыкии, Чечне и Азербайджане. Не говоря уже о нашей матушке Волге, по которой я только и делаю, что плаваю вперед-назад. Записанные материалы становятся частью моих песен – где-то музыка, где-то голос, а где-то звуки природы или звук поезда, например. В 2017 году мы с сотоварищами придерживались концепции использования только звуков, записанных нами. На это у меня есть отличный рекордер «Таскам». И мы его с собой таскаем. А последняя затея пришла из желания поехать на Ямайку, сделать что-то для «Аквариума» и записать Ли Перри, пока это возможно. Стороны поначалу не очень верили в мою затею. Борис не представлял, что такое возможно. А Ли Перри не верил, что я соберу нужную сумму. Наверное, он просто не представлял, сколько хороших людей живет в России.

– Какой период в творчестве БГ и Ли Перри особенно выделяете?

– У «Аквариума» каждый период по-своему хорош. Но если уж выбирать, то в 90-х годах у группы не было ни одной песни в стиле регги, зато в 80-х и 2000-х годах их вышло немало. Поэтому, раз я сейчас работаю над даб-пластинкой, альбомы того времени мне ближе. Особенно хочется отметить роль Бориса Рубекина в музыке «Аквариума» XXI века. Возможно, это было светлейшее время в жизни коллектива. У Ли Перри я смакую старые альбомы до сожжения студии «Черный Ковчег», а также период ска.

– Какую роль в Вашей жизни играет регги? В чем для Вас заключаются сила и значение этой музыки?
– Это может прозвучать странно, но регги для меня просто форма. Форма World Music. Причем самая популярная в мире. Только не в нашей стране. Я обожаю регги и дансхолл. Но никогда не пытался быть растаманом, хоть некоторые растафарианские идеи мне и близки. Однако от чего я точно далек, так это от восприятия растафарианства через призму черного национализма, как это делают некоторые ямайцы. Не хотелось бы заковывать себя в кандалы какой-либо национальной политики. Мои корни здесь, на Волге. А почему я так тащусь от вибрации регги, вряд ли смогу объяснить. Это на интуитивном уровне.

– Было бы интересно узнать о Ваших сольных альбомах. Каким из них больше всего гордитесь?

– Гордиться особо нечем. Всего семь альбомов. Не то, что у БГ или Ли Перри. Шучу, конечно. Дело вовсе не в количестве. Но одно могу сказать точно: каждый мой альбом не похож на предыдущий. Хотя не советовал бы следовать моему примеру. Разнообразие и непредсказуемость не слишком востребованы широкой аудиторией.

Расскажите о «Земляничном ашраме».

– Мне он очень нравится. Хотя не всем близко сочетание таких полубожественных баек и сумасшедшей плясовой динамики. Как записывался альбом? Это был 2012 год. Мы уже «научились» делать дансхолл. Я странствовал по Индии полгода, и в моем мире Харрисон и риддимы, Волга и Ганг, ситар и баян, гандхарвы и федоровские пацаны – все смешалось в одно. Можно назвать это озарением. Есть точка зрения, что там всего слишком много. Возможно. Но я делал так, как диктовали гандхарвы. А их музыка не всегда понятна всем и каждому. Так же, например, как индийская классическая музыка.
– Какое путешествие для Вас самое запоминающееся и духоподъемное?
– Запоминающееся – неделя на надувной лодке от Самарской до Саратовской ГЭС. С мешком нута. А духоподъемное – то, в котором я сейчас.

– Как относитесь к российским регги исполнителям?
– Считаю, что в России есть немало исполнителей регги, играющих со вкусом. Таких, например, как «ВПР», «Каникулы Бонифация», «Дабац», «Юстас Алексу», «Деревно Жизни», «Комитет охраны тепла» (правда, в последнее время картина мира «К.О.Т.» мне не близка). Герберт Моралес – давний кореш нашей группы «Два Льва».Нельзя не упомянуть и замечательного певца Yothman, которого я в первый раз услышал на прошлогоднем конкурсе (лучший регги альбом), организованном музыкальным медиа Daily Vibes (первое место на данном конкурсе занял совместный альбом Левши-Пацана и группы «Два Льва» под названием «Чай со Львом» (2019). – Ред.). Однако первыми в советском регги были, безусловно, Александр Барыкин, Борис Гребенщиков и Майк Науменко.

– Какие песни предположительно войдут в альбом «Аквариум In Dub»?
– В альбоме будет не менее восьми песен. Почти все они из 80-х и не были записаны в студии. Названия пока держим в секрете.

– Есть мнение, что некоторые песни БГ пророческие. Как Вы к этому относитесь?

– Любая фраза Бориса – пророческая. Причем не только в песнях. В этом я успел убедиться в ходе нашего недолгого общения. Другой вопрос – на каком из уровней мы понимаем ту или иную фразу. Но сила его слова с годами не скудеет и не менее полна, чем в 80-е.

Фарид ДИБАЕВ

Борис ГРЕБЕНЩИКОВ:

Любопытно, что из этого выйдет. Сделать что-то вместе с Ли Перри мне давно интересно, разговоры об этом ведутся уже лет десять, и тут Левша героически соединил вместе все провода.



Фотографии из личного архива интервьюируемого

На главную
Яндекс.Метрика