Николай ТУГАНОВ: с объективом по жизни

70 лет отмечает Николай ТУГАНОВ, известный челнинский фотожурналист, член Союза фотохудожников России, заслуженный работник культуры РТ, создатель впечатляющей фотолетописи к 100-летию республики.

Тысячи снимков, рассеянных по страницам газет, журналов, книг, украсивших выставочные пространства, хранимых в семейных фотоальбомах, на электронных носителях, запечатлели дорогие нашим сердцам неповторимые мгновения Большой Истории. Но не только события и лица, схваченные объективом большого мастера, притягивают нас к этим снимкам. В них обрели вечную жизнь наши детство и юность, наполняющие гордостью дела, опыт преклонных лет. Еще в них видна жизнелюбивая мудрость художника, его тонкий лиризм и нерастраченная до седых волос детская способность удивляться.

Нам, журналистам, пишущим статьи, даже мечтать не приходится о такой популярности, какой окружен наш товарищ, коллега и общий любимец Николай Туганов. К нам, любителям задавать вопросы, отношение подчеркнуто сдержанное. Но всюду, где появляется Николай Петрович, немедленно расцветают улыбки и прием ему оказывают самый теплый и внимательный. Способствует этому не только живущая в каждом из окружающих людей надежда увидеть собственный портрет, выполненный известным фотохудожником. Есть у нашего героя одно располагающее качество. Николай Петрович – живая энциклопедия анекдотов, что называется, всех времен и народов. Этими краткими произведениями смешного жанра он может сыпать часами, не всегда, правда, разборчиво. Но и это обстоятельство в глазах известной части аудитории только добавляет ему шарма. А главное в том, что анекдоты «от Туганова» – лишь инструмент из арсенала бывалого журналиста. Самый зажатый мизантроп непринужденно раскрывается перед камерой веселого балагура.

Жизнь Туганова – идеальная иллюстрация известной истины: дабы преуспеть, надо избрать раз и навсегда именно то дело, которое лучше всего получается, легче всего тебе дается и всегда приносит удовольствие. Но – внимание! – при этом следует стараться изо всех сил. Именно так и поступает Николай Петрович. Эх, нам бы так, непоследовательным. Как же товарищу нашему удалось правильно выстроить судьбу? И сколько в этом предопределенности и его собственного выбора?

Он родился 16 марта 1950 года в селе Малое Шемякино Тетюшского района в семье педагогов. Родители учительствовали в разных районах. А будущий фотохудожник и журналист тем временем учился в школе, пока, будучи семиклассником, не записался в фотокружок. Дело было в селе Марьино Апастовского района. Сдружился он с первым своим «фотиком» за 14 рублей, выпрошенных у мамы, – это же как первая любовь. С той поры увлечение не оставляло его, хотя поначалу и не казалось делом всей жизни. И он пошел было по стопам родителей – окончил Тетюшское педучилище. Но и во время учебы, и потом, в период работы военруком в школе №1 поселка Джалиль Сармановского района, не оставлял привычки смотреть на мир сквозь объектив фотокамеры. Увы, сперли один славный аппарат сослуживцы в армии, хлопоча, видимо, о дембельских альбомах. Потом были другие камеры и прочее оборудование, подороже, побогаче возможностями.

 В столице нефтяного края – Альметьевске, где он трудился старшим инженером отдела технической информации в структуре «Татнефтестроя», фотография стала уже его профессиональным занятием, помогала фиксировать передовой опыт строителей и организовывать выставки. А тем временем он заочно учился на отделении журналистики тогдашнего историко-филологического факультета Казанского госуниверситета. Поступить помогли фотоработы, опубликованные к тому времени в разных районных газетах. Это началось еще в поселке Джалиль. Каждое лето он устраивался фотокором в редакцию альметьевской районной газеты. В это время постепенно вошел во вкус журналистики. А вообще, по молодости был человеком активным и разносторонним: писал статьи, стихи, музыку, на сцене выступал, вел конферанс и, конечно, снимал, снимал. Тогда одна умная журналистка подсказала: чтобы чего-то достичь, нужно сделать выбор и бить в одну точку. Вот он – момент истины! Нужный человек встретился на пути! Задумался тут наш универсальный энтузиаст, прислушался к сердцу и выбрал-таки верную стезю на всю оставшуюся жизнь – фотожурналистику. И сразу полегчало!

В 1976 году, когда он оказался в гуще самого громкого события в тогдашней жизни страны – на Всесоюзной ударной комсомольской стройке в Набережных Челнах, это был уже сложившийся мастер. Тогда районная газета «Знамя коммунизма» разделилась на одноименную городскую и газету Тукаевского района «Светлый путь» («Якты юл»). Вакансия оказалась в «Знаменке». Туда и попал он по конкурсу. И тут, как говорится, такое началось! Перекрытие Камы, строительство Нижнекамской ГЭС, возведение КАМАЗа, рост этажей нового города. Только успевай поворачиваться! Каждый снимок становился историческим. А снимками он обеспечивал не только родное издание, но и республиканские газеты и журналы. Уже в 1979 году читатели «Комсомольца Татарии» признали его лучшим фотожурналистом. А дальше авторитет только рос.

Это выразилось также в том, что Николай Петрович руководил городским фотоклубом «Челны», где воспитал множество учеников и последователей. Были и трагические страницы. Один из его учеников, Владимир Сысоев, выросший из любителя в профессионала и рекомендованный Тугановым на службу в газету «Рабочий КАМАЗа», в 1991 году погиб. И учителю предложили продолжить дело ученика. Что он и сделал, проработав в этой газете 11 лет. Но рынок СМИ очень подвижен, и это заставляет профессионала всегда держать форму и быть готовым к любому новому опыту. Последние годы его штатной работы связаны были с компанией «Камгэсэнергострой», где он наполнял снимками две газеты: «Камские зори» и «Тан йолдызы». Теперь он на заслуженном отдыхе и ведет образ жизни свободного художника, то есть по-современному – фрилансера.

– В начале моего профессионального пути, – говорит Мастер, – полиграфическое оборудование оставляло желать лучшего. Снимки теряли на страницах газет половину своей выразительности. И технология не позволяла отражать события оперативно. Теперь с этим все замечательно. К тому же стала доступна хорошая аппаратура. И все же с грустью вспоминаешь, как по ночам приходилось проявлять пленки, печатать фотографии. Во всем, в каждой мелочи требовалось искусство. Теперь фотодело стало технически доступней, но уходит творческое начало, рассеивается профессиональное товарищество. Надеюсь, это болезнь роста и на ниве фотожурналистики мы еще увидим много ярких новых талантов.

Евгений КОБЛЕВ

Уважаемый Николай Петрович!

Коллектив журнала «Республика. ХХI век» поздравляет Вас с юбилеем! Мы ценим наше сотрудничество и надеемся на его плодотворное продолжение. Счастья, здоровья, новых творческих достижений!

На главную
Яндекс.Метрика