БЬЕТ – ЗНАЧИТ, ЛЮБИТ?

Из-за коронавируса 2,6 млрд человек по всему миру оказались в режиме самоизоляции. В связи с этим обострилась проблема домашнего насилия, так как жертвы буквально находятся взаперти с агрессорами. Об этом феномене мы решили поговорить с доцентом кафедры конфликтологии Казанского федерального университета Андреем ИВАНОВЫМ.

– Андрей Валерьевич, в чем опасность агрессии в режиме самоизоляции?

– Особая травматичность домашнего насилия состоит в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких, родственных отношениях, которые воспринимаются как безопасные. К сожалению, в некоторых семьях жестокое обращение становится нормой взаимоотношений. Это может продолжаться многие годы, когда жертвы мирятся с этим явлением по разным причинам: из страха мести обидчика или неверия в помощь со стороны правоохранительных органов. Зачастую претензии предъявляются самой жертве: дескать, довела – сама виновата. Нередко такое обесценивание происходит как со стороны посторонних людей, так и родственников (бьет – значит, любит). Кроме того, часто и сами жертвы оправдывают агрессора. Ситуации домашнего насилия очень часто носят скрытый характер для окружающих и о них вспоминают тогда, когда уже произошли тяжкие последствия для жертвы – увечье или смерть.

В режиме самоизоляции хронический характер жестокого обращения в семье усугубляется длительностью нахождения в замкнутом пространстве, когда жертве некуда бежать.

– Вы говорите о том, что жертвы могут оправдывать агрессора. Пресловутый «стокгольмский синдром»?

– Верно. Подобная эмоциональная зависимость жертвы от агрессора, получившая название «стокгольмский синдром», оказывается существенным барьером для предотвращения домашнего насилия. И если ребенок вырос в семье, где царят такие законы, он, становясь взрослым, потенциально строит такие же отношения в своей семье.

– Есть такие поговорки: «Бьет – значит, любит» и множество других двусмысленных выражений. Значит ли это, что агрессия носит длительный и повседневный характер и подобные выражения являются элементом патриархальной культуры?

– С древнего мира насилие применялось для устрашения врагов, в религиозных ритуалах, в обучении и воспитании. Многие культуры не только терпимо относились к насилию, но и поддерживали его, применяя различные инструменты агрессии. Сюда можно отнести такие формы физической жестокости, имеющие глубокое символическое значение, как убийства новорожденных, жертвоприношения девственниц, шрамирование, бинтование ног женщин в Китае, сожжение вдов на погребальном костре мужа в Индии и многое другое. При этом в патриархальном обществе мужчина и женщина существуют как жесткая оппозиция, которая становится основой для других оппозиций, как, например, власть – подчинение, сила – слабость, разум – тело, культура – природа. Женщина в этом случае всегда опекаема: вначале – отцом, потом – мужем, далее – сыном. Так об этом написано, например, в древнеиндийских Законах Ману (II век до н.э.). Такая идеология реализуется посредством различных социальных институтов, и прежде всего в семье.

– Получается, что власть в патриархальном обществе держится на насилии?

– В основном на признании ее большинством. Власть сама по себе осуществляет символическое насилие, навязывая свою иерархию ценностей через аргументацию естественности и незыблемости ее природы, то есть право власти незыблемо и не подлежит сомнению, а значит – признается и право насилия с ее стороны. Также признается право мужчины на насилие, что, разумеется, не значит, что он обязательно будет его осуществлять. При этом современная массовая культура добавляет масла в огонь, гипертрофируя роль физической силы и агрессивности мужчин, слабости женщин и содействуя практикам символического и физического насилия в обществе. Все это пропагандируется в какой-то степени кинематографом, рекламой, массмедиа. Таким образом, современная массовая культура создает еще более изощренные алгоритмы манипулирования сознанием.

– Каким образом можно типологизировать насилие в семье?

– Можно выделить несколько типов насилия. Физическое насилие проявляется в форме побоев, избиений, пыток, убийства. Сексуальное насилие, то есть сексуальный контакт вопреки желанию женщины или мужчины, имеет разные виды – от навязанных сексуальных прикосновений до изнасилований. Скрытое насилие использует психологическое давление. Оно может выражаться в насмешках, способных подорвать веру людей в себя, в оскорблениях, в угрозах физической расправы.

Последователи этолога и зоолога Конрада Лоренца обнаруживают причины насилия в недрах жестокой жизни наших предков, считая, что с самого раннего времени агрессия и насилие были генетически запрограммированы в рамках борьбы за выживание сильнейших. При этом в практиках насилия важнейшая роль отводилась самцу. Согласно этой точке зрения, для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению. Современные мужчины более склонны к физической агрессии вследствие такой эволюции, утверждают сторонники данного биологического подхода.

Чаще всего насилие встречается в тех обществах, где существует жесткая дифференциация гендерных ролей, как, например, в патриархальной семье, о чем мы уже сказали. Там, где взаимоотношения полов более равноправны, насилие встречается реже. Если говорить о современной европейской семье, то здесь в общественной норме уже утвердился более прогрессивный супружеский тип семьи, то есть паритетный брак, где на первый план выступает забота о развитии каждого из супругов и детей как автономных личностей.

Кроме жесткой дифференциации гендерных ролей, какими характеристиками еще обладают семьи, где распространено насилие?

– Это, как правило, кризисный брачный союз, который характеризуется острым противостоянием интересов, потребностей супругов и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. В таком союзе супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Как правило, такие союзы уже находятся на грани распада. Ситуация часто осложняется бессознательным внутриличностным конфликтом одного или обоих супругов.

– Есть решение проблемы?

– Здесь можно посоветовать следующие конфликтологические рекомендации. Во-первых, необходимо пройти через осознание глубинного личностного конфликта, причин, лежащих в его основе, провести работу со своими обидами на партнера. Это достигается через повторения ранних переживаний объектных отношений в безопасной обстановке для формирования гармоничного отношения к партнеру. Главное, нужно добиться изменения элементов информационной модели супружеского конфликта через изменение восприятия супругами информации о самих себе, то есть позитивная переоценка супружеских взаимоотношений. Не всегда пары могут это сделать самостоятельно, тогда на помощь приходят специалисты-конфликтологи.

Марина ГЛЕБОВА

На главную
Яндекс.Метрика