Жамиль БАКАЕВ: «Среднее профобразование снова в тренде»

В октябре исполняется 80 лет системе начального профессионального образования в России, которая была создана в 1940 году во исполнение Указа Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах» и представляла собой сеть ремесленных училищ.
В 1959 году они были реорганизованы в профессионально-технические училища, которые в 2013 году приказали долго жить, став составной частью техникумов и колледжей.

Официально датой рождения начального профтехобразования в нашей стране считается 1940 год, однако рабочих для фабрик и заводов готовили и в царской России. В конце XIX – начале XX века существовало несколько типов ремесленных учебных заведений: школы ремесленных учеников, низшие ремесленные школы, сельские ремесленные учебные мастерские. В 1910 году действовало свыше 1,9 тысячи таких училищ и школ, ремесла в которых осваивали 90,3 тысячи учащихся. Большая часть из них финансировалась за счет пожертвований.

В СССР в 20–30-е годы существовали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), которые в 1940 году реорганизовали в ремесленные училища. В них советские парни и девушки осваивали профессии металлистов, металлургов, нефтяников, рабочих для морского и речного флота, предприятий связи и сельского хозяйства. Срок обучения на базе семилетки составлял от 2 до 3 лет. Все учащиеся находились на государственном обеспечении. В конце 50-х ремесленные училища в свою очередь трансформировались в ПТУ, профессионально-технические училища. Учащиеся обеспечивались льготными проездными билетами на общественный транспорт, форменной одеждой, бесплатным (льготным) питанием и при условии хорошей учебы имели льготы при поступлении в вузы. Как самостоятельные учебные заведения ПТУ просуществовали до 1 сентября 2013 года в связи с соединением системы начального профобразования со средним профобразованием. С тех пор квалифицированных рабочих готовят в техникумах и колледжах.

О том, что представляет собой сегодня среднее профессиональное образование, рассказал Жамиль БАКАЕВ, председатель Совета директоров учебных заведений среднего профессионального образования строительной отрасли РТ, директор Казанского колледжа строительства, архитектуры и городского хозяйства.

– Жамиль Адельзянович, насколько комфортно сосуществуют сегодня под одной крышей начальное и среднее профобразование?

– В настоящее время начального профтехобразования как отдельной образовательной структуры уже нет. Колледжи и техникумы реализуют в своих стенах программы подготовки как специалистов среднего звена, так и квалифицированных рабочих, то есть дают начальное профессиональное образование. Но все же в нашем колледже 97% студентов получают среднее профессиональное образование. Сегодня среднему профобразованию уделяется большое внимание и государством, и общественностью. Безусловно, этому способствует, в первую очередь, необходимость обеспечения экономики страны рабочими кадрами и специалистами среднего звена. Сейчас уже далеко не все горят желанием непременно получить высшее образование, выпускники школ идут к нам, есть конкурс, и сегодня колледжи и техникумы, как сейчас говорят, в тренде.

– Действительно, еще совсем недавно школьники были нацелены на высшее образование. А буквально в последние три-четыре года тенденция изменилась – многие учащиеся уходят из школы после девятого класса. Но к вам, очевидно, приходят как после 9-го, так и после 11-го класса?

– Да, теперь выпускники школ и их родители не боятся идти в колледжи и техникумы. Во многом потому, что уровень материально-технической оснащенности и качество образования в данных образовательных учреждениях сильно возросли, что позволяет выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда и находить работу. По имеющейся у нас информации, по специальности трудоустраиваются порядка 60% выпускников. В Татарстане этот прорыв произошел, прежде всего, благодаря программе Президента РТ Рустама Минниханова по созданию ресурсных центров: во-первых, прекрасно отремонтированы учебные здания, и, во-вторых, что очень важно, мы практически полностью обеспечены всем необходимым для обучения, прежде всего учебным оборудованием. Еще года четыре назад об этом даже не мечтали. Сегодня многие техникумы и колледжи – это в основном ресурсные центры, центры современного образования. Но кроме материальной базы нужны еще и профессиональные педагогические кадры, а по нашим спецпредметам для сферы ЖКХ и строительства мы чувствуем их острый дефицит. По большому счету, целенаправленно их никто не готовит. На мой взгляд, есть необходимость создавать в вузах группы подготовки кадров для ссузов по спецпредметам.

Если говорить о результатах приемной кампании, то в этом году на базе 11 классов у нас сформирована только одна группа из 25 человек. Остальные 300 человек – на базе 9 классов. По нашим обучающимся можно изучать географию не только Татарстана и соседних республик, но и всей страны. Сегодня у нас учатся ребята из Воронежа, Тюмени, Республики Коми, Иркутска, Республики Саха (Якутия) и других регионов.

– Сегодня часто можно услышать, что для получения объективной картины востребованности специалистов той или отрасли учебным заведениям необходимо плотно сотрудничать с действующими предприятиями. Как Вы считаете?

– Я тоже думаю, что работа учебного заведения в тандеме с работодателем дает наилучший результат. Приведу такой пример. Мы единственные в республике выпускаем специалистов для сферы ЖКХ и первыми в 2013 году вошли на этот рынок. Чтобы поставить обучение по новой специальности или профессии на должный уровень, нужно время. И необходимо, чтобы и работодатель почувствовал важность его участия в подготовке кадров, выступал в качестве партнера в данном нелегком и ответственном деле. Сегодня наши партнеры по Казани – это УК «ЖКХ Московского района» и УК «Уютный дом». Мы с ними работаем, хотя, честно признаюсь, не всегда все получается. Наши обу­чающиеся проходят там производственную практику, потом трудоустраиваются. Я думаю, со временем наши совместные усилия дадут очень хороший эффект. А что касается строителей, то мы достаточно долгое время плодотворно сотрудничаем с ООО «Ак таш», ООО «Ремстройсервис» и другими организациями.

– Речь идет только о производственной практике и возможном последующем трудоустройстве или работодатель платит за учебу своего будущего работника?

– В данный момент у нас такого формата обучения и сотрудничества нет. Обучение полностью оплачивает государство, и оно обходится в 50–55 тысяч рублей в год. Сегодня такую форму обучения, о которой Вы спрашиваете, практикуют учебные заведения, сотрудничающие с очень крупными предприятиями-работодателями, такими как ПАО «КАМАЗ», ПАО «Татнефть», ПАО «Казаньоргсинтез» и другие.

– Насколько благотворно сказывается на развитии системы среднего специального образования в республике участие в движении WorldSkills, о существовании которого еще лет 10 назад мы даже не слышали, а в прошлом году провели в Казани чемпионат мира по рабочим профессиям?

– Вообще, я считаю, что любое соревнование стимулирует развитие, тем более когда речь идет о молодежи. Мы принимаем участие в движении WorldSkills с декабря 2012 года. По итогам национального чемпионата по рабочим профессиям 2019 года заняли 8-е место в Российской Федерации. Представители колледжа – участники и призеры чемпионатов мира и Европы.

Итоги национального чемпионата этого года также нас радуют. Никто из обучающихся в нашем колледже, выступивших на соревнованиях, без призовых мест не остался. Завоевали медали всех достоинств. Сборная колледжа – лучшая среди учебных заведений среднего профессионального образования строительного профиля.

Но самое главное, может быть, не это, а то, что мы даем молодым людям возможность проявить себя. Естественно, что в полной мере они могут это сделать только в том случае, если рядом с ними есть профессиональные мастера-эксперты, что, кстати, помогает нашим мастерам производственного обучения, преподавателям тоже подтянуть свой профессиональный уровень. Кроме того, благодаря участию в движении WorldSkills наше учебное заведение оснащено суперсовременными инструментами и оборудованием. Поэтому я могу в любой аудитории сказать, что это дает великолепный положительный эффект. Естественно, движение WorldSkills входит и в учебный процесс через так называемые демонстрационные экзамены, что помогает нам в подготовке хороших, конкурентоспособных специалистов.

На главную
Яндекс.Метрика