Павел Пиковский: «Искусство может быть каким угодно, только не скучным»

Имя российского поэта и музыканта, лидера группы «Хьюго» Павла Пиковского знакомо всем ценителям качественной музыки в нашей стране. О его творчестве с уважением и любовью отзываются аксакалы отечественного рока и авторской песни Сергей Чиграков, Евгений Маргулис, Олег Митяев, Андрей Макаревич, а новые альбомы и концерты неизменно привлекают слушателей разных возрастов.

На счету Пиковского и группы «Хьюго» пять альбомов: «Поэты пишут пешком», «Семь кругов», «Сказки Хьюго», «Сальто-Мортале» и «Впереди Китай».

– Павел, какова судьба готовящегося альбома с Сергеем Чиграковым?

– Пандемия сильно нарушила всеобщие планы, иначе, я думаю, Вы бы уже этот альбом услышали. Но нет худа без добра: мы с моими музыкантами всю пандемию круглосуточно были на связи и в итоге записали «по удаленке» больше 20 песен. И мне нравится, как они звучат. Сейчас продолжаем работать. Как только ситуация позволит, тут же вернемся к работе над альбомом с Чижом (Сергеем Чиграковым. – Ред.).

– Хотелось бы узнать о Ваших совместных концертах с Романом Луговых, Павлом Фахртдиновым и Василием Уриевским. Как и при каких обстоятельствах возникла такая замечательная идея?

– Идея зависала над нами в течение последних двух лет. Мы очень дружим, стараемся поддерживать друг друга, часто пересекаемся на различных мероприятиях, а прошлой осенью встретились на корпоративе у общих друзей и окончательно поняли, что нужно сколотить программу на четверых. Причем хотелось придумать не просто концерт, где все по очереди поют собственные песни (это уже было сделано миллион тысяч раз), а некоторое творческое содружество, транслирующее абсолютную вовлеченность в песни друг друга. Поэтому в той программе, которую сегодня обкатываем, мы постоянно подпеваем, подыгрываем на разных инструментах, подстукиваем, шуршим, звеним и т.д. И самое главное, что это происходит живо, не напряжно, а очень по-человечески. Нам на сцене кайфово взаимодействовать. Мне кажется, это передается взыскательной публике, в числе которой на первых наших концертах были такие люди, как Макс Леонидов, Алексей Кортнев, Вера Полозкова, Евгений Маргулис, Владимир Кристовский, Андрей Макаревич, Олег Митяев, Алексей Иващенко, Инна Желанная, Александр Яцко… Всех не перечислить. И ведь это люди культовые, которые многое повидали, мягко говоря. Так вот, все они в восторге от нас. Были и напутствия, в основном связанные с отработкой музыкальных и сценарных нюансов. Этим напутствиям мы, разумеется, вняли. Как только ограничения ослабят, поедем в большой тур по стране.

– Как Вы относитесь к современному состоянию бардовской песни? Ромарио в интервью сказал, что его смущает некая консервативность ее апологетов (об этом и песня «Барды по бартеру»). Что Вы об этом думаете?

– Я отношусь очень просто: искусство может быть каким угодно, только не скучным. То, что по большей части сегодня предлагает консервативная бардовская прослойка, – удушающе скучно, тривиально и основано на самоповторах. Мы, конечно, не говорим сейчас о таких мэтрах, как Митяев, Городницкий, Иващенко, Киреев и иже с ними. И среди так называемой новой волны авторской и поэтической тоже встречаются удивительные люди. Например, Алексей Вдовин, Дмитрий Вагин, дуэт «Санки» из Уфы, дуэт MEZOZOY (Нижний Новгород / Суздаль), поэт Надежда Князева (Арзамас), Рома Филиппов (Косякино), Илья Оленев (Воронеж), Тимофей Яровиков (Беларусь), Дмитрий Дубров (Украина), проект ГИТАРИН (Украина). Они представлены сегодня очень ярко и широко. И это на миллион голов круче того, что происходит, скажем, в рок-тусовке, где я ничего не могу для себя нового и интересного открыть по той простой причине, что в рок-н-ролле молодежь перестала писать песни. Играют группы отлично, записываются на дорогих студиях, выступают на фестах, а хороших песен нет. Апологеты же, на мой взгляд, ведут себя всегда одинаково: их корежит и ломает, они начинают воевать «за чистоту жанра», но жанр обязательно должен эволюционировать, приобретать новые формы и черты, иначе он попросту загнется. А главное в жанре авторской песни – одно: сохранять бережное отношение к тексту, нести мысль, идею. Все остальное вторично.

– Насколько Вам близка концепция тотального пребывания в настоящем моменте, без оглядки на мысли о прошлом и будущем?

– Брюсов писал, что «только грядущее – область поэта». Я думаю, он лукавил. Прошлого не вернуть, грядущее – видоизменяющееся настоящее. Поэт должен отображать эпоху, составлять ее мозаику, осуществлять слепок. Творчество – это не только культурный код, это возможность говорить с будущими поколениями посредством дня сегодняшнего. Мол, привет, ребята. А вот и мы, живущие за сто лет до вашего появления. Такие же дерзкие в юности, такие же сомневающиеся в зрелости, такие же успокоившиеся в старости. Ну или как-то еще иначе, по-своему. Такие письма радости. Мол, живите с радостью, дорогие люди, родившиеся через сто/триста/пятьсот лет после нас.

– В этом году Борис Гребенщиков выпустил свой перевод «Бхагавад Гиты», над которым работал не одно десятилетие. Интересен ли Вам этот аспект его деятельности? Какие вообще религиозные и философские книги оказали на Вас существенное воздействие?

– Мне интересно все, что так или иначе связано с Борисом Гребенщиковым. Признаюсь, до «Бхагавад Гиты» руки пока не дошли, но в ближайшее время исправлюсь. Что касается религиозных книг, то мне как православному человеку с детства было предложено море духовной литературы из этой сферы. Буквально все от Священного Писания до жития святых. Уверен, что воздействие было оказано. Существенное или нет – не знаю.

– Насколько для Вас были комфортны онлайн-концерты в период самоизоляции?

– Несколько онлайн-квартирников я сыграл с большим удовольствием и слышал много положительных отзывов. Кроме того, это было еще и материальным подспорьем. Но к лету ажиотаж вокруг стриминга закончился, поэтому я взял тайм-аут и сосредоточился исключительно на подготовке новой программы.

– Знаю, Вы любите творчество группы «Аквариум»…

– Я не буду оригинален, если скажу, что лучшая пластинка десятилетия – альбом «Соль». Очень живое высказывание, очень пронзительное. Потрясающий снимок времени, обрамленный в рамку невероятного саунда и аранжемента. К новой пластинке «Знак огня» я пока привыкаю, прислушиваюсь. Но уже могу сказать: это не «Соль», конечно.

– Есть ли какие-то рецепты успешной музыкальной карьеры?

– Есть два рецепта: радоваться и трудиться. Остальное – тлен и фигня.

– Насколько Вас беспокоит общественно-политическая жизнь? Или Вы стараетесь от этих вопросов абстрагироваться?

– Я долгое время горячо высказывался на любые политические темы, но, когда начал понимать, что это становится сильнее меня, что это истощает мою душу, высасывает силы и что, к сожалению, главной целью вбрасываемой в эфир информации является именно это, перестал как-либо реагировать на раздражителей и провокаторов. Несправедливость любая, конечно же, заставляет время от времени принимать какую-либо сторону, но это бывает тогда, когда я, что называется, в теме.

Фарид ДИБАЕВ

Фото из архива Павла Пиковского

На главную
Яндекс.Метрика