Театр – сакральное место, где не стыдно быть чувственным…

Родион САБИРОВ и Ангелина МИГРАНОВА – художественные руководители, продюсеры, режиссеры, сценаристы и актеры молодого и перспективного казанского камерного театра «Театр. Акт».

Партнеры в творческой жизни, Родион и Ангелина также являются мужем и женой. Их знакомство, а далее созидательное соавторство продолжается со студенческих времен – с учебы в Казанском театральном училище. На последнем курсе будущие театралы поняли, что хотят развиваться в сценическом искусстве – открыть собственный уникальный театр.

– Родион Маратович, Ангелина Валерьевна, вы оба – творческие люди. Обычно искусство сопровождается ярким эмоциональным фоном. Как удается быть партнерами и в работе, и в семейной жизни?

– Здесь нет большого секрета. Во время подготовки очередного спектакля, бывает, спорим. Каждый имеет собственное видение, но именно через дискуссии и рождается новое и интересное. В начале творческого пути мы негласно взяли за правило – уважать мнение друг друга. Для нас театр – это способ исследования реальности, познание собственного «Я». Разговоры о постановках не заканчиваются после занавеса, а продолжаются дома и на отдыхе, в компании родных и друзей. Близкие нас понимают и принимают.

– Как начинался «Театр. Акт»? И почему именно камерный?

– В 2011 году проводили обучение студентов на курсе Фарида Бикчантаева, главного режиссера театра им. Г. Камала. Мы ставили с ними спектакль «Оглянись во гневе» по пьесе Джона Осборна. Репетиции проходили в специально оборудованной аудитории №301 со сценическим освещением и атмосферной обстановкой. В кругу театралов ее знают как кабинет Марселя Салимжанова – одного из выдающихся театральных деятелей Татарстана.

По завершении репетиций необходимо было «перенести» спектакль на малую сцену для показа. Но со сменой помещения из постановки ушло главное – атмосфера. Решили играть пьесу все же в аудитории №301. Количество зрителей сократилось со 160 до 40. На премьере присутствующих рассадили по площадке, где происходило действие. Студенты играли среди зрителей, обращались к ним, двигались рядом. Тогда мы и влюбились в камерный театр и не захотели с ним расставаться. Формат сам выбрал нас. 1 апреля 2012 года состоялось открытие театра «Театр. Акт», тогда еще в помещении на улице Баумана.

– Зрители сразу шли на спектакли?

– Постепенно число посетителей росло. Каждый зритель хочет получить от посещения театра удовольствие – моральное и эстетическое. Понятно, что многие приходят отдохнуть, но, только развлекаясь, люди выходят из зала с ощущением, что чего-то не получили. Мы уверены, что зритель на спектакле должен работать – думать, не соглашаться, переживать, ненавидеть, все что угодно… В наш театр приходят за тем, чтобы что-то почувствовать, узнать, задуматься…

– Что-то необычное происходит с присутствующими во время постановок?

– К примеру, в спектакле «Летние осы кусают нас даже в ноябре» (автор – И. Вырыпаев) сажаем зрителей на деревянные табуретки вместе с актерами. В ходе «Солнечной линии» (автор – И. Вырыпаев) присутствующие в зале располагаются на железных сферах на песке. Театральное действие всех наших спектаклей предлагает гостям роль соучастников и создателей спектакля, а не сторонних наблюдателей и оценщиков. В постановках принимают участие не более четырех актеров. Зрители, которые однажды пришли и насладились процессом сотворения, возвращаются в театр снова и снова…

– Сложно сегодня существовать частному театру?

– Мы не дотационный театр, в таких условиях выживать сложно, но возможно. Первостепенные задачи «Театр. Акт» – донести идею спектакля до зрителя с помощью художественных средств, выгода второстепенна. Стремление заработать грозит потерей духовной тонкости, идеи и предназначения, ради которых и создавался театр. Сейчас время быстрого результата, что оказывает огромное влияние на повседневную реальность. Театр – одно из сакральных мест, где не стыдно быть чувственным, открытым, ранимым, это очень необходимо многим в наше время.

– У театра есть помощники?

– Да, конечно. Без отзывчивых покровителей театр, скорее всего, пришлось бы закрыть. Такие ситуации возникали несколько раз. Но словно нас слышали высшие силы – приходила помощь. В 2015 году, когда мы в очередной раз попали в сложное финансовое положение, в одном из известных в Татарстане интернет-изданий вышла статья о том, что камерный театр «Театр. Акт» остался без крыши над головой. Материал прочитал Альмир Михеев – депутат Госсовета РТ, предприниматель. Оказалось, что он накануне присутствовал на спектакле «Летние осы кусают нас даже в ноябре» и ему очень понравилась наша работа. Безвозмездно А. Михеев предоставил нам помещение площадью 400 кв. м сроком на 10 лет. Мы очень благодарны ему за помощь! Несколько лет репетируем и ставим спектакли в этом замечательном месте.

– В профессиональной театральной среде ваши работы отмечают?

– Да. Необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться. Принимаем активное участие в международных и всероссийских театральных фестивалях. В 2018 и 2019 годах входили в лонг-лист российской национальной премии «Золотая маска». Со спектаклем «Иллюзии» приняли участие в IV Международном театральном фестивале «Толстой» в Ясной Поляне. С постановкой «Копеподы. Путь. Исследования» участвовали в I Международном театральном фестивале нового театра NONAME-2019 в Центре им. Мейерхольда в Москве. За восемь лет существования «Театр. Акт» принял участие в 25 различных театральных фестивалях.

– Ваши ближайшие планы.

– Жить! Жить насыщенной, интересной жизнью! Созидать, творить… Радовать нашего любимого зрителя новыми интересными постановками.

Юлианна ОСИПОВА

На главную
Яндекс.Метрика