Энергосбережение как государственная задача

О деятельности Центра энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров РТ, поставленных задачах и методах их решения рассказывает его директор Марат АХМЕРОВ.

Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете Министров РТ был создан постановлением Кабинета Министров РТ от 19 февраля 1997 года в целях координации работ по аналитическому, правовому, экономическому и научно-производственному обеспечению политики энерго­сбережения.

Постановка задачи

Долгое время наша страна жила в условиях низких цен на энергоносители. Даже для предприятий, в себестоимости продукции которых затраты на энергоресурсы составляли 10 и более процентов, энерготарифы не имели критического значения. Однако настал момент понимания, что время низких цен заканчивается и в перспективе придется жить в условиях роста тарифов. А значит, энергосбережение из «дежурной» задачи превратилось в актуальную.

Перед нашим Центром была поставлена задача – аналитическое и методическое обеспечение политики энергосбережения, сопровождение процесса принятия управленческих решений в республике по вопросам повышения энергоэффективности. Создавался Центр как экспертная организация под задачи Республиканской энергетической комиссии.

На тот момент, когда данный процесс в республике стартовал, уже существовал соответствующий федеральный закон, но он носил рамочный характер и в его формулировках было слишком мало конкретики. Поэтому юридическую основу всех мероприятий, проходящих в этой сфере в РТ, помимо федерального закона составили Закон РТ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Татарстан» и республиканская целевая программа «Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000–2005 годы». В те годы Татарстан стал одним из немногих регионов, где задаче энергосбережения был придан очень высокий статус. Кстати сказать, именно в Татарстане, впервые в России, для решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности был применен програм­мно-целевой метод, который впоследствии успешно тиражировался в стране. Республиканский промышленный комплекс энергоемок, и было общее понимание, что если не работать над вопросами энергоэффективности, то наши предприятия начнут терять конкурентоспособность. Поэтому основной упор был сделан на реальный сектор экономики – промышленность и жилищно-коммунальный сектор. Должен сказать, что другие регионы страны стартовали несколько позже – после принятия в 2009 году уже достаточно жесткого Федерального закона 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…».

Федеральный закон задал новые целевые установки

Как я уже сказал, первая рес-
публиканская программа энерго­сбережения была нацелена пре-
имущественно на реальный сектор экономики, так как именно там находятся основные потребители энергоресурсов и, соответственно, именно там сосредоточен основной потенциал энергосбережения. Федеральный закон 261-ФЗ с момента его принятия многократно и очень существенно трансформировался, и в настоящее время он задает иную канву общего развития. Государство посчитало, что стандарты энергоэффективности промышленных предприятий – внутрикорпоративное дело, и законодатели приняли решение значительно ограничить государственное регулирование процессов энергосбережения в реальном секторе экономики. В 261-ФЗ главным содержанием стало установление требований к энергосбережению в бюджетной сфере.

Естественно, и нам пришлось, не отказываясь полностью от работы с промышленными предприятиями, переключиться на задачи повышения энергоэффективности бюджетной сферы.

Это некоторая предыстория вопроса. В те годы, когда Центр только начинал свою деятельность, большое внимание уделялось энерго­аудиту. Процедура была обязательной и весьма продуктивной, по ее результатам предприятия получали не только обязательный официальный документ, так называемый энергетический паспорт, но и обоснованный перечень мероприятий, реализация которых помогала существенно понизить долю платы за энергоносители в себестоимости продукции. Обязательность энергообследования создала новый рынок услуг, на который пришло значительное количество неподготовленных организаций, и, как следствие, качество энергоаудита упало. Впрочем, это уже в прошлом, согласно 261-ФЗ процедура перестала быть обязательной.

Смена целевой установки с реального сектора на бюджетные организации породила новый инструмент, развитие которого стало важным направлением деятельности Центра. Я имею в виду энергосервисные контракты. Их идея и общая схема логичны и просты. Есть бюджетная организация, желающая снизить свои энергозатраты, с одной стороны, и инвестор, готовый вложить свои средства в модернизацию энергопотребляющего оборудования этой организации, с другой стороны. Между ними заключается контракт, согласно которому инвестор за счет своих средств реализует энергосберегающие мероприятия, а затем в течение ряда лет бюджетная организация возмещает затраты инвестора из средств фактически полученной экономии. 261-ФЗ ограничивает срок действия таких контрактов в бюджетной сфере десятью годами. На сегодня в РТ имеются действующие семилетние контракты.

Энергосервисные контракты – важный индикатор, по которому федеральный центр определяет эффективность работы регионов в области энергосбережения. Статус инструмента довольно высок, но в республике не стали наращивать темп их заключения ради рейтингов. В Татарстане в приоритете прагматичный подход, желание повнимательнее проанализировать все за и против, изучить опыт соседних регионов.

Первые шаги по внедрению новой формы работы были предприняты еще в 2013 году. Наш Центр предметно изучал юридические и экономические аспекты энергосервисных контрактов и возможные подводные камни, которые в процессе реализации контракта могут нарушить баланс интересов инвестора и бюджетной организации. После этой серьезной подготовительной работы Центр разработал пакет типовой конкурсной документации для заключения энергосервисного контракта, и процесс пошел, не так быстро, как в других регионах, но более надежно. Мы видели, как у соседей с ростом количества контрактов растет и количество судебных процессов, через которые инвестор и государственная или муниципальная организация пытаются решить возникшие проблемы взаимоотношений. Нашей задачей было избежать подобного развития событий.

Большая подготовительная работа дала количественный всплеск в 2018 году. За год было заключено 36 контрактов, а всего с 2013 по 2020 год их количество в бюджетной сфере достигло 77. Много это или мало? Есть регионы РФ, в которых счет идет на сотни, но для корректности сравнения необходимо понимать, что работа по энергосбережению в республике началась еще в конце 1990-х годов. Серьезные бюджетные средства вкладывались в мероприятия по внедрению энергосберегающего оборудования: в котельных устанавливались котлы с высоким КПД, в зданиях – автоматизированные индивидуальные теплопункты с погодным регулированием и др. И, по сути, все простые средства, дающие быстрый эффект, в Татарстане уже исчерпаны. Сегодня выбрать объект для заключения энергосервисного контракта с гарантией получения прибыли за разумный срок весьма непросто.

Непросто, но возможно. Достаточно интересная сфера инвестиций – модернизация систем освещения. Замена морально устаревших светильников на современные светодиодные может дать хороший финансовый эффект при освещении и помещений, и особенно улиц населенных пунктов. В этой работе можно отметить проекты по модернизации систем уличного освещения городов Зеленодольск, Нижнекамск, Лениногорск. В двух последних этим вопросом успешно занималась компания «ПрофЭСКО» (Москва), причем установленные светодиодные светильники произведены в Татарстане компанией «ЛЕДЕЛ». Интересные проекты по модернизации систем внутреннего освещения спортивных объектов, в том числе в рамках энергосервиса, реализует компания «Экоспектр» (г. Казань). А лидером татарстанского рынка энергосервиса по количеству заключенных энергосервисных контрактов является компания «Магеллан» (г. Новосибирск), на ее счету 23 контракта на внедрение теплопунктов с погодным регулированием. Как видите, на этом поле в республике работают не только татарстанские компании.

Следующий очень емкий пункт работы Центра – подача бюджетными организациями республики энергетических деклараций. Процедура также предусмотрена 261-ФЗ. Проб-
лема заключается в том, что бюджетные организации, как правило, не могут себе позволить содержать в штате сотрудника с соответствующим профильным образованием. Поэтому наш Центр консультирует бюджетников и сопровождает процесс формирования деклараций. Дело это важное, так как на основе деклараций, стекающихся в Москву со всей страны, формируется государственный доклад о состоянии дел в энергосбережении и от данных доклада зависит государственная политика в этой сфере.

Среди прочих направлений работы Центра отмечу разработку проектов нормативно-правовых актов, подготовку экспертных заключений и методических материалов по профилю основной деятельности.

Осталась в нашем ведении и сфера промышленности, уже в форме внебюджетной деятельности. Центру, как и многим другим государственным учреждениям, каждый год устанавливается план по привлечению внебюджетных доходов, утверждаемый постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан. Центр наравне с другими организациями участвует в конкурсах, заключает контракты коммерческого характера.

Необходимость организовать в республике работу в сфере энерго­сбережения была основной движущей силой создания Центра, что отражено и в названии. Но жизнь не стоит на месте, и сегодня, помимо традиционных направлений работы, Центр является исполнителем национального проекта по повышению производительности труда на предприятиях Татарстана, организует работу по переоборудованию государственного и муниципального автотранспорта на газомоторное топливо, но это, я думаю, тема для отдельного рассказа.

Внедрение новых технологий не самоцель

В конце 90-х и начале нулевых годов поиск мероприятий, обеспечивающих энергосбережение, не составлял проблемы. На старте было много очевидных инструментов, иногда даже просто организационного характера, обеспечивавших экономический эффект. Но сегодня потенциалов, обеспечивающих окупаемость в коротком или хотя бы в среднесрочном периоде, практически не осталось. То, что можно делать сейчас, требует серьезных инвестиций со сроком окупаемости в 5-6, а то и десять лет.

Время простых решений закончилось, это касается и так называемой «зеленой энергетики». Сегодня, особенно на Западе, активно пропагандируется взгляд на бестопливную энергетику как панацею от всех энергетических вопросов. Это ветро-, солнце- и гидроэнергетика.

Однако с этими источниками энергии все далеко не так безоблачно, как это представляется ориентированной на «зеленых» прессой. Например, в ветроэнергетике есть такое понятие, как коммерческий ветер, то есть скорость ветра, начиная с которой ветряк будет работать рентабельно. Десять лет назад коммерческий ветер начинался с 12-15 метров в секунду – такие ветра в Татарстане бывают редко. Но технологии совершенствуются, и сейчас коммерческий ветер начинается с 7-8 метров в секунду, это уже реально, и специалисты Казанского государственного энергетического университета провели ветромониторинг на территории республики с целью определить места установки ветряков. Но есть еще одна проблема. Мощный ветряк генерирует шумы низкой частоты, вредные для человека, и почвенные вибрации, влияющие на флору и фауну. Таким образом, использование энергии ветра требует всестороннего анализа, чтобы не нанести ущерб окружающей среде. Отсюда возникает серьезный вопрос с отводом земельных участков, на которых можно устанавливать ветряки, не нарушая биобаланса. А еще необходимо помнить о путях миграции птиц, для которых ветрогенераторы могут быть опасным препятствием.

Солнечная энергетика имеет другие проблемы. Современные солнечные батареи имеют вполне приличный КПД, подходящий к 20%. Но это ведь только в дневное время, при активном солнце. А есть еще и сезонный фактор. В Татарстане, согласно многолетним метеонаблюдениям, количество солнечных дней в году в среднем не более 140, а полностью безоблачных – порядка 80. Мало солнца – значит мало энергии, отсюда высокая себестоимость и низкая окупаемость. В полностью газифицированном Татарстане солнечная энергия при современном уровне развития гелиотехнологий неконкурентоспособна по сравнению с традиционными технологиями выработки электроэнергии. Может показаться странным, но самая крупная солнечная электростанция в России построена в Якутии. В этом регионе солнечных дней на самом деле больше, чем в американском штате Калифорния, а альтернатива солнцу – дизельные генераторы, топливо для которых необходимо завозить речным транспортом в очень короткий летний период (так называемый «северный завоз»), что резко увеличивает его стоимость. В условиях Якутии солнечная энергия конкурентна, что сегодня нельзя сказать о Татарстане. Но, как я уже говорил, жизнь не стоит на месте, технологии совершенствуются, поэтому продолжим держать их в поле зрения.

Есть вопросы и к гидроэнергии малых рек. В Германии одно время были распространены гидротурбины небольшой мощности на малых реках, но довольно быстро выяснилось, что лопасти турбин перемалывают мальков рыб, резко уменьшая биоразнообразие рек. А применительно к нашей республике есть еще и вопрос рентабельности таких станций. Специалисты «РусГидро» проводили соответствующее исследование створов малых рек и пришли к выводу, что в Татарстане нет перспективных створов, на которых можно было бы построить малые ГЭС с привлечением федерального финансирования по так называемому «договору о предоставлении мощности».

Таким образом, простых решений уже нет, но мы продолжаем работу во всех возможных направлениях, так как жизнь постоянно изменяется и то, что было невозможно раньше, может оказаться реальным в будущем. Однако внедрение новых технологий не является самоцелью. К нам регулярно приезжают представители европейских компаний, желающих развивать энергосберегающий бизнес в России. Они предлагают оборудование и технологии такой стоимости, что в наших условиях их окупаемость составит от 10 лет. На наши замечания о разумности таких инноваций они предлагают повысить тарифы для традиционной энергетики, и тогда их предложение сразу станет рентабельным. Для нас такой подход неприемлем. Наша безусловная цель – конкурентоспособность продукции предприятий республики и сдерживание роста энерготарифов для потребителей. Поиск решения этих задач и составляет содержание всей политики энерго­сбережения.

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика