Олег СИНЯШИН: «Ученый должен быть честен перед собой, коллегами и обществом»

Президент России Владимир Путин объявил наступивший 2021-й Годом науки и технологий. Татарстан и, в частности, Казань известны миру как крупные научные и образовательные центры, воспитавшие плеяду знаменитых деятелей науки. Сегодня предлагаем читателям интервью с талантливым химиком, академиком РАН, руководителем научного направления «Химия» Института органической и физической химии им. А. Е. Арбузова Федерального исследовательского центра «Казанский научный центр РАН» Олегом СИНЯШИНЫМ.

– Олег Герольдович, Вы родились и выросли в Казани. Какие впечатления о нашем городе бережете в памяти? Если можно, расскажите немного о семье.

– Действительно, я коренной казанец, родился, вырос и живу здесь уже 65 лет. Мне не раз предлагали хорошую работу в других крупных городах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, но я всегда придерживался принципа «где родился, там и пригодился». Я помню Казань в разные годы и счастлив, что стал свидетелем того, как она из провинциального города превращалась в европейский мегаполис. Иногда мне говорят, что Казань потеряла свое лицо, на это я отвечаю, что наша столица не потеряла лицо, а приобрела новое. Город стал не только красивым, но и комфортным для жизни, работы, отдыха. Тем не менее я с ностальгией вспоминаю старую Казань, ее узкие улочки с дребезжащими трамваями, парки с дворцами культуры в каждом районе, живописные берега Казанки, по которой ходили пароходики в дальние сады. А самым ярким впечатлением детства остаются праздничные демонстрации, за которыми я наблюдал из окна квартиры моего деда, выходящего на улицу Карла Маркса (бывшее общежитие КФЭИ). Кстати, мои бабушки и дедушки – интересные люди. По материнской линии дед был революционным матросом, а бабушка – дворянкой. А со стороны отца – сельские интеллигенты, бабушка сначала работала сельской учительницей, потом директором школы, заведующей роно, награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени. А дед – журналист, был редактором сельской газеты. Время им выпало сложное, и 1937 год их затронул, и вой­на. Но, может, благодаря такой непростой жизни это были очень мудрые люди, которые сильно повлияли на мое мировоззрение. К сожалению, моих родителей уже нет. Мама была детским врачом, а отец – инженером-конструктором, одним из создателей современных бомбардировщиков Ту-22, Ту-160. Моя жена по образованию физик, сейчас домохозяйка. Сын, как и я, окончил химфак КГУ, занимается проектами в сфере экологии, а дочь – специалист в области германо-романской филологии.

– Вы были примерным учеником? Когда поняли, что хотите связать свою профессию с химией?

– Сказать, что я был пай-мальчиком, нельзя. Да, я хорошо учился по всем предметам и мог по окончании школы получить золотую медаль. Но не случилось по одной причине – у меня была четверка по поведению. Сейчас вспоминаю об этом с улыбкой, но тогда авторитет среди дворовых сверстников многое значил. Возможно, первые лидерские качества я начал воспитывать в себе в школе. Тем не менее это не мешало мне с увлечением заниматься химией. У нас была прекрасная учительница химии – Галина Митрофановна Пичугина, она и привила мне любовь к этой науке. Я выигрывал районные, городские, республиканские олимпиады, ходил в клуб юных химиков при КГУ и, естественно, поступил на химфак.

– Вы учились и окончили самый престижный вуз советского Татарстана – КГУ, его химический факультет. Это одно из зданий университетского комплекса со своей атмосферой. Расскажите о студенческих годах, о преподавателях-наставниках, о первых шагах в науке…

– Анализируя прожитые годы, я уверен, что сделал правильный выбор, поступив на химфак КГУ. В то время на химфаке был собран, на мой взгляд, цвет химического образования не только республики, но и всего СССР. Здесь работали и преподавали такие мэтры, как академик Б. А. Арбузов, член-корреспондент А. Н. Пудовик, профессора В. Ф. Торопова, А. И. Коновалов (ныне академик РАН), Ю. М. Каргин, доценты Е. Г. Катаев, Л. М. Катаева и многие другие. Это были блестящие преподаватели, способные донести до студента знания, базирующиеся на последних достижениях науки. На химфаке в те годы витала атмосфера творчества, высокой науки, взаимоуважения между преподавателями и студентами. Активность последних была запредельной: выпускалась стенгазета «Химик», проводились КВНы, факультетские научные и спортивные мероприятия. Быть оторванным от всей этой студенческой жизни невозможно. Я был членом комитета комсомола факультета, бегал на этапах Ленинской эстафеты, участвовал в КВНах, конечно, ездил на картошку, работал в стройотрядах.

– Что Вам дала аспирантура в ИОФХ? Кто были Ваши учителя?

– Я попал в Арбузовский институт еще в студенческие годы, и сразу в лабораторию члена-корреспондента АН СССР Аркадия Николаевича Пудовика, в группу, которую возглавляла кандидат наук, а сейчас член-корреспондент АН РТ Эльвира Салиховна Батыева. Я начал работать под руководством Евгения Николаевича Офицерова, который готовил тогда кандидатскую диссертацию. Именно эти люди дали мне путевку в большую науку, научили азам научного творчества. К сожалению или к счастью, так сложилось, что, поступив в аспирантуру, я оказался предоставлен самому себе. Это не значит, что мои руководители вдруг исчезли, но по ряду причин они не могли уделять мне как аспиранту достаточно времени. Поэтому пришлось самостоятельно постигать многие важные аспекты исследовательской работы: изучать литературу, ставить задачи, планировать эксперимент, анализировать результаты, наконец, писать научные статьи. Это дало неоценимый опыт в моей последующей научной деятельности.

– Вы прошли все ступени «научной лестницы» – от аспиранта до директора, что возможно только при неустанном самообразовании, научной дисциплине, умении четко видеть цель. Какими чертами характера, по-Вашему, должен обладать настоящий ученый? Есть ли в Татарстане молодые ученые, которые так же успешно продолжают развивать науку сегодня?

– Вы сами ответили на этот вопрос. Единственное, что бы я хотел добавить – ученый должен быть честен перед собой, перед коллегами, перед обществом. Он должен уметь отвечать не только за достоверность тех научных результатов, которые он получает, но и за те последствия, к которым эти результаты могут привести. Что касается молодежи, уверен, что у Татарстана хорошее будущее. Не буду называть конкретные фамилии, но скажу, что формирование этих молодых ученых, как, кстати, и в моем случае, проходит в крупных научных школах, в которых имеет место преемственность поколений, сохранение и развитие традиций, тесная связь учитель – ученик, где последний через какое-то время сам становится учителем.

– Вы – непререкаемый авторитет в вопросах продвижения татарстанской науки; Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр РАН» – один из крупнейших в России. Каким Вы видите будущее академической науки Татарстана?

– Пандемия COVID-19 еще раз наглядно показала, что базовой ценностью цивилизации является человек, без которого невозможно развитие экономики, образования, науки и культуры. Доступные и эффективные лекарства, чистые вода и воздух, безопасные продукты питания, сохранение среды обитания и биоразнообразия, замедление процессов изменения климата – вот лишь немногие из условий, которые должны обеспечить человеку выживание и благополучие в XXI веке. И это те задачи, на решение которых должна быть нацелена академическая наука Татарстана. Чтобы полностью раскрыть свой научный, технический и кадровый потенциал, необходимо перейти от рассеяния научно-производственных сил к их единению путем создания новой модели – Центра академической науки в Республике Татарстан на единой территориальной площадке. За последние 20 лет Татарстан реализовал крупные инфраструктурные проекты, такие как Иннополис, строительство уникальных спортивных сооружений, образовательных и медицинских объектов. Было бы здорово пополнить этот поистине золотой фонд современным Центром академической науки. Строительство такого центра, который будет ориентирован на новое поколение ученых, инженеров, технологов, научных бизнесменов, аспирантов и студентов, безусловно, позволит дать новый мощный импульс развитию науки в регионе, сформирует новые контуры ее взаимодействия с образованием и бизнесом, привлечет ведущих российских и зарубежных ученых и специалистов в нашу республику.

– В настоящее время много говорят о необходимости связи между бизнесом, наукой и образованием. Как, на Ваш взгляд, осуществляется эта связь в России и в Татарстане? Какие мероприятия поддержки необходимы, чтобы изобретения и открытия как можно быстрее претворялись в жизнь?

– Сегодня интеграцию науки, образования и бизнеса государство пытается реализовать через многие национальные проекты. Одним из них является национальный проект «Наука». Этим проектом, в частности, предусмотрено создание в регионах научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ). Один важный тезис, недавно озвученный заместителем министра науки и высшего образования РФ А. М. Медведевым: «НОЦ – это не наука, это экосистема отношений между наукой, образованием и бизнесом». Именно на формирование такой экосистемы направлен НОЦ «Циркулярная экономика» Республики Татарстан, созданный указом Президента РТ Р. Н. Минниханова в феврале прошлого года. Его ключевая задача – обеспечить кооперацию реального сектора экономики с наукой и образованием. Последние создают новые продукты и технологии, а бизнес выводит их на рынок. И эти процессы должны быть параллельными.

– Часто слышишь, что руководство РТ много делает для развития науки в республике. Что можете сказать об этом? И какие мероприятия планируется провести в 2021 году, объявленном Годом науки и технологий?

– Здесь я хочу поделиться не столько своим мнением, сколько мнением моих многочисленных коллег из других научных центров нашей страны – Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Уфы, Нижнего Новгорода и других, которые по-хорошему завидуют той поддержке развития науки, которую демонстрирует руководство Татарстана. Понимание того, что наука и образование не только локомотивы научно-технического прогресса, но и важные элементы культуры, в нашей республике сложилось еще во времена СССР. И эту линию уже в XXI веке последовательно продолжили и М. Ш. Шаймиев, и Р. Н. Минниханов.

Что касается Года науки и технологий, то его старт был дан 8 февраля на расширенном заседании Совета при Президенте Республики Татарстан по образованию и науке, где и был принят план мероприятий. Для его реализации созданы рабочие группы по ключевым направлениям, которые возглавляют профильные министры Правительства РТ. Важнейшими задачами этого года, на мой взгляд, являются привлечение молодежи в науку, фокусирование научного сообщества на научно-технологических приоритетах страны, формирование у населения четкого представления о государственной политике в сфере науки и технологий, понимания того, что именно наука и технологии – важнейшие инструменты реализации национальных целей, направленных на обеспечение безопасности России и благополучия ее граждан.

– Олег Герольдович, как отдыхаете, что читаете? Какую кухню предпочитаете? И, наконец, какие планы на ближайшее будущее?

– К сожалению, почитать удается только перед сном или в выходные дни, которых не так много. С возрастом тянет к книгам философского плана. Последние из них – «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости» Нассима Талеба и «21 урок для ХХI века» Юваля Харари. Постоянная занятость не всегда дает возможность использовать отпуск в полном объеме. Но до пандемии мы с друзьями в мужской компании старались ежегодно съездить на рыбалку в Финляндию, где на две недели погружались в мир девственной природы. Мы с женой любим бильярд, горные лыжи, стараемся вести активный образ жизни. Что касается гастрономических предпочтений, то я всеяден, но если есть выбор, то предпочту средиземноморскую кухню. Люблю готовить и сам, экспериментирую, и результаты не разочаровывают.

Что касается планов на будущее, то хотел бы сосредоточиться на подготовке крупных научных и инфраструктурных проектов. О некоторых из них я уже говорил, отвечая на предыдущие вопросы. Добавлю, что сегодня на федеральном уровне запущено несколько научно-технических программ, в реализации которых ФИЦ КазНЦ РАН, обладающий мощным исследовательским, кадровым и научно-техническим потенциалом, может и должен принять участие.

На главную
Яндекс.Метрика