КОЛУМБАЙН – ВЫЗОВЫ И МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АГРЕССИИ

Стрельба в казанской гимназии №175, когда 19-летний Ильназ Галявиев открыл огонь по ученикам и учителям, не первый подобный случай в России. Вооруженные нападения в школах и колледжах происходили в Москве, Керчи, Благовещенске… Вместе с доцентом кафедры конфликтологии КФУ Андреем ИВАНОВЫМ журнал «Республика. XXI век» разбирается в феномене скулшутинга.

– Андрей Валерьевич, в российском обществе, к сожалению, после трагических событий 11 мая 2021 года в Казани опять на слуху понятия «колумбайн» и «скулшутинг». Хотелось бы пояснить для наших читателей, что скрывается под этими терминами.

– Колумбайн – синоним расправы с одноклассниками и/или учителями. Массовое убийство в школе «Колумбайн», совершенное Эриком Харрисом и Диланом Клиболдом 20 апреля 1999 года, приобрело всемирную известность, и со временем название «Колумбайн» стало нарицательным. Сегодня поклонники данного движения имеются во многих странах мира, и некоторые из них совершили аналогичные преступления. К сожалению, подобные примеры имели место в учебных заведениях различных регионов России. В виртуальной среде колумбайн стал настоящим поп-культурным феноменом, обладающим многими чертами деструктивного культа. В целом же колумбайн – это субкультура, пропагандирующая насилие в школьном пространстве. Скулшутинг от английского School shooting – «школьная стрельба».

– Кто он, казанский стрелок?

– Сразу хочу сделать оговорку, что, пока идет следствие, делать какие-то выводы по данному преступлению преждевременно. Еще не представлена следствием полная официальная картина преступления, не проведены все необходимые экспертизы, сложно говорить о мотивах обвиняемого. Конечно, вся эта ситуация ложится в какой-то степени в сценарий колумбайна, но возникает много вопросов: почему он не покончил жизнь самоубийством, согласно данной деструктивной ритуалистике? прошло много времени после окончания школы, и он появляется на пороге учебного заведения? И прочие. Надо набраться терпения и дождаться окончания следствия, чтобы понять ситуацию.

– А если взять шире – какая негативная проблема стоит перед современными подростками и может подтолкнуть к подобному поведению?

– Проблема психологической травли и физического насилия в подростково-молодежной среде, которая приобрела в последние годы массовый характер. К сожалению, насильственные способы разрешения конфликтов среди подростков утвердились как приемлемая норма поведения. В подобной модельной ситуации имеются четко выраженные ролевые позиции: «жертвы», «агрессора(ов)», «окружения». Особая опасность девиантного (отклоняющееся от общепринятых в обществе норм поведение) и делинквентного (противоправные действия) поведения в подростковом возрасте заключается в накоплении криминального опыта и формировании чувства «нормальности» в совершении данных деяний. Ситуация моббинга (травли) в подростково-молодежной среде, где конфликтные коммуникации являются повседневными, становится нормой.

– Какие можно назвать механизмы вовлечения подростков в данную деструктивную субкультуру в социальных сетях?

– Одним из ключевых факторов вхождения в колумбайн-сообщества в социальных сетях становится чувство обиды и ощущение несправедливости в отношении собственной персоны, объективируемое ситуацией психологической или физической травли в классе или учебной группе. Обращение к колумбайн-сообществам связано со сложностью взаимоотношений с ровесниками, когда любые проблемы в коммуникациях в школьном пространстве рассматриваются в ключе жесткого противостояния. Порой происходит оценивание случившейся колумбайн-ситуации через призму своих конфликтов.

Нельзя также исключать и случаи психопатологии индивида с так называемым гомицидным поведением, когда в сознании присутствует патологическое влечение к умерщвлению человека, с характерной фиксацией на убийстве в результате органического поражения головного мозга.

– На каких площадках в виртуальном пространстве можно заметить данную деструктивную субкультуру?

– Стоит отметить набирающую динамику тенденцию перехода колумбайн-сообществ в мессенджер «Телеграм», который в последние годы сформировал у широкой интернет-аудитории имидж коммуникативной платформы, независимой от юрисдикции какой-либо страны и сохраняющей приоритет анонимности своих пользователей. Причем и здесь часть групп перепрофилируется в частные сообщества, в которые можно вступить только по приглашению.

– Каким образом участники этих групп проводят свое свободное время?

– Досуг данных лиц соотносится с массовой молодежной культурой, однако здесь есть и определенные интересы, не свойственные широким молодежным группам – это увлеченность шок-контентом, биографиями колумбайнеров и серийных убийц, депрессивно-суицидальными темами в соцсетях.

– Что делать, если учителя и родители заметили столь болезненный интерес у ребенка к такому контенту?

– Если подросток интересуется таким контентом, то не следует заниматься «охотой на ведьм», записывать его сразу в колумбайнеры. Надо деликатно выяснить и помочь при необходимости подростку. Он может интересоваться таким контентом «по приколу», напугать родителей, учителей, показать свою «инаковость». Надо понимать, что оборотной стороной моральной паники взрослого мира является молодежный стеб, когда подростки в жестко-шутливой форме пытаются напугать старшее поколение.

С другой стороны, возможна ситуация, что это крик о помощи в связи с разрушенными коммуникациями в школьном пространстве, с проявлениями моббинга. Важное значение для формирования колумбайн-сценариев играют взаимоотношения в учебной группе или классе, если они тотально строятся на ненависти, насилии и изоляции.

Постоянное физическое и психологическое насилие со стороны ровесников, возможно учителей, поступление после девятого класса в техникум или колледж (смена коммуникаций), само время обучения в девятом классе, когда подросток должен решить широкий спектр вопросов с осознанием своей идентичности (кто я? чего хочу? куда идти?), являются мощными стрессорами. Все это создает предпосылки знакомства с альтернативными сценариями выхода из внутриличностных и межличностных конфликтов, деструктивными сценариями роста самооценки и значимости в глазах окружающих.

Третий вариант, самый опасный, – сформировавшееся мизантропическое (человеконенавистническое) поведение у подростка. Крайне выраженная агрессивная мировоззренческая позиция. Сопереживание затруднено. Присутствуют опасные увлечения: чрезмерное увлечение огнестрельным и холодным оружием, навязчивое желание просматривать шок-контент с насилием и убийствами, немотивированная агрессия против сверстников.

– Вы упомянули о моральной панике взрослого мира, может ли она усилить эффект колумбайна для подростков?

– Моральная паника в обществе, заключающаяся в распространении массовой истерии по поводу колумбайн-инцидентов, распространение фейков, излишнее смакование подробностей журналистами, эмоциональность родительских форумов, развернутые иллюстративные материалы в социальных сетях в группах, посвященных шок-контенту и криминальной хронике, придают излишнюю значимость и важность персоне несовершеннолетнего правонарушителя, что не остается незамеченным в подростковой среде. Любые колумбайн-инциденты вызывают очередную волну моральной паники во взрослом мире, а среди подростков – болезненное любопытство.

– Какие факторы могут сыграть в жизни подростка, что он решится на физическую расправу со своим окружением?

– Ключевые характеристики сторонников колумбайна – проблемы с социализацией, то есть возникают сложности при коммуникациях с окружающими. В учебном заведении это подростки, подвергающиеся травле или сами занимающие агрессивную позицию. Следует обращать внимание на фантазии и обыгрывание ситуаций мщения с оружием, что укладывается в канонический сценарий колумбайна Харриса и Клиболда: обыгрывание мести в сознании, ее виртуализация; переход к подготовке к совершению преступления; скулшутинг.

– Что можно посоветовать педагогическому составу школ для профилактики колумбайна?

– Необходимо проводить конфликтологическое обучение учителей школ и преподавателей колледжей, техникумов на предмет знаний деструктивных концептов в подростковом возрасте, а также разработать и обучить алгоритмам действий учителей и учеников образовательных учреждений в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья при колумбайн-эксцессах.

Марина ГЛЕБОВА

На главную
Яндекс.Метрика