Генплан Казани: дороги строить, дома сносить

Обсуждение Генплана Казани до 2035 года началось почти за полтора месяца до первых публичных слушаний по его проекту. Случайно узнав, что ради строительства новой четырехполосной дороги решено снести несколько сотен частных домов, жители коттеджного поселка Новая Сосновка собрались на сход 18 апреля прошлого года и почти единогласно выступили против прокладки новой автомагистрали. Страсти по генплану не улеглись и после того, как с 29 июля по 1 августа 2019 года в Интернете прошло общественное обсуждение его обновленной версии.

В Новой Сосновке забили тревогу сразу после визита одного из жителей поселка в Управление градостроительных разрешений исполкома Казани. Он обратился туда, решив возвести на своей земле новое строение, но в этом ему отказали, озвучив причину — по вашей земле должна пройти новая автодорога. Ошарашенные такой новостью жители Новой Сосновки внимательно изучили проект Генплана Казани до 2035 года, опубликованный 29 ноября 2017 года на сайте Минэкономразвития России, и убедились, что все так и есть — прямо по их домам планируется проложить четырехполосную городскую дорогу общего пользования.

Согласно проекту генплана она должна была пройти от авторынка на Кварталах, который собирались ликвидировать, по новому мосту через Казанку, «Кан авто», Карьер и Новую Сосновку до федеральной трассы М7. По подсчетам активистов, в самой Новой Сосновке под снос попадало около 50 домов. А ведь есть еще поселки Карьер и Царицыно, где уже имеющуюся дорогу в две полосы нужно было расширить до четырех, к тому же с увеличением ее санитарной зоны. Словом, в случае утверждения такого проекта счет приговоренных к сносу домов шел бы уже на сотни.

Сход жителей в местном ДК прошел бурно, но без эксцессов, поэтому вмешательства присутствовавшей там полиции не потребовалось. Люди возмущались тем, что часть домов, попадающих под снос, была построена буквально в последние два года, на что было получено разрешение от городских властей, а право собственности на землю и дома прошло государственную регистрацию. А тут еще ко всему прочему вдруг выяснилось, что часть поселка, вся территория которого на публичной кадастровой карте относится к категории «Земли населенных пунктов», согласно проекту Генплана Казани должна превратиться в «Зону промышленных объектов», где в принципе не должно быть ни одного жилого дома.

Сход завершился голосованием за или против проекта генплана, размещенного на сайте Минэкономразвития РФ. В урну было опущено 279 бюллетеней, затем ее опечатали, а наутро пересчитали голоса: 277 против, один за и один воздержался. Сброшюрованные бюллетени прикрепили к «коллективному возражению» против строительства дороги через Новую Сосновку, которое отправили Премьер-министру РТ Алексею Песошину и мэру Казани Ильсуру Метшину.

Протест жителей коттеджного поселка возымел свое действие, о чем стало известно на самых первых публичных слушаниях, которые состоялись 29 мая прошлого года в Молодежном центре им. Гайдара. Несмотря на будний день зал был забит под завязку, многие стояли в проходах и даже в коридоре. Плакаты, которые принесли с собой казанцы, гласили: «Нет сносу жилых домов в жилом массиве Салмачи!», «Нет зоне 430 в Борисоглебском», «Нет разрушению наших домов в поселке Карьер!»

— Уютный зал, деловой настрой, интеллигентные люди, — поглядывая на плакаты, открыл мероприятие советник мэра города Владимир Фомин. – Я думаю, те пять или более часов, которые мы здесь с вами проведем, позволят высказаться всем. Никто никуда не опаздывает. Пусть ваш деловой настрой сохранится все это время. Для выступлений записался 41 человек.

Делового настроя добавил замдиректора НИИ Генплана Москвы Олег Григорьев, выступивший с докладом о Генплане Казани до 2035 года как его разработчик.

— Население Казани выросло намного быстрее, чем это закладывалось в генплане 2007 года, — сообщил он. — Оно достигло 1 миллиона 800 тысяч человек не в 2020 году, а уже в 2013-ом. Это значит, что для такого города нужно все другое — другая одежда, другие штаны, другая рубашка.

Довольно быстро выяснилось, что под «другими штанами» москвич имел в виду в первую очередь широкомасштабное развитие дорожной сети. Столица России уже не первый год стоит в многочасовых автомобильных пробках, напомнил он, и ему бы не хотелось, чтобы то же самое произошло со столицей Татарстана. Поэтому — дороги, дороги и еще раз дороги. Расширение старых и строительство новых дорог, а также новых мостов, только через Волгу которых планируется перекинуть целых два.

Впечатления от доклада оказалось настолько сильным, что девушка из Новой Сосновки, первой прорвавшаяся к микрофону, когда пришло время задавать вопросы, спросила у Олега Григорьева не о дороге, которая должна разрезать ее поселок на две части, а о метро. Почему, дескать, мужчина, вы категорически против строительства подземки? А потому, ответил тот, что это уже совсем другие «штаны», слишком большие и непомерно дорогие. Метрополитен становится безубыточным, лишь когда начинает в час пик перевозить порядка 45 тысяч пассажиров. В Казани же этот показатель почти на порядок меньше.

— По нашим подсчетам, строительство метро обойдется ненамного дороже сноса домов в Новой Сосновке с выплатой за них компенсации по рыночной стоимости, — возразила ему девушка.

— В Новой Сосновке дома не сносятся, это раз, — сообщил Григорьев. — Мы договорились с Казанским авиационным заводом о переносе дороги в их зону аварийной посадки. И второе, когда вы выбираете транспорт для своей семьи, то покупаете легковой автомобиль, а не автобус на 105 пассажиров.

Успокоил москвич и жителей поселка Карьер, где также ради строительства новой автодороги предполагалось снести несколько десятков частных домов:

— Согласно проекту нового Генплана Казани в Карьере не будет снесен ни один дом.

На четвертых публичных слушаниях, которые состоялись уже на следующий день в здании администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов, довольно неожиданно выяснилось, что продекларированная задача понастроить в городе как можно больше новых дорог, чтобы было как можно меньше пробок, странным образом противоречит намерению уплотнить высотками район Кварталов вблизи «Татнефть Арены» и «Казань Арены», и без того плотно застроенный башнями высотой от 16 до 22 этажей. В частности, разработчики генплана покусились на едва ли не единственную оставшуюся в Ново-Савиновском районе зеленую зону на берегу Казанки вдоль улицы Гаврилова, где казанская «дочка» финского концерна ЮИТ вознамерилась возвести многоквартирный жилой комплекс.

— Я выступаю от имени двух тысяч жителей улиц Гаврилова и Чуйкова, — вышла к микрофону пенсионерка из задних рядов. — Стоянки, автозаправки, мойки — вдоль всей нашей улицы Гаврилова. В обе стороны сплошным потоком идут машины. И только свежий ветер с Казанки с лесополосой на берегу реки позволяет нам не задохнуться совсем в смоге выхлопных газов. В последние десять лет все дворы на Кварталах точечно застроили многоэтажками. Когда мы поселились здесь, то знали, что эта полоса вдоль реки — водоохранная рекреационная зона, где со временем должен появиться парк. Но вместо него вырос «Мегастрой», вырублено 5 гектаров леса. Потом здесь появилась гигантская автостоянка, вырублено еще более 4 гектаров. А теперь, значит, решили уничтожить последние деревья, которые здесь еще остались?

Ей и другим местным жителям, сообщившим, что под петицией с требованием запретить тотальную застройку берегов Казанки подписалось более 2700 человек, активно оппонировали девушка, представившаяся «маркетологом с 15-летним стажем», и мужчина, назвавшийся «практикующим архитектором». Первая заявила, что никакой цивилизованной зеленой зоны там нет, а есть только бурелом, пустые бутылки и использованные презервативы и что более половины участников некоего соцопроса считают, что необходимо разрешить застройку и обустроить набережную. Второй и вовсе договорился до того, что «парк в развитом городе вряд ли возможен», а поскольку «вред экологии наносится самими жителями», необходимо разрешить частичную застройку, что позволит благоустроить эту территорию за счет средств частного инвестора.                          

— Жителям это не нужно! — прозвучал в ответ выкрик из зала, и слушания закончились на этой пессимистичной ноте.

Максимального накала конфликт между разработчиками Генплана Казани и самими горожанами достиг на девятых публичных слушаниях, прошедших 4 июня в здании Управления архитектуры и градостроительства горисполкома. На них выяснилось, что проект, судя по всему, составленный Олегом Григорьевым не выходя из кабинета в НИИ генплана Москвы, предполагает снос частных домов не только ради строительства новых автодорог, но и для того, чтобы… возвести на их месте многоэтажные жилые дома.

— Я представляю интересы жителей пяти улиц Гривки, — сразу после выступления москвича заявил коренастый мужчина, обращаясь к президиуму в составе Григорьева, главного архитектора Казани Татьяны Прокофьевой и начальника управления архитектуры Ирины Дябилкиной. — Мы за 3 часа собрали свыше 70 подписей, если надо, соберем 7 тысяч, и от имени этих людей я хочу задать вам вопрос. Наши улицы застроены индивидуальными домами, разрешения на которые выдавались должным образом год-два назад. Земельные участки принадлежат нам на праве собственности, но по новому генплану они подпадают под многоэтажную застройку. У нас уже у нескольких домов, рядом с которыми забивают сваи, потрескались стены. Ответьте, почему мы оказались в зоне многоэтажной застройки?

Тревожное молчание, повисшее после этих слов в зале, к счастью, продолжалось недолго. На помощь Григорьеву, замешкавшемуся с ответом, пришла Прокофьева.

— Недавно был разработан проект этой территории, который предусматривает сохранение всех индивидуальных жилых домов, — заявила она. — К сожалению, они еще не попали в материалы генплана.

Слова эти прозвучали не слишком убедительно, поскольку работа над его проектом была завершена еще в 2017 году, но обстановку они все-таки разрядили. Последние, тринадцатые публичные слушания по генплану Казани состоялись 6 июня 2018 года, после чего в Управление архитектуры и строительства, городские и республиканские структуры поступило 3545 письменных обращений с предложениями внести в документ те или иные изменения.

И изменения в него были внесены, но принять Генплан Казани до конца 2018 года так и не удалось. Свои заключения о несогласии с ним представили сразу пять федеральных министерств. Против тех или иных его положений выступали жители поселков Дербышки, Новая Сосновка, Первомайский, Калиновский, Старые горки, Вознесение и Борисоглебское, чьи дома также попадали под снос. Под аккомпанемент митингов и одиночных пикетов 18 июля власти вывесили на официальном портале города обновленную версию Генплана Казани до 2035 года, общественное обсуждение которой состоялось в Интернете с 29 июля по 1 августа 2019 года.

Но поскольку даже после этого недовольных документом осталось предостаточно, мэр города Ильсур Метшин на первом же «деловом понедельнике» после окончания онлайн-обсуждения заявил:

— Людей можно понять, никто не хочет изменений, человек так устроен. В 2006 году, когда я начинал работать, в Казани было 180 тысяч автомобилей, сегодня — 430 тысяч. Они по воздуху, к сожалению, не летают, и мы как власть обязаны формировать транспортную систему, оставлять коридоры. Принимать решения в интересах большинства. С другой стороны, мы гарантируем каждому собственнику земельного участка, жилого дома справедливую рыночную компенсацию, которая позволит приобрести на эти средства другой соразмерный участок или жилой дом.

Но и эти слова убедили не всех. Спустя две недели инициативная группа жителей семи городских поселков доставила в мэрию коллективную петицию за 176 подписями с требованием созвать внеочередную сессию Казгордумы, которая должна отменить запрет на строительство вблизи аэродрома Казань-Борисоглебское и вынести зону аварийной посадки КАЗ им. Горбунова за черту города. Жители ждут ответа…     

Евгений АКСЕНОВ    

Фотография с сайта kazan-news.net

На главную
Яндекс.Метрика