Все, что нужно, – это возможность работать

Президент Ассоциации отелей г. Казани и Республики Татарстан Гульнара САФИНА считает, что гостиничный бизнес Казани предлагает сервис мирового уровня. Но сегодня отельерам необходима поддержка, иначе можно потерять важный сектор отельного бизнеса.

Наш сегмент – крупные мероприятия

– Гульнара Маратовна, каково сегодня настроение отельеров? Есть ли повод для оптимизма после выхода из карантина?

– Определенный оптимизм появился, когда республика начала одной из первых выходить из режима ограничений. В Татарстане удалось добиться низкой заболеваемости, что, конечно, обнадеживало. Но мы как-то задержались на втором этапе. Недавно вышло постановление, разрешающее массовые мероприятия на улице, но пока нет разрешения на то же самое в закрытых помещениях, хотя многое уже делается. Например, разрешены религиозные службы, мероприятия, проводимые госорганами. И все. Надо сказать, что для нас такое разрешение жизненно важно. Чтобы понять почему, достаточно вспомнить, что Татарстан не курортный регион. И существенная часть нашего бизнеса находится в MICE-сегменте. Иначе говоря, отели Казани зарабатывают при проведении крупных мероприятий.

– В массовом сознании гостиница зарабатывает на приезжающих туристах и деловых людях. Наверное, необходимо пояснить, что такое MICE-сегмент.

– Конечно, отели зарабатывают на туристах, вернее, должны были бы. Но пандемия сейчас почти убила организованный группой турпоток. Я даже не знаю, как сейчас выживают туроператоры, ясно только, что турфирмы уже не дают нам массового клиента.

Что же касается MICE-сегмента – это проведение конференций, форумов, событий и мероприятий различного масштаба. Многие отели Казани имеют качественную инфраструктуру для профессионального проведения конференций, что дает возможность нашей отрасли конкурировать на MICE-рынке в России. Естественно, что если мероприятие проводится в конференц-залах отеля, то там же проходит и заселение его участников. Это очень выгодный, но и конкурентный бизнес на уровне дестинаций, и для того, чтобы войти в него, в республике была проделана огромная работа. Еще недавно монополистами MICE-сегмента были Москва и Санкт-Петербург, значительную часть сегмента занимал Екатеринбург. Казани для того, чтобы войти в этот пул городов, пришлось проделать очень большую работу, был выстроен современный вместительный экспоцентр международного уровня, а сейчас ситуация такова, что столица Татарстана может потерять свою долю этого рынка.

– Почему? Выйдет постановление о разрешении, и вы восстановите свои позиции.

– Чем дальше и дольше мы будем закрытыми, тем это будет сложнее. Клиентские потоки – они, как вода, смогут обойти любую преграду и перетечь в другое русло. Проблема в том, что в соседних регионах уже разрешено проведение мероприятий, например в Башкирии, Самарской и Ульяновской областях, и потенциальная клиентура сейчас уходит туда.

– Возможно, отсутствие разрешения обусловлено соображениями безопасности?

– Скорее всего, да. Но, к сожалению, из-за двоякого и противоречивого подхода, когда для кого-то ограничения снимают, а для кого-то сохраняют в пределах одного региона, вряд ли можно говорить о реальном соблюдении безопасности. Вокруг очень немало источников потенциального неконтролируемого распространения инфекции, а в отелях сделано многое для максимальной безопасности гостей. Это и требуемая социальная дистанция, и круглосуточная дезинфекция воздуха рециркуляторами, и установка санитайзеров, и масочный режим, и усиленная дезинфекция, и ежедневная проверка состояния сотрудников и даже гостей отеля. Все это обязал нас делать Рос­потребнадзор и тщательно контролирует при помощи внеплановых проверок. Кроме того, отельеры ассоциации с печалью вынуждены констатировать, что по факту никто из тех клиентов, которые обращались в отели и получили отказ из-за запрета в проведении свадеб, банкетов или конференций, свои праздничные события не отменяет. Просто все они вынуждены обратиться в частный сектор и проводить мероприятия в коттеджах, на базах, где, естественно, нет никаких проверок, но и никакой гарантии санитарной безопасности. И я полагаю, что было бы разумно все же разрешить проводить мероприятия отельерам и рестораторам, которые всегда были максимально законопослушны, создают все условия для санитарной безопасности и имеют опыт профессиональной организации публичных мероприятий.

Никто ничего не отменял

– Как сохранить за собой традиционные рыночные ниши – это один вопрос. Но не менее важен вопрос, как минимизировать финансовые потери в такой трудной ситуации.

– Я, разговаривая с отельерами, слышу очень тревожные нотки. Некоторые из моих коллег, особенно работающие за пределами столицы, говорят о том, что, может быть, вообще пока стоит заморозить бизнес. Падение доходов очень велико. Наш бизнес в среднем становится рентабельным с 30%-й загрузки отелей, а в июне гостиницы Казани работали на 15% загрузки, что происходило в муниципальных районах, даже трудно предположить. То есть доходы обвалились ниже критической величины, а ведь налоги – ни земельный, ни имущественный, ни другие виды налогообложения – бизнесу никто не отменял, и многие отели озабочены тем, как они будут их выплачивать.

И налоги не единственное финансовое бремя. Есть проблема с вывозом мусора. В других регионах суммы за эту услугу считают по факту. У нас же – по нормативу. И норматив взят по максимуму, с тех дней, когда отели заполнены на 100% и, естественно, производят много мусора. Сейчас данный показатель или серьезно просел, или вообще упал до нуля, но счета приходят так, как будто мы каждый день работаем с полной нагрузкой, что совершенно не логично. Гостиница со своих клиентов может брать деньги только за реально предоставленную услугу. Почему же мы должны платить за вывоз мусора, которого не было?

– Но сейчас власти помогают пострадавшему бизнесу. Может, просто нужно достучаться до необходимых кабинетов?

– Мы отправляли письма о поддержке гостиничной отрасли в республиканский Кабинет Министров. Но, я так полагаю, это делали не мы одни. Сложилась непростая критическая ситуация для многих пострадавших отраслей, и пока бизнесу были предложены только федеральные меры поддержки. Но, собственно, мы уже готовы принять существующее положение как данность. Единственное, что сейчас для отелей действительно жизненно важно, – это возможность работать во всех привычных сегментах гостиничного бизнеса. Мы готовы выполнять все требования Роспотребнадзора. Повторюсь, отельеры всегда были и будут законопослушны, но и государственные люди, принимающие решения, должны понимать, что бизнес не может стоять под ограничениями и бесконечно ждать. Запас прочности есть, но он ограничен. Главное, чтобы нам дали полноценно работать.

Не все еще сделано

– В ходе нашего разговора Вы сказали, что Казань имеет гостиничную инфраструктуру и сервис мирового уровня. Означает ли это, что развиваться уже некуда?

– Крупные инвестиции в гостиничный бизнес столицы, на мой взгляд, действительно будут высокорисковыми. Хороших отелей в Казани действительно много, и конкуренция весьма высока. Не могу назвать точных цифр, но полагаю, что мы можем единовременно принять до 10 тысяч гостей, и это хорошая емкость номерного фонда для столицы.

Однако считаю, что есть еще большой потенциал в развитии направления загородных отелей. Сейчас в тренде экотуризм, многие не прочь отдохнуть несколько дней за городом. В Татарстане много красивых природных мест, но хороших гостиниц там явно недостаточно. По большому счету, все, что мы можем предложить желающим отдохнуть в Татарстане, – санатории, они качественные, но в основной массе ведомственные и не всем доступны. Поэтому там, где есть спрос на загородный отдых, гостиничные места идут нарасхват. Например, сейчас в Камском Устье, в месте потрясающей природной красоты, все отели заполнены по максимуму. Но, развивая это направление, прежде всего нужно предусмотреть возможность круглогодичного использования таких загородных комплексов и создать различные варианты активностей для туристов.

Есть еще одно направление развития, в котором работы – поле непаханое, – это придорожная инфраструктура и сервис. У нас огромная страна, и есть замечательные возможности для развития внутреннего туризма. Но нужны качественные комплексные стандартизированные зоны отдыха с выделенными безопасными дорожными заездами, с возможностью заправки автомобиля, со стоянками, организацией питания и проживания, магазинами, где могли бы быть представлены местные фермерские продукты. Эта сфера очень хорошо представлена в Европе, в частности в Италии, в США, но практически отсутствует в России. Чтобы это направление развивалось, необходимо решить много юридических вопросов с земельной собственностью, с разрешительной законодательной системой. Это необходимо и важно сделать, если мы желаем развивать внутренний туризм. У Татарстана, кстати, в этом плане отличная перспектива, так как у нас уже есть хорошие дороги, и можно и нужно развивать качественную придорожную инфраструктуру и сервис.

– Для решения задач развития и была создана ваша ассоциация?

– Цель ассоциации – решение общих для всех отельеров задач. Круг наших вопросов – это взаимодействие с органами власти и надзорными структурами. Мы представляем интересы отелей в общественных советах госорганов, критично важных для нашей отрасли, таких как Роспотребнадзор, ФАС, Госкомитет по туризму и ряд других. Ассоциация всегда плотно взаимодействовала с Министерством экономического развития РФ, курировавшим отрасль, сейчас имеем рабочие контакты с Ростуризмом. Мы предоставляем доступ к нормативно-правовой базе гостиничного бизнеса для членов ассоциации, организуем обучение и тренинги, делимся друг с другом опытом. Также в сфере интересов ассоциации и формирование кадров для отрасли. Тесно и дружно работаем с профильными кафедрами казанских вузов, многие из отельеров являются приглашенными преподавателями-практиками.

Ряд вопросов и задач, важных для всего бизнеса, лучше решать сообща, многие это понимают и охотно вступают в ряды ассоциации. Могу с уверенностью сказать, что сегодня наша ассоциация – одна из ведущих и активных региональных ассоциаций отельеров в России. Мы хорошо зарекомендовали себя в отраслевой среде в Казани и рассчитываем активно прирастать новыми отелями за пределами столицы республики – сейчас это одна из стратегических задач развития, и думаю, мы ее реализуем.

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика