Фердинанд САЛАХОВ: «Сегодня искусству не служат – на нем зарабатывают»

Слава народного артиста Татарстана Фердинанда САЛАХОВА за долгие годы его служения сцене распространилась по всему тюркскому миру. Обладателя красивого тенора и неповторимого тембра голоса ждут везде, где живут представители семимиллионной татарской и других наций. Салахов посвятил жизнь тому, чтобы дарить людям высокохудожественное эстрадное пение, в котором соединяются классическая вокальная школа и фольклорные музыкальные традиции. И в этой своей верности Искусству он стал продолжателем великого наследия титанов: Садыковой, Вагапова, Шакирова…

– Фердинанд Абдуллович, Вы 40 лет служите национальной эстраде. Как можете охарактеризовать сегодняшний ее уровень?

– Мне в жизни выпало большое счастье – я стал свидетелем прекрасной эпохи расцвета татарского музыкального искусства. Его творили великие личности – композиторы Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, дирижеры Натан Рахлин, Фуат Мансуров и другие выдающиеся деятели татарстанской и российской культуры. Они смогли выполнить глобальную миссию – сделали татарское музыкальное искусство мировым достоянием. В любой точке планеты оно восхищало многогранностью, самобытностью вкупе с современностью. Рашид Вагапов, Ильгам Шакиров, Альфия Авзалова, Зулейха Хисматуллина, Нияз Даутов, Венера Шарипова исполняли всю мировую оперную классику. Великий Хайдар Бигичев первым из татар спел партию Отелло.

Я учился у этих личностей, работал с ними, и поэтому, к сожалению, о сегодняшнем дне могу сказать лишь как о движении с горы, вниз. Мы уже очень сильно спустились, просто дальше некуда. Имею в виду отношение к искусству: ему не служат – зарабатывают на нем. На смену идеологии духовного возвышения человека, что существовала в Советском Союзе, пришли ценности бесконечного потребительства. И в этой ситуации даже те из молодых артистов, которые имеют прекрасные голоса, а главное, хотят служить искусству, вынуждены идти на промысел.

У нас, конечно, есть яркие таланты: Ярамир Низамутдинов, Филюс Кагиров, Ильгам Валиев, обладательницы дефицитных по тембру и окраске женских голосов Гузель Уразова, Сирина Зайнутдинова. Но куда им двигаться дальше?..

– Разве некуда? Сейчас столько возможностей, можно свободно перемещаться по миру, выкладывать свои записи в интернет, участвовать в различных конкурсах…

– Понимаете, чтобы личность вокалиста состоялась, ей необходим свой сильный репертуар. А его возможно обрести только в сотворчестве с композиторами, которых мало. Есть Резеда Ахиярова, но она сочиняет в крупных жанрах, не в песенном. Остро не хватает достойных продолжателей дела Рустема Яхина, Сары Садыковой, Рената Еникеева, Фасиля Ахметова, Мансура Музафарова… Почти некому реализовать накопленный за последние годы богатый литературный материал, воплотить его в вокальных произведениях, в песнях, романсах, как делали это композиторы прошлых лет. Они работали персонально с певцами, сочиняли для конкретного голоса на эстраде. Так, например, Рустем Яхин писал для Ильгама Шакирова.

– Но есть же молодые авторы, выпускники Казанской консерватории, которые сочиняют музыку для национальной эстрады, театра, кино. Один из самых успешных – Эльмир Низамов.

– Увы, его произведения лично я исполнить никогда не смогу. Это чужеродная музыка, синтетическая, оторванная от корней. Если запустить ее в свою кровь, начнется заражение… Не хочу ни в коей мере обидеть Эльмира, очень уважаю его и ценю как творческую личность. Но это человек другого времени, поколения, и в его жилах течет иная музыка. Петь ее нам, артистам советской классической школы, невозможно. Сначала эти произведения нужно «обтатарить», а значит, полностью изменить.

– Когда начинали сочинять Яхин, Сайдашев, их музыка тоже звучала непривычно, по-новому…

– Безусловно, и они от чего-то отходили. Но при этом выражали в своей музыке те национальные традиции и дух, что формировались столетиями. В творчестве таких великих композиторов – наш культурный код, переданный от поколения к поколению. Соответственно, приобщаясь к их произведениям, мы сохраняем себя как этнос, свою идентичность. Так, язык Тукая – эталон литературного татарского языка. Если перестанем читать Тукая, потеряем родной язык. То же и с высокохудожественной музыкой, хранящей неповторимые традиции. Я много раз бывал за рубежом. И однажды в далеком Китае, среди гор Тянь-Шаня, услышал, как женщина-татарка поет песню Султана Габяши, повторяя своего деда – в совершенно удивительной манере, интонации. Вот это и есть «корни», «почва» – исконная культура, питающая нас и дарующая силы жить.

Человек устроен так, что в молодости обычно не задумывается о происхождении, о связи с предками. Но со временем зов крови неизбежно просыпается, и ты понимаешь, что он движет тобой, и никуда от этого не деться.

– Вы не верите, что молодые композиторы в больших городах смогут в дальнейшем воспроизводить и продолжать аутентичные фольклорные традиции?

– Я верю и мечтаю об этом. Чтобы именно родственная нашей культуре музыка создавалась в большом количестве и тиражировалась через медиаканалы. Пока же все держится на отдельных очагах искусства, таких как Татарская филармония имени Г. Тукая. Здесь работают высокие профессионалы, чего стоит один оркестр народных инструментов под управлением Анатолия Шутикова, знаменитый во всем мире. Фольклорные коллективы филармонии проводят грандиозную работу. Например, находят в архивах и потом исполняют со сцены песни, записанные в немецких концлагерях отечественными военнопленными 80 лет назад, популярные композиции начала ХХ века. Необходимо популяризировать национальное искусство, а не только европейскую и американскую культуру. Глобализация поглощает нас, обезличивает. Дети, молодежь слушают в интернете цифровую музыку, привыкли к восприятию творчества через шоу. Хочется во всем и всегда праздника. Но искусство – тоже праздник, только для души. Конечно, и среди молодых есть прекрасные слушатели, с разбуженными сердцами, которым можно предложить серьезный репертуар. Но нужно преподнести его правильно, заинтересовать, увлечь – это ответственность артиста, вопросы мастерства, профессиональные секреты.

– Раскройте хотя бы один. На Ваших выступлениях царит очень доверительная атмосфера, словно Вы знакомы с большинством сидящих в зале. Как добиться такого контакта с аудиторией?

– Есть артисты, которые выходят к публике «артистичничать». Сцена находится выше, чем зал, вот они и держат себя свысока. А другие поют «снизу», зритель для них априори выше, хоть и находится внизу… Я себя отношу ко второй группе. Мы за простоту на сцене, но не за примитивизм. Под этой простотой лежат образование, интеллект, уважение к своей профессии, к зрителю, любовь к жизни. Знаете, на своей практике я видел столько простых великих артистов и столько пустых с коронами! Чем более значим человек, тем проще. Он живет в любви и транслирует вовне, слушателю: «Ты человек! Уважай себя, цени, люби, ведь живешь всего один раз». Этот посыл передается через движения, через взятые высокие или нижние ноты, через душой подобранный репертуар… Рассказывая в песне историю в трех-пяти минутах, сумей увлечь слушателя, а не навязывайся ему. И тогда появится простота. То, что идет от сердца, до сердца и дойдет.

– Вы встретили 65-летие. Как охарактеризуете свой нынешний этап в творчестве?

– Своим возрастом очень дорожу и хочу использовать накопленный опыт по максимуму. Активно записываю новые произведения, у нас есть общие проекты с Айдаром Файзрахмановым, вокалистом, композитором и блестящим знатоком поэзии. Работаю со стихами молодых поэтов, их нужно пропагандировать. И каждый день занимаюсь, как учили меня незабвенные преподаватели Казанской консерватории.

Я всегда благодарю Всевышнего за то, что было, но в жизни прошлым, ностальгировании не вижу смысла. Пока мы дышим, нужно думать: что понесем в зав­трашний день? Верю, что мое самое лучшее еще не спето. Тем и живу.

– Фердинанд Абдуллович, что Вы считаете успехом в жизни?

– У успеха много ликов, он переменчив. Вот прошел концерт, которым ты доволен, и чувствуешь себя на подъеме. А в следующий раз не все гладко. Так успешен я или нет? Возьмем популярность как мерило успеха. С моим репертуаром, основанным на сложных произведениях, нельзя стать суперпопулярным. Но зато я остался верен себе и заветам наставников, и, по-моему, это истинный успех.

Вы знаете, все 40 лет, что я выступаю на сцене, поражаюсь количеству и красоте цветов, которые приносят люди. Первый сольный концерт у меня случился 8 марта 1986 года, в оперном театре. Программа «Весенние цветы – вам!». Тогда в Казани был лишь один цветочный магазин – в Ленинском садике, и продавались, понятно, одни гвоздики. А на сцене лежало изумительное разнообразие букетов, целая груда. Я всю эту кучу взял, спустился в зал и положил к ногам своего педагога – примадонны оперной сцены, профессора консерватории Зулейхи Гатаулловны Хисматуллиной. Она долго и мучительно боролась за меня, когда я заболел онкологией, водила по врачам, отправила в Москву на операцию. Хотя имела право исключить из числа студентов и не взваливать на себя столько хлопот, однако она не могла иначе. Кстати, из 11 выпускников нашего курса лишь я один пою.

– Вы родились в сельской семье, победили смертельную болезнь и проживаете фантастически долгую жизнь на сцене. Что это: провидение или труд?

– Каждый человек – хозяин своей судьбы. Я оказался на сцене благодаря характеру. Очень этого хотел, был упорным и даже, когда требовалось, наглым. И Всевышний мне помог. На своем пути я встретил множество добрых людей с огромными сердцами. Уже сказал про Зулейху Гатаулловну. Ильгам абый Шакиров всячески поддерживал меня и благословлял. Мои наставники, соратники, супруга, которая всегда рядом, – благодаря им и огромному желанию быть на сцене и петь я собственноручно сделал свою судьбу. Желаю каждому человеку найти то, что наполнит жизнь смыслом. Вить гнездо, растить детей или выступать на сцене… Призвание индивидуально, главное – верить в него всеми силами души. И тогда счастье обязательно случится.

Блиц-интервью

– Ваши любимые… певец…

– На татарской эстраде – Ильгам Шакиров, на советской – Муслим Магомаев, на зарубежной – Лучано Паваротти.

– …композитор…

– Среди русских, естественно, Чайковский. Среди татарских я спел всю Садыкову и всего Яхина.

– …песня.

– Их много, конечно. Но если нужно назвать одну, то «Эскадрон», башкирская народная песня.

– Когда Вы были более всего счастливы?

– Когда родился сын Марат. От счастья даже «взлетел» на крышу дома.

– Какие качества более всего цените в людях?

– Доброту, искренность, умение помочь.

– В случае плохого настроения…

– Петь надо! И слушать музыку.

Диана ГАЛЛЯМОВА

На главную
Яндекс.Метрика