Наш новый старый институт

Геология в нашей республике, образно говоря, получила второе рождение и новый стимул для развития. О том, что сейчас происходит в этой сфере, мы расспросили генерального директора АО «ЦНИИгеолнеруд» Александра СМОЛЬКИНА.

– Александр Антанасович, ФГУП «ЦНИИгеолнеруд» – старейший институт с 75-летней славной историей…

– Да, так и есть. Его сотрудники причастны к открытию практически всех месторождений нерудных материалов в нашей стране. Здесь очень хорошая научная база. На сегодняшний день работа сосредоточена по двум основным направлениям:

Геолого-экономический центр (ГЭЦ) – это прогнозно-минералогическая оценка минерально-сырьевых ресурсов нерудных полезных ископаемых.

Геолого-экономическое обоснование сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы регионов РФ.

Разработка комплексных программ геологического изучения недр, воспроизводство МСБ неметаллических полезных ископаемых.

Геолого-методическое и геолого-экономическое сопровождение геолого-разведочных работ на всех стадиях.

Инженерно-экологические изыскания.

Аналитико-технологический сертификационный испытательный центр (АТСИЦ) – это все виды аналитико-технологических исследований, такие как: термический, рентгенографический – фазовый и структурный, спектральный, элементный, радиометрический, гранулометрический анализы, физико-механические испытания и т.д.

– Какие шаги предприняты для выхода из кризиса и полноценного функционирования, чем живете сегодня?

– В соответствии с Указом Президента РФ №38 «О развитии акционерного общества «Росгеология» был определен срок перехода нашего института в состав холдинга. До этого он был ФГУП (Федеральное государственное унитарное предприятие), соответственно, относился к Федеральному агентству по недропользованию – «Роснедра» Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Одной из основных моих задач была подготовка института к акционированию, проведению его и вводу «ЦНИИгеолнеруд» в состав
АО «Росгеология». Изначально акционирование планировалось провести до конца 2020 года, но удалось ускорить этот процесс, и уже в сентябре мы стали АО.

К сожалению, институт за предыдущие годы накопил определенное количество проблем, последние пять лет трудились в минус, тем не менее в 2020 году нам удалось переломить ситуацию в лучшую сторону. Были проведены масштабная реструктуризация предприятия, оптимизация научно-технических и производственных процессов, позволившая нам увеличить объем договорной базы более чем на 20%, значительно снизить затратную часть, увеличив при этом объем поступаемых денежных средств. Тем более что по 2019 год включительно институт работал только по контрактам госзаказа, а с 2020 года перешел полностью на коммерческие контракты.

Сегодня ситуация начинает кардинально меняться. Договоры заключаются на долгосрочной основе, что дает уверенность в зав­трашнем дне.

В холдинг «Росгеология» входят более 60 предприятий. Моя задача – не просто ввести в его состав наш институт в качестве дочерней компании, которая будет жить за счет холдинга, а сделать так, чтобы мы вошли туда как устоявшаяся самостоятельная и самодостаточная единица со своим потенциалом, вектором развития.

– И какова перспектива?

– В настоящее время это единственное федеральное учреждение в стране, которое занимается всеми видами нерудных полезных ископаемых. Институт уникален в своем роде. Он должен не только удерживать свои позиции, но и активно развиваться. Мной руководству АО «Росгеология» был предложен амбициозный проект строительства Международного геотехнологического центра в ОЭЗ «Иннополис». Необходимость в данном проекте, по моему мнению, назрела давно.

Сегодня проект прорабатывается, я занимаюсь подготовкой его экономического обоснования, созданием финансовой модели, обдумыванием деталей. Очень надеюсь защитить его в апреле – мае на Совете директоров «Росгеологии». Если все получится, приступим к реализации. Данный проект, конечно же, предварительно обсуждался с руководством ОЭЗ «Иннополис». Оно готово идти нам навстречу. При хорошем раскладе в 2023-м рассчитываем ввести в эксплуатацию.

Параллельно намерены развивать еще несколько направлений: крупный проект с «Росатомом» и английской компанией. Процесс не быстрый, но к середине этого года уже придет понимание, насколько наши задумки будут реализованы. Это повлечет за собой открытие новых лабораторий, расширится штат сотрудников. Мы готовим инвестиционные проекты для недропользователей со всеми экономическими расчетами, вплоть до указания оборудования, более эффективного в каждом случае. Сейчас, например, плотно общаемся с АО «Салаватстекло», ведем переговоры с турецким стекольным заводом в «Алабуге», другими крупными стекольными предприятиями. За последние полгода подготовлены 20 проектов, которые пытаемся воплотить в жизнь.

Планов очень много. У института есть уникальные богатейшие архивы с насыщенными фондами. Мы планируем аккумулировать информацию с тем, чтобы в дальнейшем предлагать ее потенциальным заказчикам, недропользователям. Это наша юниорская деятельность, наше новшество. Надеемся максимально ее развивать. К 2022-му наметили оцифровку всех имеющихся фондов.

– Расскажите о коллективе института, как люди восприняли перемены, которые так стремительно происходят в институте?

– Нужно отметить, что возрастной состав института достаточно высок – 45–75 лет. Люди с богатым опытом, колоссальными знаниями и максимальным погружением в работу. У большинства лишь одна запись в трудовой книжке, что очень ценно, на мой взгляд. Важно, чтобы все эти знания были переданы молодому поколению, чтобы ничего не растерялось. Мы уже взаимодействуем с КФУ, КНИТУ – КХТИ, с которыми есть соглашения о сотрудничестве. Активно начинаем привлекать студентов и аспирантов вузов для работы в институте. Для них есть одно интересное предложение: так как планируем работать в Иннополисе, в бюджете проекта заложена позиция – аренда порядка 30 квартир на территории ОЭЗ для наших молодых специалистов.

Перемены сотрудники восприняли настороженно, но постепенно, видя положительную динамику и перспективу, активно включились в процесс обновления. Уверен, что все у нас получится.

– Вы недавно в Казани. Как Вам город?

– Я в Казани чуть больше года. Казань очень красива. Побыв здесь пару месяцев, понял, что Татарстан – место, где реально можно развиваться. Существуют различные программы, широкие возможности. Приятно удивила реакция местных властей на мои деловые обращения к ним, руководство республики, профильные министерства готовы оказывать помощь, всяческое содействие. Инновационные идеи в Татарстане приветствуются, и это внушает большой оптимизм и безусловную веру в то, что задуманное воплотится в реальность.

– Спасибо большое, Александр Антанасович, за интересную беседу. Искренне желаем Вам и институту успехов и процветания!

Отсчет истории ФГУП «ЦНИИгеолнеруд» начинается 13 апреля 1945 года. Тогда это был Казанский филиал Академии наук СССР, в состав которого вошел Геологический институт. За это время он пережил несколько этапов развития, в ходе которых расширялся профиль проведения исследований, география работ. Развитие позволило ему стать головным институтом по неметаллам в отрасли геологии и разведки недр.

На главную
Яндекс.Метрика