9 ЖИЗНЕЙ КАЗАНЦЕВ – ЦЕНА НОВОГО ЗАКОНА «ОБ ОРУЖИИ»

Трагедии в 175-й казанской гимназии, где 11 мая погибли 9 и пострадали 32 человека, могло бы не быть, если бы в конце 2018 года депутаты Госдумы РФ поддержали законодательную инициативу Госсовета РТ, предлагавшего повысить возраст для приобретения гражданского оружия до 21 года. Изменения в Федеральный закон «Об оружии» были внесены только 16 июня 2021 года, в предпоследний день работы Госдумы РФ VII созыва. Цена отложенного на 2,5 года голосования оказалась слишком высокой – жизни семи восьмиклассников и двух учителей.

Напомним, что предыдущая законодательная инициатива татарстанского парламента стала ответом на массовое убийство в Керчи, где 17 октября 2018 года 18-летний студент политехнического колледжа Владислав Росляков заложил взрывное устройство в столовой учебного заведения, а затем открыл стрельбу по учащимся и преподавателям, после чего застрелился сам. В результате взрыва и стрельбы погиб 21 человек из числа учащихся и персонала колледжа, включая самого нападавшего, а ранения различной степени тяжести получили 67 человек.

Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии», включенный в повестку дня сессии Госсовета РТ 19 ноября 2018 года, предусматривал введение запрета на покупку любого гражданского оружия, включая газовое и сигнальное, до достижения возраста 21 года. Тогда среди депутатов нашлись не только сторонники, но и противники принятия этого документа. Главных аргументов против было два. Во-первых, что в армии солдатам уже в 18 лет доверяют куда более смертоносное оружие, чем охотничий карабин. А во-вторых, для некоторых народов Крайнего Севера охота является основным видом деятельности.

Тем не менее законопроект был принят большинством голосов и направлен в нижнюю палату российского парламента. Однако тогда дело не дошло даже до первого чтения, поскольку документ получил отрицательный отзыв Правительства РФ.

О том, насколько просто было приобрести ружье, нам рассказал директор магазина «Оружие» Андрей НОРКИН:

– Для покупки любого ружья необходимо предъявить выданную Росгвардией лицензию на приобретение одной единицы конкретного вида оружия и свой паспорт. При этом охотничий билет для покупки гражданского оружия не нужен. Человек может не быть охотником и приобретать оружие для самообороны, которое будет стоять у него дома или на даче в сейфе. Медкомиссию для получения лицензии на покупку оружия в Казани проходят только в Республиканском наркологическом диспансере. Процедура несложная, мы – продавцы оружия – проходим ее ежегодно. В последний раз психиатр задал мне три вопроса, я на них ответил, и на этом все. Новое полуавтоматическое ружье стоит около 40 тысяч рублей, но можно купить и б/у за полцены. Понятное дело, не с рук, а в оружейном магазине, куда опять-таки с ведома Росгвардии его сдает человек, который, например, решил больше не ходить на охоту. Самый дешевый патрон стоит 20 рублей, купить за один раз можно не больше тысячи. Но ничего не мешает пойти в другой оружейный магазин и купить еще тысячу, поскольку общий электронный учет продажи боеприпасов не ведется. Но обычно охотники в нашем магазине больше 25 патронов не покупают. Кстати, для приобретения дроби в любых количествах вообще не требуется никаких разрешительных документов. Многие покупают ее для того, чтобы отливать из нее грузила для рыбалки.

Ильназ Галявиев, как теперь уже известно, купил турецкое ружье Hatsan Escort за 25 тысяч руб-лей в оружейном магазине в Йошкар-Оле, очевидно, б/у, и в полном соответствии с законом там же приобрел около тысячи патронов.

На этот раз, после трагедии 11 мая, к мнению Татарстана не могли не прислушаться. По поручению главы республики Рустама Минниханова и спикера Госсовета РТ Фарида Мухаметшина были созданы две рабочие группы, подготовившие законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об оружии», который прошел обкатку на заседании комитета ГС РТ по законности и правопорядку.

Документ представил председательствовавший на заседании зампред комитета Александр Чубаров. По его словам, главное изменение, которое предлагается внести, осталось прежним – повысить с 18 до 21 года возраст, позволяющий приобрести любое гражданское оружие. Как подчеркнули в пояснительной записке к законопроекту его авторы, и «керченскому стрелку» Владиславу Рослякову, и «казанскому монстру» Ильназу Галявиеву, жертвами которых в общей сложности стали 29 человек, не было 21 года. Рослякову исполнилось 18, а Галявиеву – 19 лет. При этом, как отмечалось, возрастной ценз не должен распространяться на граждан, проходящих срочную службу в армии и службу в государственных военизированных организациях. А вопрос установления возрастной планки для представителей коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, живущих преимущественно охотой, должны решать законодательные собрания субъектов РФ.

Далее – выдавать лицензии на право владения гладкоствольным длинноствольным оружием (ружьями, карабинами) в целях самообороны предлагается лишь гражданам, которые до этого в течение пяти лет владели оружием ограниченного поражения (револьвером, пистолетом). А длинноствольное полуавтоматическое оружие оставить лишь в арсенале профессиональных охотников и спортсменов – так же после пяти лет владения ими гладкоствольным оружием.

– Для чего мы этот срок предлагаем установить? – взял слово принимавший участие в заседании комитета вице-спикер Госсовета РТ Юрий КАМАЛТЫНОВ. – Если у человека, который приобрел первично оружие, не являющееся полуавтоматическим или длинноствольным, есть какие-то проблемы, то за пять лет они все равно выявятся. Он либо попадется на употреблении алкоголя, наркотиков, драке или чем-то еще. И все это будет фиксироваться. Когда мы на рабочей группе говорили с врачами, они сказали, что сдвиг по фазе происходит одномоментно. Его не выявишь, пока человек не будет проходить очередную комиссию. Создадим дополнительный барьер – когда человек пойдет получать новое оружие, он будет проходить разные инстанции, а за ним уже зафиксирован какой-то следок, который может насторожить.

Не возникло особых споров по поводу законопроекта и во время его рассмотрения на сессии Госсовета РТ 11 июня. Однако Президент Татарстана Рустам Минниханов обратил внимание на то, что, увлекшись введением разнообразных ограничений оборота гладкоствольного длинноствольного, огнестрельного ограниченного поражения и всех остальных видов гражданского оружия, законодатели начисто забыли об обороте боеприпасов. А их, как мы знаем, по действовавшему на тот момент ФЗ «Об оружии», можно было приобрести 1000 штук в одном магазине, а потом еще столько же во втором и столько же в третьем.

– Конечно, не первый раз пытаемся эту тему поднять. Идет обсуждение, но я боюсь, чтобы наша инициатива не перешла только в возрастной ценз и на то, кто будет справки медицинские выдавать. По большому счету, такие попытки никакого порядка по обороту оружия не дадут. Исходя из того, что происходило, молодой человек, которому было 19 лет, вполне законно получил оружие полуавтоматическое. Пошел, купил боеприпасы. Почему мы не говорим об обороте боеприпасов? Бое­припасы какие? Картечь и пули. Зачем ему картечь и пули, если у него нет лицензии на крупного зверя? Какой-то регламент должен быть и по боеприпасам. Вот эти вещи, Ильдар, надо донести, – обратился Рустам МИННИХАНОВ к депутату Госдумы РФ от Татарстана Ильдару Гильмутдинову, которому поручили представить законопроект в нижней палате российского парламента. – Оружейное лобби оно очень серьезное. Будет некий антураж: «Мы внесли». Ничего это не даст. 72 тысячи стволов только у нас в республике.

Вслед за законопроектом о внесении изменений в ФЗ «Об оружии» депутаты обсудили текст обращения к Премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с предложением взять под особый контроль меры по ужесточению нормативного правового регулирования в сфере оборота гражданского оружия. По мнению парламентариев, наряду с изменениями на законодательном уровне корректировки требуют и подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок допуска граждан к получению оружия. Речь, в частности, идет о процедуре медицинского освидетельствования, порядке получения охотничьего билета и обучении правилам безопасного обращения с оружием.

– В обращении мы говорим, что нужно создать систему взаимодействия между правоохранительными органами и медицинскими организациями, – отметила депутат Римма РАТНИКОВА. – Я предлагаю сюда добавить еще и учебные центры, которые дают разрешение на владение оружием. Вы говорили, что там программу надо усилить. Это действительно так, но даже та программа, которая сегодня есть, не проходится и не усваивается. Поэтому сюда надо добавить «негосударственные образовательные центры, которые дают разрешение».

Таким образом в текст обращения к Мишустину были внесены соответствующие изменения.

Увы, Госдума РФ и на этот раз не стала рассматривать законодательную инициативу Госсовета РТ, поскольку днем раньше успела принять во втором чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» и отдельные законодательные акты РФ». Он был внесен в нижнюю палату Федерального Собрания РФ еще в декабре прошлого года группой из семи депутатов, среди которых не оказалось ни одного представителя Татарстана. В третьем, окончательном чтении его приняли 16 июня, в предпоследний день работы Госдумы РФ VII созыва.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА:

Возраст приобретения охотничьего оружия и огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны повышается с 18 до 21 года. Исключение сделано для прошедших и проходящих на момент покупки военную службу, служащих в государственных военизированных организациях, имеющих воинские звания, специальные звания или классные чины юстиции. Кроме того, с 18 лет охотничье оружие вправе приобретать представители коренных малочисленных народов и профессиональные охотники. Наконец, в том же возрасте можно будет купить охотничье длинноствольное оружие с гладким и нарезным стволом для занятий спортом.

Расширен перечень оснований для отказа в выдаче лицензии:

– наличие двух и более судимостей;

– судимость «за умышленное преступление, связанное с незаконным оборотом оружия» и за преступления террористического характера или экстремистской направленности;

– судимость за умышленное преступление, совершенное с применением насилия в отношении детей;

– административное наказание за пьяную езду или передачу управления нетрезвому водителю;

– отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Запрет, связанный с пьянством за рулем, будет действовать до истечения срока административного наказания.

Также вводится обязательный учет всего контролируемого Росгвардией оружия и боеприпасов к нему в специальной государственной информационной системе.

Все эти положения практически совпадают с теми изменениями в ФЗ «Об оружии», которые были предложены Госсоветом РТ, а главное, как известно, не авторство, а результат. Единственный пункт, который расходится с татарстанской трактовкой, это то, что с 18 лет по-прежнему можно будет покупать газовое, спортивное, сигнальное оружие, а также холодное клинковое оружие для ношения с национальными костюмами и казачьей формой.

Важная деталь. Несмотря на то что комитет Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции установил самому себе в качестве крайнего срока подготовки законопроекта к первому чтению январь 2021 года, документ был направлен в Совет Госдумы РФ только 12 мая. То есть лишь на следующий день после того, как «казанский монстр» расстрелял девятерых и ранил 32 человек.

И последний штрих, без которого картина будет неполной. Экспресс-анализ эффективности существовавшей в гимназии №175 системы безопасности провел по горячим следам мэр Казани Ильсур МЕТШИН.

– Та система, которая была в 175-й школе, сработала, – заявил он на первом же после случившегося деловом понедельнике в Исполкоме. – Пожарная сигнализация, все 54 камеры видеонаблюдения работали, система оповещения, металлоискатель. Директор школы Амина Валеева смогла предупредить через громкоговоритель, и все этот сигнал получили, что спасло еще десятки жизней наших детей и преподавателей. Но мы никогда доселе не сталкивались с такими нападениями, и такая система безопасности оказалась недостаточной. Это проблема не 175-й школы и далеко не Казани. Это проблема всей страны.

Но и такая система безопасности есть далеко не во всех казанских школах. Например, приди Галявиев не в 175-ю гимназию, а в 143-ю школу, 30 лет не видевшую капремонта, вообще никто бы не смог закрыться в кабинетах, потому что замки там не запираются изнутри. А не закрываются они, в частности, потому, что на время проведения Кубка конфедераций ФИФА – 2017 и ЧМ-2018 учебное заведение было превращено в казарму для сотрудников полиции, Росгвардии и прочих силовых структур, после которых мебель и сантехника пришли в негодность, а двери в классах стали вылетать вместе с косяками.

Отец двух учениц 143-й школы Николай Косенков уже два года стучится во все двери, требуя провести в ней капремонт, и с помощью суда сумел его добиться, правда, пока только в отношении дырявой кровли. Потому что, по данным руководителя Исполкома Рустема Гафарова, в Казани не одна, а целых 25 школ построено более 30 лет назад и каждая из них нуждается в капитальном ремонте. Вот только денег, заложенных на эти цели в городском бюджете на 2022 год, хватит лишь на одну из них…

Вадим СЕРГЕЕВ

На главную
Яндекс.Метрика