ХАРИЗМА, ТАЛАНТ И ИСКРЕННОСТЬ ПОКОРЯЮТ СЛУШАТЕЛЕЙ

С презентацией своей новой книги «Подлинная история русского рока» Санкт-Петербург посетила американская певица и писательница Джоанна СТИНГРЕЙ, в 80-х годах дружившая практически со всеми легендами ленинградского и московского рока: Борисом Гребенщиковым, Сергеем Курехиным, Виктором Цоем, Константином Кинчевым, Петром Мамоновым и другими.

Именно благодаря Стингрей записи подпольных групп: «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры» – были впервые изданы на Западе (альбом Red Wave), что сподвигло тогдашнее руководство Советского Союза срочно принять меры по выпуску пластинок указанных рок-коллективов на фирме «Мелодия», чтобы продемонстрировать наличие «свободы и гласности в СССР». В ходе визита Джоанны в Россию корреспонденту нашего журнала удалось задать ей несколько вопросов, на которые она любезно согласилась ответить.

– Джоанна, на днях вышел Ваш совместный с Борисом Гребенщиковым альбом Stay Together, куда вошли песни, записанные еще в 80-х годах. Почему пластинка вышла только сейчас?

– Тогда мы и не думали ни о каком альбоме с Борисом. Просто дружили, общались и иногда сочиняли песни вместе. Было легко и непринужденно. Рок-тусовка в Ленинграде меня очаровала. А в прошлом году, к сорокалетию Ленинградского рок-клуба, захотелось наконец все это выпустить в достойном качестве и оформлении. Надеюсь, у нас получилось.

– А будут ли подобные релизы в будущем?

– Да, у нас в планах с Maschina Records имеется еще один альбом, но подробностей о нем по ряду обстоятельств пока сообщить не могу. Следите за новостями…

– Как Вы относитесь к возрождению группы «Кино» спустя 30 лет после гибели Вашего друга Виктора Цоя и к проекту «Симфоническое «Кино» Юрия Каспаряна?

– Положительно. Особенно в восторге от «Симфонического «Кино». Их музыка с оркестром звучит просто потрясающе! Вообще, Юрий Каспарян – невероятно талантливый человек, и то, что он делает в музыке, я всегда поддерживаю.

– Интересно также Ваше мнение о позднем творчестве Бориса Гребенщикова.

– Ценю Бориса за то, что он практически не меняется в сути своей и по-прежнему живет музыкой: концертами и записью новых композиций. Как и 30 лет назад. Иногда он присылает мне песни, и я их с удовольствием слушаю.

– Удалось ли посмотреть фильм «Цой» Алексея Учителя, вызвавший столь полярные оценки кинокритиков и зрителей?

– Нет, но я читала сценарий, и желания смотреть картину у меня не возникло. Не понимаю, зачем нужно что-то сочинять по поводу гибели Виктора Цоя, когда есть конкретные и известные всем обстоятельства случившейся трагедии. Думаю, это нехорошо и с моральной, и с творческой точек зрения. Тем более Витя уже не сможет что-то ответить на это.

– Что можете сказать о фильме «Лето» Кирилла Серебренникова?

– Фильм я полностью не смотрела, однако знаю, что определенное смещение акцентов там присутствует. Скажем, не показано, какую важную роль сыграл Борис Гребенщиков в становлении группы «Кино». А ведь так оно и было.

– Как думаете, смогли ли российские рок-группы, такие как «Аквариум», «Кино», «Алиса», встать в один ряд с классиками зарубежного рока?

– Мне трудно судить, но одно могу сказать точно: их харизма, талант и искренность покоряли и продолжают покорять все новых слушателей. И это меня нисколько не удивляет.

– Следите ли Вы за развитием русского рока?

– Нет, увы. Музыку я практически не слушаю в последние годы. Разве что записи моей дочери (улыбается). И современных российских рок-групп не знаю. Знаю и люблю лишь те, что существовали еще до моего отъезда из России.

– Помните первый концерт, на котором побывали в СССР?

– Конечно. Такое не забывается. Это было выступление «Странных игр», подпольное, насколько я помню.

– И последний вопрос. Как Вы относитесь к тому, что молодежь сейчас больше увлекается рэпом, чем роком?

– Для меня это загадка, честно говоря. Я рэп не люблю и не понимаю. Как можно променять рок-н-ролл: его драйв, мелодику и философию? Удивительно!

Джоанна Стингрей – американская певица, актриса, музыкальный продюсер и общественный деятель, одна из значимых персон и популяризаторов советской и постсоветской рок-культуры на Западе

P.S.: В заключение – цитата из первой книги Джоанны Стингрей под названием «Стингрей в Стране Чудес», демонстрирующая ее любовь и признательность друзьям юности, которые она пронесла через всю жизнь:
«Я навсегда остаюсь безмерно благодарна Борису Гребенщикову – за то, что он помог мне стать тем, кем я стала, и в наив­ной молодости дал мне цель жизни. Мне несказанно повезло оказаться у него под крылом, его тепло питало и питает мою собственную работу и мою любовь. Виктору Цою, самому настоящему другу, подарившему мне дружбу, о которой каждый из нас может только мечтать. Его честность, его смех, его доброта навсегда остаются со мной, а крылья его навсегда обнимают солнце над Санкт-Петербургом. Сергею Курехину – моему «Капитану», моему «Папе», который вдохновил меня на жизнь с огнем в крови и с желанием крушить барьеры. Он научил меня не бояться Вселенной и нисходящих на нас из нее огромных мечтаний

Фарид ДИБАЕВ

На главную
Яндекс.Метрика