Прошло почти полтора столетия с тех пор, как балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, поставленный на сцене Большого театра, со скандалом провалился, прослыв казенным и скучным спектаклем. И только по прошествии почти 20 лет в 1895 году, уже после смерти композитора, благодаря талантливым балетмейстерам Мариусу Петипа и Льву Иванову, получил свое второе рождение, с которого началось его триумфальное шествие по театральным площадкам, всемирное признание этого уникального явления русской культуры. Сегодня «Лебединое озеро» — самый популярный балет в мире, и, несмотря на множество постановок, в том числе экспериментальных, на мировых сценах, он чаще всего, включая и наш театр, идет в канонической хореографии Петипа-Иванова.
Закономерно, что именно этот спектакль продолжил программу XXXVI Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева. Великий танцовщик, поставив 1964 году «Лебединое озеро» в Венской Опере, исполнил партию Принца Зигфрида, его партнершей была английская балерина Марго Фонтейн. По окончании премьеры зрители вызывали их на поклон 89 раз! Овации длились дольше, чем сам спектакль. Так началась слава Нуриева не только как артиста, но и как хореографа.
В спектакле, прошедшем в рамках фестиваля, в партии Одетты-Одиллии на сцене царила Оксана Кардаш, ее партнером был Иван Михалев. Оба артиста представляют Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Оксана Кардаш – балерина яркого артистического дарования. Каждое движение ее Одетты, поворот головы имеют законченность и лаконичность, каждое па неторопливо и выразительно. Образ получился очень цельный и целомудренный. Приглашенный дирижер Волгоградского академического симфонического оркестра Андрей Аниханов чутко улавливал необходимый для одухотворенного монолога Одетты темп. Совершенно другая Кордаш-Одиллия. Стремительная, магически обольстительная и дерзкая, она бросает вызов всем и не дает Принцу опомниться, завладевая его волей. Она околдовала не только Зигфрида и персонажей на сцене, но и всех присутствующих в зале.
Порадовали артисты нашего театра. Хорош был стремительный и легкий, как и положено настоящему хищнику, Ильнур Гайфуллин в роли Ротбарта. В первом акте запомнились филигранным исполнением в па-де-труа Анастасия Власова, Мана Кувабара и Салават Булатов. От «Танца маленьких лебедей» зритель всегда ждет идеальной синхронности и четкости исполнения, и Анна Альтергот, Дина Андронова, Анна Мельникова, Лана Халимова ожидания оправдали, что вызывало восторг в зале. Высокую исполнительскую планку поддержали и Большие лебеди Юлия Басалаева, Лена Старкова, Олеся Пичугина. Отметим, что «Лебединое озеро» — один из самых сложных спектаклей для кордебалета и, очевидно, сотни часов репетиций не прошли бесследно – исполнительское мастерство всех артистов на мировом, достойном этого балета уровне. Среди характерных танцев стоит отметить жгучий Испанский в темпераментном исполнении Олеси Пичугиной, Алины Штейнберг, Глеба Кораблева и Ильнура Зарипова. Ну а любимцем публики стал задорный Алессандро Каггеджи в роли Шута, который задавал праздничный тон помпезным сценам бала. Озорной и очаровательный в актерском компоненте роли, он покорил зрителя эффектными прыжками и искрометными вращениями на земле и воздухе.
К счастью, в этой постановке зло отступило перед любовью, красотой, самопожертвованием и отвагой. Одетта и Зигфрид преодолели все препятствия, победив коварного Ротбарта, что всякий раз вызывает теплую благодарность зрителей.
Марина Горшкова
фото Виталий Янчишин