Рустем АХМЕТОВ. Сценарий жизни под звуки джаза

Рустем АХМЕТОВ,
режиссер-постановщик, сценарист концертных
программ Филармонического джаз-оркестра
Республики Татарстан

Наш собеседник Рустем АХМЕТОВ воссоздает старину в металлических украшениях, владеет магией художественного слова и играет настоящий современный джаз. О том, как все это может соединиться в одном человеке, узнаем у него самого.

– Рустем Ринатович, Вы отличный ювелир, настоящий мастер. Но я знаю, что не только это насыщает Вашу реальность.

– Вся жизнь, ее стиль, будущее формируются в детстве, определяются тем, что человек видит, слышит, чему его обучают с малолетства. Моя семья всегда была музыкальной. С раннего детства я слушал на виниле Дюка Эллингтона, Георгия Гараняна, других известных исполнителей. Мама хорошо пела, и сейчас на девятом десятке жизни продолжает петь. Папа, телевизионный мастер, передавал мне навыки работы с инструментом, и уже в восемь лет я мог выполнить несложный ремонт телевизора. Жили мы в Шемордане, но вскоре отец получил назначение в Елабугу, где ему поручили создать телемастерскую. Переезд на новое место стал в моей судьбе решающим обстоятельством. Елабуга – город на Каме, и отец, пристрастившись к рыбалке, начал делать блесны. Я по нашему обычаю, конечно, присоединился к нему, и мои блесны стали первым опытом работы по металлу, хотя тогда я еще не думал, что этот навык окажется столь важным в будущем.

– Кто еще, кроме родителей, приобщал Вас к музыкальной культуре?

– Руководитель духового оркестра Виктор Дмитриевич Волков. Была возможность и традиционного пути через музыкальную школу, в которой я начал учиться игре на баяне, но баян не выдержал конкуренции с духовыми инструментами. Волков создал детский духовой оркестр, начавший свою деятельность в котельной, я до сих пор помню трубы отопления, на которых висели блестящие тенора, тубы… В дальнейшем коллективу дали хорошее помещение в открывшемся «Доме техники». Важное событие того времени – знакомство на конкурсе детских музыкальных коллективов с майором Николаем Ивановичем Щуром – дирижером суворовского училища.

– И военный оркестр стал Вашим следующим этапом…

– В суворовском училище три года был воспитанником оркестра, далее срочная служба в армии, затем служба по контракту, тогда же встретил свою будущую супругу Лидию, для которой сделал свое первое ювелирное украшение. Изучая военные марши, освоил тромбон, поступил в Казанское музыкальное училище, стал лауреатом первого конкурса молодых исполнителей республик Поволжья. Между прочим, председателем жюри того конкурса был Назиб Жиганов, великий композитор, основатель и ректор Казанской государственной консерватории.

– Но когда же джаз?..

– В стенах музыкального училища мне посчастливилось учиться у Виктора Эдуардовича Деринга, хорошо известного старшему поколению музыканта, приехавшего в Казань в составе легендарного оркестра Олега Лундстрема и организовавшего в нашем городе собственный джаз-бэнд. Виктору Эдуардовичу предложили преподавать в музыкальном училище, с него и началась моя любовь к джазу, обучение, а затем работа в джазовом оркестре. Спустя годы наш оркестр перешел в Татарскую государственную филармонию им. Г. Тукая и стал знаковым казанским коллективом. Увлечение джазом помогло мне раскрыть талант сочинительства.

– Вы стали сценаристом джазовых концертов?

– Первый опыт – для собственных детей, для них я придумывал сказки. Они, особенно дочь, требовали, чтобы сюжеты не повторялись. Приходилось все время фантазировать, создавать новых героев, их приключения. Отцовские «навыки» пришлись кстати, когда наш коллектив взялся за популяризацию джаза среди подрастающего поколения. Я начал писать сценарии для концертов в виде сказок, с элементами игры. В этом активное участие приняла Лидия, моя жена, она же директор Филармонического джаз-оркестра РТ. Получилось хорошо, и программы джаза для детей идут с успехом начиная с 2014 года.

– В начале нашего разговора Вы упомянули об изготовлении блесен для рыбалки и о том, что это имело воздействие на Ваше будущее. Интересно, какое же?

– Лидия как-то принесла домой пару сережек, и, глядя на них, я подумал, что могу сделать гораздо лучше. Жена не поверила, пришлось доказывать делом. С этой пары и началась история изготовления украшений из металла.

Как-то услышал мнение, что мои изделия очень красиво смотрятся со сцены. Я ведь делаю украшения из металла методом чеканки для творческих коллективов, музыкантов, танцоров, фольклорных ансамблей. А вот искусство чеканки мы с отцом отрабатывали на своих первых блеснах. На украшениях качество исполнения, конечно, другое, но идея в точности такая.

Однако сделать браслет или серьги – полдела. Важно, чтобы они выглядели как сотни лет назад. Ювелирное искусство древнее. К сожалению, недрагоценный металл подвержен коррозии, поэтому большинство сохранившихся ранних образцов украшений датируются XII–XIII веками, при том, что золотые изделия остаются в неизменном виде с эпохи фараонов. Со временем менялся материал и совершенствовалась техника изготовления. Известно, что первые украшения в Поволжье делались из меди и бронзы, серебро и золото были мало доступны. Искусство чеканки появилось еще до нашей эры. Непрерывно развиваясь, с середины XIX века оно прочно вошло в технологию монументального искусства. К слову сказать, серьги, а вернее подобие серег, изначально были височным украшением, прокалывать уши женщины стали несколько позже.

– С чего начинается изготовление изделия?

– С изучения исторического и археологического материала. Много времени провожу за исследованием документов, рисунков и фотографий древних артефактов. Иногда требуется значительный период, чтобы понять, расшифровать, как мастер в старину сделал ту или иную вещь, какие применялись технологические приемы. Вопрос не только в эстетике украшения, необходимо, чтобы его вид соответствовал исторической правде.

– Это важно?

– Очень! С давних пор люди жили в гармонии с природой и свои идеи, в том числе и для украшений, брали из окружающего мира. В этом легко убедиться, изучая орнаменты старинной одежды народов Поволжья. Здесь и древо жизни, и символы солнца. Традицию можно проследить в одежде, украшениях татар, марийцев, удмуртов, чувашей, русских. Глубинная мудрость каждого народа опирается на созерцание первозданной красоты. Поэтому старинные ожерелья, кольца, браслеты становятся не просто эстетическим объектом, а оберегом, свидетельством тайной силы, данной еще древнему человеку, сохранить которую необходимо и человеку нового времени. Именно так я воспринимаю создание украшений.

– А начало было положено парой сережек для любимой супруги!

– Сегодня мои изделия приобретают многие коллективы и артисты. Помимо металла, использую полудрагоценные камни: бирюзу, имеющую большую ценность в татарской традиции, сердолик. Постоянно читаю, вникаю в историю Поволжья, Булгарского царства. В моем распоряжении богатейший исторический материал. Украшения, традиции в изготовлении одежды, волшебные узоры – это целый мир, на исследование которого можно потратить не одну жизнь. Поэтому мое хобби, начавшееся парой сережек, стало настоящим профессиональным делом.

– Рустем Ринатович, благодарю за интересную беседу. Удачи Вам!

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика