Смущенье разума, смятенье чувств…

Три зала эпатажа, эксцентрики, тонкого юмора, едкой сатиры и – неожиданно – уважения к основам основ христианского вероисповедания. Все это выставка печатной графики Сальвадора Дали и мультимедиа «Сюрреализм – это Я» Галереи современного искусства PS Gallery (г. Санкт-Петербург), которая представлена в Галерее современного искусства ГМИИ РТ. Творчество испанского живописца, графика, скульптора, режиссера и писателя справедливо считается неординарным, трудным для восприятия неподготовленного человека. Поэтому для любого, кто готов войти во вселенную Дали, организована мультимедийная зона, где в мягких удобных креслах под негромкую мелодичную музыку гость погружается в «Живые сны» – путеводитель по уникальному миру движущихся картин. Время, место, желания, наконец, собственное эго исчезают…

Очнувшись от грез после просмотра фильма, который демонстрируется на все четыре стены первого зала, отправляемся к самим картинам. Там нас ждет сам Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь (таково полное имя гения). Он смотрит с хитрым прищуром на посетителей (кстати, фотографии оригинальные), будто хочет подловить реакцию на свои произведения, а ведь, честно говоря, порой хочется ее скрыть от посторонних глаз, очень уж неадекватными, порой безумными кажутся всполохи талантливого ума, отраженные на бумаге.

На данной выставке Дали предстает перед нами иллюстратором. И удивляет. Те, кто хорошо знаком с творчеством сюрреалиста, его живописью, судьбой и необузданным характером, вдруг чувствуют нежность и трепет в рисунках, раскрывающих содержание Библии (особенно «Песнь песней царя Соломона»), такт и академичность в изображении Маргариты (цикл «Фауст»). Он строг и ясен, рассказывая о героях «Божественной комедии» Данте. Огромный плюс организаторам выставки за цитаты из этого литературного произведения под каждой картиной. Серия работ «Поиски Грааля» – изящный, даже какой-то мимолетный штрих, «Дон Кихот» удивляет иллюзорностью и хрупкостью, а испанские мотивы – огнем страсти и буйством красок. Наверное, самые спорные, неоднозначные в восприятии цикл «Озорные сны Пантагрюэля» и иллюстрации к рассказам Джакомо Казановы, наполненные грубой эротикой и не всегда приятными ассоциациями. Явно Дали озорничает, смеется над зрителем, заставляя окунуться в чуждый добропорядочному человеку мир… Или выступает как психотерапевт, вытаскивая наружу скрытые страхи и глубинные переживания?

Любое произведение противоречивого и, безусловно, талантливого художника насыщено огромным количеством мельчайших деталей, каждая не случайна, каждая несет смысл. И не обязательно пытаться понять, что сказал автор, главное – найти для себя в этой магии резкости штриха и мягкости акварели то, что наполнит собственные разум и душу. Простим неукротимого маркиза за сарказм и скабрезности, странно – но они прекрасны, как все, что он создал.

Я думаю, ни на одной выставке любого художника невозможно испытать такой богатый спектр эмоций, как на экспозиции картин Дали. От ужаса до восторга, от омерзения до восхищения, от волнения до успокоения, от желания сквернословить до слов благоговения, от протеста до принятия – именно так!

Светлана СНЕГИРЕВА

На главную
Яндекс.Метрика